Рубрика: Ваше право

Собачье сердце, людские души и обращение к президенту

Митинг в поддержку бездомных животных прошел в поселке Горького в Хабаровске. Зоозащитники и им сочувствующие в эти мартовские дни в разных регионах страны собирались, чтобы заявить о протесте против федерального законопроекта, позволяющего усыплять бездомных собак. 

Воскресное утро у чернявого дворового пса Мишки явно не задалось. Понежиться в лучах солнца на любимом месте – у памятника пролетарскому писателю Горькому, на одноименной хабаровской площади – не удалось. Разбудили голоса людей, которые ближе к полудню начали стягиваться на площадь и разворачивать большие плакаты.

Стало шумно. Мишка опасливо смотрел на людей и чужих собак, потом решил подойти поближе. Благо, чернявого не прогоняли, а наоборот, гладили и угощали. 

Пока Мишка хрустел вкусняшками, люди на площади решали важный вопрос: жить или не жить ему и таким же, как он, хвостатым дворнягам. И если бы наш мохнатый знакомый мог читать, он бы узнал: тут проходит митинг хабаровских зоозащитников против поправок в федеральный закон, которые разрешат усыпление бездомных животных. 

Сообщается, что после принятия Госдумой РФ этих поправок регионы страны смогут сами, независимо от Москвы, решать – как поступать с безнадзорными животными. К примеру, устанавливать предельные сроки содержания в приютах, а по их истечению – усыплять всех бездомных животных, которых не удалось пристроить к людям после отлова. Скажем, того же Мишку. Такой вот федерализм и децентрализация…

К слову, в регионах и без того уже наблюдается разброд и шатания. В большинстве зоозащитникам не очень рады, но, как сообщают СМИ, акции протеста прошли в десятках мест, к примеру, в Ижевске и Башкирии, а также в Южно-Сахалинске. При этом, по данным «Новых Известий», в Москве сотни людей собрались «у стен президентской администрации с целью передачи обращения, выражающего их несогласие с законопроектом депутата Нины Останиной». Акция была несогласованной, но полиция мер принимать не стала. 

А вот в Хабаровске в мэрии митинг дозволили. Но протестовать городские власти зоозащитникам разрешили только на окраине, в поселке имени Горького. А еще для этого свободного волеизъявления горожанам выделили аж три часа – с 12:00 до 15:00. 

Впрочем, до этого тут и гавкнуть было сложновато. Мы, скажем, пытались неразумно поговорить с зоозащитниками. Но стражи правопорядка подходили и вежливо просили не общаться на тему митинга «раньше положенного времени». Как говорится, демократия – это вам не вседозволенность!

В итоге высказаться в защиту собачьих жизней пришла, если бы Мишка мог считать, примерно сотня двуногих. Были они с детьми и с плакатами, а кое-кто и со своими домашними питомцами. Породистых собак в ярких костюмчиках и разноцветных шлейках, Мишка высматривал, казалось, особо. У него самого видны белые «точки» на морде: видать, кто-то в роду у бездомыша все же согрешил с благородными хаски?

Очевидно, что идея усыпления бродячих псов и кошек столь популярна из-за продолжающихся случаев нападений. Жертвами таких опасных атак становятся как взрослые, так и дети. Скажем, толчком к пересмотру законодательства послужил трагический случай в Ставрополье, где девочка погибла от нападения собачьей стаи. А еще прямо в день проведения хабаровского зоомитинга бродячие псы насмерть загрызли мужчину в Бурятии. Памятны смертельные случаи и у нас в Хабаровске. Однако как бы противников и сторонников животного мира не переполняли эмоции, хотелось бы, чтобы их диалог опирался на факты, статистику и научный, комплексный, поистине государственный подход к этой давней проблеме. К сожалению, именно такого подхода, кажется, пока и не хватает…

Меж тем, первой в руки микрофон взяла руководитель приюта для животных «Милосердие» Ольга Огай. Она привела пример времена СССР, когда, по ее словам, безнадзорных собак тоже убивали, но число хвостатых на улицах не уменьшалось.

