Рубрика: Культура

«Культурные гастроли» расширяют географию

В Хабаровском крае продолжаются «Культурные гастроли» – часть флагманской инициативы «Край комфортного проживания», вошедшей в Стратегию развития региона до 2026 года. Одним из участников проекта стал Дальневосточный художественный музей.

Старт флагманской инициативе «Край комфортного проживания», напомним, дан в 2021 году. Главная задача – добиться существенного улучшения жизни жителей региона как в крупных городах, так и в небольших поселках. А потому сюда вошли сразу несколько проектов, в том числе и в сфере культуры.

– Проект «Культурные гастроли» не только призван обогатить культурную жизнь региона, но и способствует укреплению связей между различными уголками России. Благодаря проекту мы продолжаем открывать новые таланты и возможности, делая край центром культурного развития Дальнего Востока, – отмечают в министерстве культуры региона.

Выезды ДВХМ в рамках проекта «Культурные гастроли» позволят всем желающим прикоснуться к тайнам старинных полотен, древних битв и секретов мастерства великих художников. В программе предусмотрены интерактивные занятия по истории русской военной традиции и духовной культуры, искусству античности и средневековья, современному искусству и медиапространству, включая компьютерные игры!

– «Культурные гастроли» предполагают, что музей может выезжать в различные районы края, откуда сложно приехать к нам. Причем, принимать нас могут везде. Это может быть ДК, библиотека или районный музей, школа или детсад, – рассказывает Андрей Киселёв, замгендиректора ДВХМ по научно-просветительской деятельности. – Например, не так давно мы выезжали в Солнечный. Добирались сначала на поезде, потом нас везли на машине. Далеко, долго, устали, но это была замечательная поездка! Мы планировали выступить только в доме культуры, но усложнили задачу и побывали еще в колледже и в трех школах!

Надо отметить, что выездная программа музея составлена так, что даже у человека, далекого от искусства, возникнет отклик в душе. Для каждой возрастной категории есть свои интересные предложения. 

– В том же Солнечном мы пришли к ребятам с темой «Видеоигры как современное медиапространство» (12+), – продолжает Киселёв. – И вместе сравнивали, как работают, например, живописные техники у классических художников, и как художники, уже современные, своим талантом обогащают медиапространство. Когда мы рассказывали о концепт-художниках, которые работают в мультипликации, в видеоиграх, в рекламе, мы говорили о том, что они черпают свое вдохновение у классических художников. При этом посмотрели очень много эскизов к видеоиграм, а затем перешли к Ивану Шишкину. И дети сказали: «Вот это графика! Это на каком движке игровом сделано?». Для них стало большим открытием, что он жил в 19 веке...

Очень хорошо, и не только в школах, принимают исторические программы. Например, тему «Русское богатырство» (12+), которую разработал лектор-экскурсовод, художник-реставратор музея Сергей Романов. И дети, и взрослые с удовольствием слушают рассказы о героях, что жили в давние времена на Руси, примеряют экипировку русских богатырей, изучают их вооружение. Никого не оставляют равнодушными и рассказы о Великой Отечественной войне.

Почти каждый такой выезд, за редким исключением, – это обязательно выставка картин по соответствующей тематике. Передвижные выставки тоже входят в программу «Культурных гастролей». 

– В год мы организовываем около 30 таких выставок, – говорит специалист по передвижным выставкам Валерий Останин. – И проходят они не только в ДК. Мы привозим картины в больницы, в дома престарелых, дома инвалидов. Там они идут на системной основе, то есть выставляются на достаточно длительный срок. И здесь очень важно подбирать правильно материал. Ведь картины – часть терапии, которая проводится с этими людьми. И наша задача – сделать их жизнь эмоционально комфортной. Поэтому в первую очередь мы берем тему красоты. Это, наверное, один из основополагающих моментов, который позволяет получать эстетическое удовольствие от привозимых нами работ. И мы получаем очень большой отклик, людям это интересно!

– Хочу сказать, что просто привезти выставку картин – далеко не все, – отмечает Андрей Киселёв. – Когда человек приходит и просто смотрит – это одно. А когда приезжают специалисты музея с рассказом, показом и с мастер-классами, которые отражают более тонкие нюансы представленных работ, это всегда более интересно!

