Рубрика: Туризм и природа

Увидеть красоту и не заблудиться

Сахалинские любители активного туризма создали сайт, на котором собирают проверенные треки для пеших походов, автопоездок и водных путешествий с акцентом на регионы Дальнего Востока и Сибири. 

В базе уже более трех тысяч маршрутов с подробным описанием и фото. Руководитель проекта Иван Запорожец, предприниматель и программист, рассказал EastRussia, как пришел к этой идее и почему привычные онлайн-навигаторы пасуют перед «ИдиЛесом».

– Проект начался в 2013 году: у меня была фирма по разработке сайтов, которая в тот момент закрывалась и нужна была новая идея. Решил создать приложение для походников. Само приложение быстро сделать не получилось, поэтому для начала просто создали каталог маршрутов. И вот в апреле 2014-го мы сделали пост на местном форуме, что делаем такой сайт... На форуме поднялась большая буча, что никто с вами никогда не поделится никакими маршрутами и вообще не смейте открывать этот сайт! Эта ситуация привлекла внимание СМИ, про нас сняли несколько сюжетов, написали в газетах, и в итоге у нас появилась большая база адресов заинтересованных людей.

– А противники чем мотивировали позицию?

– Это были, как я их называю, радикальные туристы: они очень сильно переживали, что, когда пойдет большой поток туристов, красивые места будут вытоптаны, замусорены. Поэтому они, как любители природы, говорили, что мы с вами не поделимся, и никто из наших знакомых с вами тоже не поделится такой информацией. Другие просто угрожали.

– Забегая вперед – они оказались правы?

– Вот живой пример на Сахалине: раньше местные жители знали всего несколько турмест, куда можно было отправиться на выходные. Одной такой локацией были полянки на «Лягушке», место так называется. И эти полянки были вытоптаны очень сильно. Но вот прошло 10 лет, сейчас поток туристов распределился в другие места, нагрузка на «Лягушку» радикально снизилась.

То есть – появилось в инфопространстве большое количество других мест, где можно проводить выходные. И люди стали ездить в разные места! А раньше на «Лягушке» целый километр был полностью заставлен машинами и людьми. Сейчас там трава выросла прям в рост человеческий, там уже нет полянок. То есть, когда люди получают доступ к большому количеству мест, трафик распределяется, кто-то сюда едет, другой сюда, соответственно, нагрузка на природу снижается в конкретных местах.

– Как это работает? 

– Это работает так: человек скачивает с сайта маршрут и закачивает на устройство – телефон или навигатор. Важный момент: когда человек отправляется в дикое место, там зачастую нет сотовой связи, обычные онлайн-навигаторы бесполезны. А когда человек идет по тропе, бывает такое, что тропа просто раздваивается, и ты не понимаешь: направо идти или налево, указателей в лесу нет!

Чтобы чувствовать себя на тропе безопасно, люди скачивают маршруты. Устанавливают любую, им удобную программу с оффлайн-картами, которые работают без интернета.

С нашего сайта они скачивают нитку маршрута – трек. Это набор точек, который ведет в конкретное место. Это маршрут, которым кто-то уже прошел и поделился с другими. И вот в походе, туристы открывают эту карту и видят, что, допустим, когда они подошли к развилке, то им идти прямо, а не направо.

– И где можно погулять по трекам с вашего сайта?

– Мы начали с Сахалина, потом добавили Приморье, Хабаровский край… И сейчас у нас, получается, около трех тысяч опубликованных маршрутов, основное их количество по Дальнему Востоку и Сибири, но есть много регионов по стране – по Мурманской области, например, по Кавказу – мы постоянно пополняем нашу базу.

– Чем вы отличаетесь от других таких проектов?

– Во-первых, мы собираем информацию в одном месте. Туристической информации много, но она разбросана по разным площадкам. К тому же карты Google, Яндекс, любые карты в телефоне – там есть OSM-треки в виде пунктирных линий и этой информацией можно пользоваться. Но может пользоваться только опытный человек, который понимает, что тут его ждут препятствия, и что это, например, маршрут пеший, а не автомобильный. Обычный человек, глядя на карту туристическую, не сможет понять: можно сегодня туда на его машине до точки старта доехать или нет, сегодня надо брать гетры после дождя или нет, а туда можно с детьми или нет? 

То есть там информация есть, но она не полная. Там нет фото, она не категоризирована. Обычному человеку сложно разобраться, просто глядя на треки.

Да, есть сайты, которые специализируются на маркированных маршрутах: они публикуют только такие, на которых развешаны ленточки или стоят указатели. Есть сайты, которые специализируются, на том, что выкачивают из общего пространства какой-то объем маршрутов, уже опубликованных на разных сайтах, и он у них размазан по всей стране.