– Сегодня утром мне продавец из соседнего магазина рассказала, что ей подбросили коробку с восемью щенками. Меня интересует, кто же занимается этим? Не сами же собаки. Очевидно, что это делают люди! Но почему же наша власть не предпринимает никаких действий и не наказывает виновных? – заявила с трибуны зоозащитница. – Хабаровские депутаты поддержали закон об эвтаназии. Законопроект, который внесли на рассмотрение в Госдуму федеральные депутаты, предполагает эвтаназию всех бездомных животных, которых не пристроили после отлова. Это предполагает убийство бродячих животных! 

На митинге уверяли, что такие жесткие меры не решат проблему, а только сделают людей злее и равнодушнее.

– Мы считаем, что бездомные животные не должны оставаться на улице. Но вместо того, чтобы просто их отловить, надо разобраться, почему они оказались на улице, – говорили с трибуны активисты. – Массовое истребление животных не спасет от укусов собак!

Наш знакомый пес Мишка кусаться пока не планировал, а бродил меж людей. Столько любви и внимания, пожалуй, не испытывал за всю свою собачью жизнь. Одни трепали его по мохнатой голове, а другие угощали лакомством.

Особо активные продолжали с трибуны приводить доводы против усыпления дворняг и предлагали свои методы решения «бродячего вопроса». 

– Нужна обязательная регистрация животных, чтобы устанавливать хозяев, которые выпускают собак на самовыгул или выбрасывают их. Штрафы для таких безответственных людей должны быть существенными! Необходим мораторий на размножение беспородных животных и жесткий контроль заводчиков породистых собак и кошек, – громко говорила в микрофон владелица еще одного приюта.

По мнению ряда ораторов, наибольшую опасность представляют собаки, которые находятся на привязи у своих владельцев. Эта проблема особенно остро стоит в частном секторе или районах вблизи промбаз, где часто происходят конфликты с животными.

– Я много лет работаю волонтером в приюте для животных, накопила большой опыт общения с собаками. Могу с уверенностью сказать, что агрессию проявляют в основном те собаки, которые были брошены! – говорит одна из выступающих. – Те псы, что всегда жили на улице, обычно забиваются в угол и стараются спрятаться. Сегодня собака на самовыгуле может быть доброй, а завтра она может проявить агрессию!

По словам владелицы приюта «Элин дом» Светланы Лазаревой стерилизовать надо не только бездомных животных, но хозяйских тоже.

– Не каждый может позволить стерилизовать питомца за семь тысяч рублей! Это средняя стоимость процедуры в Хабаровске. Поэтому мы предлагаем чиновникам выделить средства на единовременную стерилизацию всех животных, включая домашних. А также нужны приюты, куда люди смогут отдать питомцев, если не смогут больше их содержать. За содержание животного в приюте будет взиматься небольшая ежемесячная плата. Для строительства новых приютов и передержек необходимо организовать государственно-частное партнерство, – повторяет старые доводы зоозащитница.

Что такое собачий приют, наш Мишка знает не понаслышке. Об этом свидетельствуют зеленая бирка в правом ухе. Хочет ли он снова туда? По собачьим глазам не понять. Вдоволь нагулявшись среди толпы, пес залез на самый высокий сугроб и стал свысока наблюдать за происходящим. 

А там уже выступала Екатерина Мулина, единственный депутат гордумы от СРЗП (остальные 34 там, напомним, из «ЕР»). В отличие от большинства краевых коллег, проголосовавших за поправки к закону (там против был лишь мулинский однопартиец Сергей Безденежных, а воздержался Юрий Кондратчик из «Новых людей» – Прим. Ред.), Екатерина Мулина уверяет, что меры контроля должны быть гуманнее.

– Собаки должны быть зарегистрированы и находиться под ответственностью владельцев. Уничтожение собак не приведет к уменьшению их количества на улицах. Эвтаназия – это не способ решения проблемы, а путь к деградации общества! – выступила депутат.

Во время митинга активисты собирали подписи против закона, заполнили больше десятка листов. Направить их планируют президенту и губернатору. 

Спустя почти три часа обсуждений люди стали сворачивать кричащие плакаты. А Мишка, как мне показалось, тоскливо смотрел в след собакам, которых хозяева на поводке уводили и увозили домой. Этому бродяге, похоже, при любом исходе споров собачьего счастья в этой жизни не видать? 

Екатерина Подпенко