Усыплять бездомных животных разрешили в крае
В Хабаровском крае в начале июня официально разрешили усыпление бездомных животных, а также ввели обязательную регистрацию домашних питомцев. Закон, одобренный краевыми депутатами, подписал губернатор Дмитрий Демешин. Стоит отметь, что схожий федеральный законопроект, который Госдума обсуждала в марте, после протестов зоозащитников по всей стране, парламентарии отложили, решив дождаться отзыва правительства РФ.
Раздрай регионов
Страсти бурлят и в краевой столице. В последние годы в крае действовала система стерилизации «ОСВВ»: отлов – стерилизация – вакцинация – возврат. Но проблема с бездомными собаками все равно оставалась актуальной. Каждый новый случай нападения на людей вызывает в обществе бурление. Эмоций хватает, а вот цифр, расчетов и спокойного обсуждения проблемы особо не видно.
Показательно, как нынешней зимой происходило продвижение очередного закона о собачьей эвтаназии. Сначала, судя по разным утечкам, в столице, понимая, что проект не будет иметь огромную популярность, предложили высказаться регионам. Однако спешка была такая, будто авторов проекта самих покусали: в прессе особой кампании в поддержку не было, статистики общественности почти не предъявляли, экспертов мы опять же почти не слышали и не видели, разве что ужасные случаи в разных регионах (в том числе и в Хабаровске) создавали яркий эмоциональный фон. Притом что в целом ряде резонансных смертей, как пишут СМИ, виноваты оказались псы, у которых хозяева есть!
Тем временем к 19 марта, когда в Госдуме должны были рассматривать нашумевший закон, многие регионы успели определиться. Как писал «Коммерсант», по данным профильной думской рабочей группы, документ получил поддержку со стороны исполнительной или законодательной власти в 59 субъектах РФ, а в ряде случаев – сразу обеих.
Но против высказались власти Белгородской, Тюменской и Нижегородской областей, Севастополя, а также Санкт-Петербурга, причем там отрицательный отзыв подготовили и парламент, и губернатор. В общем, желанного единства в поддержке собачьей эвтаназии было не видно.
Тем временем противники закона успели за пару недель собрать более 33 тысячей подписей «против», акции протеста прошли в целом ряде крупных городов, в том числе и в Хабаровске (об этом мы писали в мартовском «ХЭ» № 12 в статье «Люди и звери»). В итоге федеральные парламентарии не захотели быть крайними, и 17 марта стало известно: рассмотрение закона в первом чтении отложили и отправили на отзыв правительству РФ, которое, насколько известно, хранит молчание и по сей день.
Где деньги, Зин?
Между тем, проблема-то никуда не делась, надо что-то делать, с этим согласны все. Однако эвтаназия, как указывают зоозащитники, очень простой, но жестокий и, увы, мало что решающий способ.
Тут стоит напомнить еще пару моментов. В свое время наши федеральные власти предпочли пойти по, так сказать, гуманному пути, который требовал комплексных и дорогостоящих решений. Помимо наведения порядка в стерилизации и чипировании, штрафов и узаконивания собак как собственности владельцев предполагалось повсеместное сооружение приютов для бездомных животных (а это не только собаки).
Однако, как писала федеральная пресса, в 2023 году Минприроды РФ оценило количество действовавших тогда приютов: их было 632, большая часть из которых – частные. А потребность в новых была вдвое больше: требовалось, по оценкам ведомства, построить еще 674! А за чей счет их будут строить – тишина…
Тогда же СМИ писали, что, по оценкам зоозащитников, лишь в паре десятков крупных и богатых регионов РФ добросовестно выполняют программу ОСВВ. У остальных не то, чтобы нет желания, а чаще всего просто нет денег на эти цели. Главное, как известно, у нас сейчас совсем другое. И, если вы помните, дорогой читатель, сколько лет в нашей хабаровской мэрии сообщали о том, что в городе вот-вот начнется строительство приюта (да, он в итоге появился, но их-то городу нужно несколько), то оцените реалистичность и бюджетность действий властей в этой сфере.
Может быть, неслучайно, что в июле 2023 года Госдума одобрила законопроект, который позволял региональным властям самим решать судьбу бездомных животных. В плачевной ситуации многих муниципалитетов было понятно, куда теперь дует ветер. В итоге еще до нынешнего скандала было известно, что уже в каждом пятом регионе определились: в 17 субъектах действуют правила, позволяющие умерщвлять бродяг. Теперь в эти ряды влился и Хабаровский край.