Выездные мастер-классы чаще всего проводит специалист экспозиционного отдела ДВХМ Ольга Титова. У нее большой опыт работы. 

– Конечно, мы не можем привезти много материалов. И я использую что-то мобильное. Обычно это бумага, из которой делаются объемные работы, ведь не всегда есть возможность работать с красками, – рассказывает Ольга. – Я привожу образцы и показываю приемы работы. Для меня важно, чтобы дети не столько повторяли, сколько развивали своё воображение. А так как мы сталкиваемся с разным уровнем подготовки – рядом могут сидеть те, кто ходит в художественную школу, и те, кто никогда не держал в руке карандаш – делаю заготовки для тех, кто не хочет или боится рисовать. Им легче работать по шаблону. Но большинство ребят все делают сами. 

Старт флагманской инициативе «Край комфортного проживания» дан в 2021 году. Главная задача – добиться улучшения жизни жителей региона как в крупных городах, так и в небольших поселках. В том числе и благодаря проекту «Культурные гастроли».

Многие, кто бывал в павильоне музея на краевом фестивале «Амурфест» (12+) и на передвижных выставках, интересуются: неужели картины подлинные?

– Конечно, мы не выносим из музея подлинники, по закону нельзя этого делать, – пояснил Андрей Киселёв. – Посетители рассматривают постеры. И у нас уже есть их небольшая коллекция. Сейчас будем делать постеры на тему новогоднего праздника. Стараемся, чтобы они были хорошего качества, где видно даже мазок кисти. Одеваем в добротные рамки. Ведь дешевое сырье портится очень быстро – постеры начинают пузыриться, рамки – кривиться. 

На изготовление постеров музею выделяются бюджетные средства. Но зачастую их недостаточно, ведь качественный материал и хорошая печать стоят дорого.

Каждый выезд, будь то городская школа или отдаленный район, подготавливается тщательно. И только после того, как музей «получит отмашку» – когда есть точная договоренность с принимающей стороной. Сразу же определяются возрастные категории, инклюзивные группы. Где-то просят определенную тематику.

– Но иногда поражает пассивность руководства. Приезжаем в населенный пункт, предлагаем – мы уже здесь, давайте к вам придем? А в ответ – либо тишина, либо: «ну, если хотите...»,– сетует заместитель директора.

А ведь подготовка одного выезда занимает не меньше недели. Есть очень много технических вопросов: к примеру, как доехать, какие погодные условия, в каком зале это будет проходить, как будут рассажены люди, что это за люди. Учитывается не только возраст, но и инклюзивность, ведь музей работает и с социальными центрами реабилитации, и с домами инвалидов, и с домами престарелых. 

Идет предварительная большая работа по «обкатыванию» мастер-классов. Здесь есть свои тонкости. К примеру, насколько это будет трудозатратно и понятно для детей?

– Тут порой бывает очень сложно, когда на выезд отправляют одного человека – лектора или художника, – сетует Валерий Останин. – Поймите, в одиночку невозможно обслужить многоформатные мероприятия, да еще и монтировать, ставить, заносить и выносить постеры, готовить выставку! Этот нюанс мы стараемся донести и до министерства, и до своего руководства...

На «Культурные гастроли» художественный музей сейчас выезжает до четырех раз в месяц. Подготовкой к каждому выезду занимаются все сотрудники. В процесс включается даже водитель – с ним обсуждается оптимальный маршрут. Основная же команда – всего несколько человек. Общее руководство на Андрее Киселёве. Очень помогает «группа быстрого реагирования» – энтузиасты художественного музея. А курирует и финансирует «Культурные гастроли» для музея Минкультуры края.

– На выезды мы отправляемся на транспорте музея: для этого у нас есть два автомобиля. И мы очень надеемся, что скоро будет третий – благодаря министерству культуры решается вопрос об экскурсионном транспорте. То есть у нас будет автобус, на котором и мы сможем работать по городу, и привозить к нам детей, – мечтают в музее. 

Ирина Климченко. Фото из архива ДВХМ