Как в крае помогли развивать каршеринг
Каршеринг, или, выражаясь проще – прокат авто, понятие в Хабаровске относительно новое. Однако краевой фонд поддержки малого предпринимательства успешно помогает бизнесу региона. Среди сотни предприятий, которые уже помогли в этом году в рамках нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», есть и каршеринговое.
Все чаще предприниматели края обращаются в краевой фонд поддержки малого предпринимательства, многих привлекают невысокие процентные ставки.
– Всего с начала года Фондом выдано 97 микрозаймов на сумму 220,5 млн рублей. Это на 24% больше по количеству и на 33% больше по объему выданных средств, чем за аналогичный период 2024 года. В лидерах – торговые и промышленные предприятия. Но есть и уникальные для фонда виды деятельности, как, к примеру, каршеринг. В этом году мы впервые предоставили заем предприятию, занятому каршерингом, – рассказала Наталья Шалимова, директор краевого фонда.
В нашем крае к приоритетным направлениям малого предпринимательства, развитие которых стимулируется максимально низкой ставкой, с 2022 года относятся социальное, молодежное, женское предпринимательство, IT, обрабатывающие производства, сельхозкооперация, туризм, экспорт, гостиничный бизнес, общепит, самозанятые и др.
Предприятие, которое возглавляет Александр Бочкарев, на рынке автосервисных услуг Хабаровска работает с 2016-го. Начинали, как и многие, с продажи японских запчастей, в 2019 году перешли к кузовному ремонту и аренде авто, а с 2023 года – среди услуг появился каршеринг.
Тут стоит пояснить, что каршеринг и аренда машины – не одно и то же. Основное отличие заключается в поминутной оплате, бесплатном доступе к парковке, заправке и автомойке. Также водитель, к примеру, может подключить КАСКО за дополнительную плату. То есть это целый комплекс услуг.
Как указывают эксперты, особо выгодны услуги каршеринга для кратковременной поездки по городу: получается, что по цене сегодня путь обходится вдвое дешевле такси или проката. Более того, ближайшую к вам машину можно забронировать через приложение – на карте отобразятся все доступные автомобили.
А на первых этапах автопарк у Бочкарева состоял всего из 15 авто на прокат.
– Сейчас доля каршеринга – более 60% в общем объеме предоставляемых нами услуг. В парке – 85 японских, корейских и китайских автомобилей, в клиентской базе около пяти тысячи пользователей, и спрос растет. Конкурентов у нас немного, каршеринг – бизнес непростой, легко начать, но нелегко развивать из-за высоких рисков, – рассказывает предприниматель.
Пользоваться каршерингом могут далеко не все водители. Ведь клиент обычно регистрируется через мобильное приложение. А там требуется указать номер телефона, фото паспортных данных и водительского удостоверения. И среди обязательных условий: возраст от 21 года и стаж вождения – два года категории «В».
Практически на всех пути развития хабаровский автосервис получал финансовую господдержку. Последний заем предприятие получило в марте: три миллиона рублей. По словам предпринимателя, эти деньги нужны для нормальной работы предприятия, позволяют своевременно пополнить запасы материалов и запчастей, проводить ремонт и обслуживание автопарка.
Самые дешевые у Бочкарева авто – марки Nissan Daze и Nissan Note. Тариф на них составляет восемь рублей в минуту. Самая дорогая – Chevrolet Camaro, прокатиться на которой можно за 32 руб. в минуту. Немного дешевле обойдется, к примеру, поездка на Toyota Prado – 28 руб.
Все машины застрахованы по ОСАГО, некоторые – по КАСКО. По словам хабаровского предпринимателя, оформлять полис КАСКО для каждого авто сейчас невыгодно из-за высоких тарифов. Но пользователь может воспользоваться соответствующей услугой в приложении. Стоимость поездки при этом увеличится на 15%.
– Наши клиенты делятся на два типа. Первым надо недорого добраться из точки А в точку Б, спросом у них пользуются обклеенные японские авто. Вторая категория выбирает модели премиум-класса: Prado, Crown и другие. Их мы стараемся не обклеивать – молодежи, например, бывает некомфортно везти девушку в ресторан на маркированном автомобиле. Или приезжают бизнесмены с запада, иногда чиновники, которые берут сегмент подороже, попристижнее.
Фонд поддержки малого предпринимательства края совершенствует работу по поддержке МСП, вводя новые микрозаймы. В том числе – для поддержки промышленных и технологических предприятий, для малого бизнеса. В этом году поддержку фонда уже получило около ста предприятий края.
Стоит отметить, что пользоваться каршерингом могут далеко не все водители. Ведь клиент обычно регистрируется через мобильное приложение. А там требуется указать номер телефона, фото паспортных данных и водительского удостоверения. И среди обязательных условий: возраст от 21 года и стаж вождения – два года категории «В». Пройти верификацию, к примеру, не могут люди с долгами перед судебными приставами и автолюбители, которых ранее лишили водительских прав.
Блокировка пользователя тоже возможна, но не имеет такого массового характера, как в случае с самокатами – водитель, по словам Александра Бочкарева, должен быть уж совсем «негодяем или хулиганом», чтобы водителю навсегда ограничили доступ к услуге каршеринга.
В ближайшие пять лет владелец предприятия планирует увеличить автопарк до 200 машин разного класса комфорта. А еще предприниматель хочет открыть большой автосервисный комплекс. Бизнес просто обязан расти, если есть такая возможность!
Ольга Дмитриева