4 тысячи укусов
Краевые парламентарии подавляющим большинством голосов 28 мая приняли закон и поправки об ответственном обращении с животными – сразу во втором и третьем чтениях. В начале июня его подписал губернатор. Отметим, что новинки в местный «собачий» закон хабаровские избранники тоже планировали внести еще в марте, но тогда, после поднявшейся бучи, рассмотрение документа, как и в Госдуме, отложили.
Любопытно, что на сей раз, в отличие от марта, пресс-служба краевой думы выпустила более обстоятельный релиз, в котором появился и такой абзац – со статистикой: «Внесение изменений вызвано сложными ситуациями в муниципальных районах по угрозе жизни и здоровью граждан от сбивающихся в стаи бесхозяйных собак. По данным ветеринарии края, ежегодно регистрируется более четырех тысяч нападений и укусов людей собаками, в том числе, примерно 50% от общего количества укусов приходится на бродячих, бесхозяйных собак. С законодательной инициативой выступил Хабаровский муниципальный район».
Хотелось бы, конечно, более обстоятельного анализа, со статистикой и динамикой за несколько лет, с оценкой предпринятых властями мер, указанием необходимых бюджетных сумм, но – поздно: новый закон подписан.
Несогласные хабаровчане, насколько нам известно, направили коллективное обращение на имя председателя Совета Федерации и председателю комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Они также массово пишут жалобы в адрес местных депутатов и правительства. И даже решили в знак протеста организовать в июне согласованный автопробег (6+).
30 дней на жизнь
Согласно новому региональному закону, умерщвление допускается в нескольких случаях. Например, если животное не удалось пристроить новым хозяевам, а также при нанесении серьезных повреждений человеку.
А если «на районе», например, рядом со школами, больницами или жилыми домами обнаружат стаю из четырех и более хвостатых, власти могут объявлять режим некоей «экстраординарной ситуации». Это подразумевает, что стая создает опасность для людей, и собаки становятся кандидатами на усыпление.
Режим экстраординарной ситуации, уточняется на сайте краевой думы, будет вводиться на срок не более трех месяцев. Отловленных собак будут помещать в пункты содержания. Информацию о каждом животном разместят на специальном сайте не позднее трех дней со дня отлова. Решение о гуманном умерщвлении будет принято не ранее 30 дней со дня отлова. Именно такой срок отводится на поиск новых хозяев.
Решение об этом будут принимать коллегиально, заверили депутаты. И сообщили, что в состав такой комиссии «могут входить» представители МЧС, МВД, администрации муниципалитета, управления ветеринарии, зоозащиты и общественных организаций. Обязательным условием станет предъявление подтверждения опасному поведению животного: видео или другие свидетельства, предоставленные очевидцами. Такое же решение примут в случае, если собака причинила человеку тяжелые травмы, вплоть до летального исхода.
Как и прежде, сначала бездомных животных отловят. Причем даже если они уже были стерилизованы и помечены биркой. Раньше при наличии такого «украшения» в ухе в отлове могли отказать. Дескать, бездомыш уже побывал в приюте и получил все необходимые процедуры. Теперь же агрессивного пса изловят, отправят в пункт временного содержания, где он будет жить 30 дней. И если владельцев или новых хозяев не найдут, собаку ждет усыпление.
За и против
– У нас сразу возник вопрос: а кормящая сука с маленькими щенками – это тоже будет стая? – говорит зоозащитница, экс-депутат краевой думы Наталья Коваленко. – Они тоже будут подвергаться эвтаназии?! А еще, если раньше, до принятия этих поправок, нельзя было отлавливать на улице животных с ошейниками, там, с бирками, так как они условно хозяйские, теперь отлавливать будут всех. То есть получается, любой человек, потерявший собаку, в нынешних реалиях ее может и не найти?
Общественник, бывший депутат гордумы Хабаровска Андрей Никонов, наоборот, считает, что негуманность – это когда бездомные и никому не нужные собаки годами живут в приютах, зачастую в тесных клетках, испытывают страдания из-за холода и жары.
– Я поддерживаю этот законопроект и надеюсь, что те нормы, которые приняты, будут полезны. И все-таки мы избавимся от бродячих собак. Эти своры прекратят приносить зло для людей! У меня есть дома собака, я люблю животных, но мы говорим про злобных уличных псов. Это совершенно другое! Приоритет должен быть за безопасностью людей, – согласен с депутатами Андрей Никонов, глава общественной организации «Дело жизни».
В общем, еще многое неясно. Кроме, на наш взгляд, одного: власти сделали ставку на жесткие меры, но не предложили системного решения. И пока конфликт между «защитниками людей» и «защитниками животных» только набирает обороты, на улицах остаются и агрессивные стаи, и беззащитные животные…
Виктория Андреева