Четверть века – на сказочной ниве
Декабрь для хабаровчанина Игоря Авраменко самый жаркий месяц в году – отдохнуть и расслабиться у него получится лишь в январе, ведь даже 31 декабря он «на посту». Вот уже 26 лет подряд он работает Дедом Морозом!
Как же становятся новогодними старцами, да еще в молодом возрасте? Верят ли в Деда Мороза современные дети? И что отвечать на предложение их родителей выпить «за праздник»?
– Это началось еще с детства, – рассказывает Игорь. – С первого класса я ходил в театральную школу, принимал активное участие в спектаклях, утренниках. А потом, в средней школе – КВН, творческие вечера, волонтерские отряды…
В девятом классе началась профориентация. Ученикам нужно было выбрать дополнительное занятие по профессии, Авраменко выбрал направление «организатор досуга». И окунулся в новогоднюю кутерьму – начались праздники в образе сказочного дедушки.
– Помните свою первую елку?
– Да, это был 1998 год, когда я впервые примерил на себя красную шубу и бороду. В компаньонах оказалась не только Снегурочка, а еще и Баба Яга. Все прошло неплохо.
Хотя работать Дедом Морозом оказалось гораздо сложнее, чем я представлял. Непросто 16-летнему парню перевоплотиться в старика, да так, чтобы дети поверили. Еще и особый подход к ребятам нужен. Ты должен быть и другом, и волшебником, и помощником. Они же в тебя верят, уважают.
– Верят ли современные дети в Деда Мороза?
– Сейчас с этим намного сложнее. Теперь они продвинутые, уже давно в интернете прочитали, откуда взялся Дед Мороз. Когда ребенок говорит: «Ты не настоящий», – я всегда соглашаюсь, говорю, да, не настоящий, но я помощник того самого, настоящего, который живет в Лапландии. Он один не может объехать весь мир, вот я и помогаю.
Впрочем, есть еще дети, у которых восхищение в глазах, когда они видят меня на пороге. Тогда даже сам начинаешь верить. Бывает, договариваюсь с родителями, и дети якобы замечают в окно, как я иду к ним по улице. Я машу рукой, снег подбрасываю, стараюсь создать праздничную сказку. Так больше доверия у ребят.
– Какие даты приглашения Деда Мороза сейчас самые популярные у семей и как это отражается на стоимости?
– Вообще, с 15 декабря вся развлекательная индустрия работает по тарифу «умножаем на два». Самые популярные даты – 29 и 30 декабря. А самый пик у нас, конечно, 31 декабря. В первой половине дня загрузка еще не такая сильная, а с пяти часов просто вал заказов. Но тут и самая высокая цена.
Есть и такие желающие, кто хочет, чтобы Дед Мороз к ним пришел ровно в полночь. Тут ценник в три раза выше. Самый минимум: 15-минутная программа будет стоить 12-13 тысяч рублей.
– Сильна ли у вас конкуренция?
– Конкуренция есть. Но все зависит от отношения самого актера к празднику. Многие думают, что такого – побыть Дедом Морозом: купил в супермаркете костюм по акции за 500 рублей в виде красного халата, напялил какую-то бороду и пошел поздравлять. Вид, сами понимаете, какой будет. Мы встречаем иногда таких «дедов».
Отсюда и такой разбег цен, если посмотреть по объявлениям: кто-то готов 30 минут отработать за одну-две тысячи рублей, а у других программа начинается от 5000 за 15 минут. Выбирает клиент. Я считаю, что настоящий Дед Мороз – это образ, грим, костюм, голос, даже подача материала. Только тогда получается волшебная новогодняя сказка.
– Если что-то пошло не по сценарию, что делаете?
– Во-первых, я всегда предупреждаю, что ни в коем случае нельзя Деду Морозу предлагать спиртное. Не потому, что сопьется, просто это работа, а на любой работе никакого алкоголя быть не должно, даже чисто символической дозы. Тем более рядом дети – это очень некрасиво по отношению к ним.
Бывает, что разгоряченные алкоголем папы начинают приставать к снегурочке. Всегда пресекаю, пытаюсь сводить такие ситуации к шутке.
Бывает, малыши дергают за бороду, пытаются шапку снять. Я не позволяю, грим – это святое. Но поведение детей не угадать, тут влияют и воспитание, и атмосфера. Надо быть готовым ко всему! В этом и заключается наше мастерство – увлечь маленького человечка, чтобы он и не помышлял о шалостях. Для некоторых хорошая мотивация – подарок, а другие уже счастливы просто от того, что к ним в гости пришел Дед Мороз.
А еще я всегда, перед тем как приходить в дом, родителей прошу подготовить малышей. Потому как даже двухлетний ребенок, скорее всего, испугается деда с бородой. И такие случаи в моей практике бывали: малыш плачет и прячется за шторой весь праздник. В таком случае веселимся и водим хороводы вместе с родителями, с бабушками и дедушками. А ребенку оставляю подарок под елкой.
– А сами как относитесь к Новому году – это праздник или все-таки работа?
– Больше все-таки работа. Ведь настрой очень важен – период праздников большой, нужно отработать качественно, чтобы все остались довольны. И, наверное, только 31 числа, когда приходишь на последние заказы в дом, где все уже сидят за столом – елка, мандарины, запах жареной курочки с чесноком – только тогда понимаешь, что это праздник...
– Как родные и близкие относятся к тому, что на праздниках вы не дома, а где-то с чужими людьми?
– Да они уже привыкли, что у меня такая работа. Но в последние годы я работаю максимум до 22 часов 31 декабря. Потом все-таки возвращаюсь домой, к праздничному столу. Привожу себя в порядок, и мы вместе с друзьями, как и все, отмечаем праздник под бой курантов.
– Верите в чудо?
– Конечно, верю, я же Дед Мороз! Не только исполняю детские желания, но и сам их загадываю. И они сбываются. Правда-правда. Несколько лет назад загадал под Новый год квартиру. И моя мечта сбылась, я наконец-то купил свои заветные квадратные метры. Так что обязательно верьте и мечтайте!
Екатерина Подпенко