К примеру, у них может быть 10 тысяч маршрутов, но наполнение каждого региона достаточно низкое. Мы идем от региона к региону, и поэтому, если брать территорию в отдельности, у нас самая большая плотность маршрутов на регион. Вот Сахалин или Приморье: у нас здесь по 500-600 маршрутов. На Камчатке у нас в работе маршруты, но уже есть по примерно 50 горячим источникам, о которых информации вообще нигде нет!

Наша суперсила в том, что мы умеем из умов опытных туристов вытаскивать информацию о маршрутах и местах, о которых никогда нигде не было публикации. То есть люди ходят между собой, фотками делятся, но как туда дойти – мало кто знает. А мы умеем вот в общее пространство эту информацию вытащить.

И мы стараемся поддерживать актуальность информации о маршрутах, потому что они постоянно меняются. У нас это получается благодаря сообществу: люди отписываются под каждым маршрутом, мол, я был там в таком-то месяце, там дорога была в таком состоянии. Или вот этот трек, который вы опубликовали неправильный, вот правильный трек. И у нас есть фото, комментарии участников, которые там были, и список людей, которые там были.

– Что еще предлагает сайт?

– У нас есть раздел «Попутчики». Отправляясь в незнакомое место, можно найти компанию, в том числе людей, которые там уже были. Это упрощает людям жизнь.

Но мы не занимаемся организацией туров, не продаем туры, не водим сами. Наша задача собрать информацию и дать ее большему количеству людей, самостоятельным туристам.

У нас есть премиум-подписка, которая дает возможность воспользоваться некоторыми «плюшками»: скачивание треков в разных форматах, редактирование и создание своих треков, распечатка карт, прокладывание маршрута... При этом доступ ко всем маршрутам, опубликованным на сайте – бесплатный.

– Ваш проект вырос из хобби. Таким и остается?

– Много лет это было хобби, мы учились работать с сообществом, учились делать интерфейс, который будет максимально быстро людям давать нужную информацию. Сейчас это уже компания, которая состоит из 10 человек. 

Наша задача создать такую цифровую туркомпанию, которая базируется на двух китах. Первый – это самостоятельные туристы, которым нужна информация о маршрутах, которым просто достаточно каталога качественной туринформации для путешествий.

И второй кит, который мы будем развивать, это аудитория, которую мы называем неопытные любители. Это большая часть нашего общества. Люди, которые очень сильно хотят путешествовать, но им нужен помощник, который поможет им пройти по маршруту, который подскажет, какую обувь надевать, какую еду брать. И мы будем развивать для этих людей сервисную модель по типу советского клубного туризма.

– Получается ли зарабатывать на проекте?

– Проект сейчас убыточный, нам надо несколько лет, чтобы выйти в точку безубыточности, поэтому мы привлекаем инвестиции, чтобы нарастить и базу знаний, и базу людей, которые пользуются сайтом.

Наша задача делать из проекта качественный, удобный продукт для массового потребителя, чтобы каждый человек мог на выходные с семьей, с друзьями отправиться в красивое туристическое место. Не в торговый центр идти, не дома штаны просиживать! Есть люди, которые любят активный отдых, и мы хотим, чтобы они использовали «ИдиЛесом» как входную точку, чтобы добраться до какого-то красивого места. Мы зарабатываем на подписке, рекламе, ну и пока это так и останется.

– Как вы убеждаете инвесторов? 

– Здесь вот что интересно. Самые большие деньги в отраслях зарабатывают те компании, которые создают инновации. А инновации – это когда что-то элитарное или доступное малому количеству людей, становится доступно большой массе людей. Активный туризм до сих пор остается сильно элитарной штукой. Он доступен или сильно опытным людям, или людям с хорошим бюджетом, достатком. Я натыкался на информацию от Сбера, которая говорит, что в России 20 миллионов человек в возрасте 25-55 лет готовы заниматься активным туризмом.

Большая часть людей хочет, чтобы за них решили все турзадачи: как им дойти, как доехать, что надо брать, как это все упаковать, как пройти по маршруту.

Есть небольшая часть, которая на все эти вопросы сама находит ответы. Мы их называем опытными любителями. В туризме давно не было инноваций, а мы нашли такую маленькую заковыку, которая мешает этим инновациям. И наша инновация в чем заключается? В том, чтобы в общественное пространство вытащить туристическую информацию.

Когда есть туристическая информация, доступная в виде путеводителей, когда она актуальная, она снимает в головах людей большое количество барьеров... И люди, которые раньше не отправлялись в красивые места, теперь отправляются: они знают, что рядом с домом есть красивые места, они могут посмотреть, где они находятся, могут посмотреть, как туда добраться и могут найти себе попутчика. В этом наша инновация. Мы выпускаем на рынок новых 20 миллионов человек!

Потому что на выходных ездить куда-то очень легко. Ты открыл телефон, вот тебе список, выбрал место, скачал карту и отправился в путешествие...

Алексей Збарский