Рубрика: Культура

После драматичного пожара, лишившего хабаровский музтеатр здания, коллектив продолжает действовать и радовать поклонников премьерами. Между тем, с не меньшим интересом хабаровчане продолжают следить за действиями властей по восстановлению сгоревшего театра. 

Студенты архитектурного института ТОГУ приступили к фотосъемке барельефов, расположенных на здании пострадавшего от пожара краевого театра. Это является подготовительным этапом к созданию 3D-модели барельефов для их дальнейшего восстановления.

Как сообщили в Минстрое края, губернатор поставил задачу максимально сохранить облик барельефов с театральными масками. Согласно планам ведомства, воссозданную композицию планируют установить вблизи театра или на территории парка «Динамо». Инсталляция будет выполнена на основе лучшей студенческой работы.

Напомним, в конце января началась подготовка к сносу здания, краевые власти решили, что новый театр построят на том же месте. В разное время сообщалось, что на восстановление может уйти, по предварительным оценкам, до 10 млрд. руб., а сроки открытия осторожно прогнозировались как 2028-2029 год. 

При этом проект нового здания ХМАТ планируют утвердить весной. Об этом сообщал журналистам сам Дмитрий Демешин по итогам осмотра площадки, где начался снос строения. Известно, что появились новые требования к организации внутреннего пространства здания. Так, нужно больше помещений для цехов по пошиву костюмов, расстояние между рядами в зале должно быть увеличено. 

Правда, прежде было непонятно, а что же собственно появится на прежнем месте? Ранее региональное отделение Союза архитекторов России высказывало пожелания о проведении открытого конкурса на разработку проекта театра, ведь представленные на суд людей эскизы вызвали много вопросов.

Чтобы прояснить ситуацию с проектом, Союз архитекторов направил запрос в адрес краевых властей. И в начале февраля стал известно, что пришел ответ из регионального Минстроя. Как сообщили dvnovosti.ru, и.о. министра Анастасия Зотеева (заняла этот пост в декабре, прежде работала в структурах «Росатома», гендиректором строящейся в Турции АЭС. – Прим. «ХЭ») сообщила, что «ввиду ограниченных сроков» проведение открытого архитектурного конкурса на строительство здания театра «не представляется возможным». Вместо этого, указывает DVHAB.ru, решено пойти другим путем – частично использовать при строительстве старый проект. 

«В Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий имени Мезенцева (Москва) направлен запрос по предоставлению архивного проекта на здание музыкального театра. Также в целях создания композиции с барельефами ХМТ планируется организация конкурсных работ среди студентов ТОГУ» – цитирует сайт ответ главы Минстроя. 

Также в письме отмечается: подготовленная проектная документация на объект будет рассмотрена на заседании градостроительного совета при губернаторе. Так что на суд архитекторов и других специалистов ее все-таки представят, делают вывод журналисты. 

Ну а пока длится разбор останков здания, который, возможно, завершится только летом, верные поклонники театра стремятся не пропустить ни одной его премьеры.

Еще в декабре на их суд на сцене ОДОРА был представлен балет «Метель» (12+). Эта постановка основана на одноименной повести Александра Пушкина (12+). Музыка, звучащая в спектакле, также знакома подавляющему большинству зрителей. Она написана композитором Георгием Свиридовым к кинофильму «Метель» (1964 г., 12+).

Изначально балет задумывался как вторая часть спектакля «Сны Пушкина» (12+), где в первой части должна была прозвучать опера «Евгений Онегин» (12+). Премьеру «Снов» планировали на октябрь. Но огонь внес свои коррективы.

– Еще летом мы выполнили большую часть работы, мы уходили в отпуск с уже фактически созданным спектаклем. Оставалось только пошить костюмы и изготовить декорации, что осенью и сделали. Пожар все уничтожил! Пришлось все делать заново, но, мне кажется, получилось даже лучше, – поделился в декабре с журналистами худрук театра Никита Туранов. 

Балет пришлось адаптировать к новой, меньшей площадке. Но из спектакля не убрали ни одного артиста. И все действие проходит под живую музыку, хотя в ОДОРА нет оркестровой ямы. Оркестр под руководством дирижера-постановщика Аси Фурты расположился в глубине сцены, скрытый экраном. Там же находятся артисты-вокалисты и хор.

– Чтобы дирижер мог взаимодействовать с артистами, на полу расположили мониторы, – объясняет Никита Туранов. – По прямой видеотрансляции дирижер видит, что происходит на сцене, а артисты-вокалисты видят дирижера! Эту схему мы опробовали на восстановленном спектакле «Больше, чем любовь» (12+). Конечно, есть сложности, но такая практика оказалось вполне удачной!

– Так как площадка меньше, пришлось немного поменять рисунки в танце. Но все получилось красиво и адаптировано для этой сцены, – считает балетмейстер-постановщик Андрей Крылов. – Музыка Свиридова берет за душу, держит долго и не отпускает. И мне хотелось донести ее до зрителя. Я не просто хотел оживить метель, но и углубить каждый персонаж повести, попытаться понять, что чувствуют герои. Это достаточно тонкая работа и в плане семейных ценностей, и любви, и судьбы. 

Неповторимости спектаклю добавляет использование вместо обычных декораций видеороликов, созданных специально питерской видеохудожницей Татьяной Мист. Огромную роль играет на сцене и свет, художником по свету выступил молодой режиссер ХМТ, недавно представивший зрителям премьеру «Мцыри» (16+) Федор Шалагин.

Оперу «Евгений Онегин» (18+) в концертном исполнении можно будет увидеть 28 февраля, а балет «Метель» – 16 и 26 февраля. 

Что ж, зритель сопереживает за несчастную невесту Марью Гавриловну, которую блестяще исполнила Александра Рыкунова. Сочувствует влюбленному Владимиру Николаевичу (Александр Сергеев), волнуется за Бурмина (Сергей Щербаков). И, казалось, всем залом ненавидели красивую, но коварную Метель (Виктория Новикова), которая постоянно вмешивалась в судьбы людей...

Марина Кутепова, Оксана Божко