А вы бывали в музее анимации?
Я давно мечтала попасть в Московский музей анимации. Но каждый раз в мой приезд в столицу что-то «не срасталось», и я с тоской проходила мимо телефонной будки у входа, где расположился с апельсинами мультипликационный Чебурашка. Но недавно все же повезло!
Мне выпал шанс посетить знаменитый музей, а также встретиться с его креативным директором Кириллом Поликарповым – режиссером, аниматором, художником и сценаристом. Впрочем, здесь говорят, что дети именуют Поликарпова просто «Мультик».
А помните? «Пацаны! По телеку мультики начались!». В моем детстве этой фразы было достаточно, чтобы играющая во дворе ребятня рванула по домам. Но только заканчивался показ (обычно – ужасно короткий!), и юная толпа вновь заливала двор. Впрочем, везде слышны были «народные» фразы, которые многие взрослые, выросшие на советской мультипликации, цитируют по сей день.
Помните? «Спокойствие! Только спокойствие!», «До пятницы я совершенно свободен!», «Птица Говорун отличается умом и сообразительностью», «Нас и здесь неплохо кормят!»...
Нынешнее поколение растет уже на других мультфильмах. Их кумирами стали Человек-паук (12+) и Ми-ми-мишки (6+), Губка Боб (12+) и прочие герои современной анимации. Хотя всему этому – от советской и зарубежной классики до современных «страшилок» – нашлось место в Московском музее анимации. Единственному в России и четвертому в мире, посвященном этому виду экранных искусств.
Лабиринт и гараж
Сам музей представляет таинственный лабиринт, где в каждой комнатке и у каждой экспозиции есть входы-выходы, загадки, документы, рисунки, куклы, исторические артефакты... Подробно все рассмотреть – дня не хватит!
Сюда я заходила с опаской. Как ребенок, который ожидает чуда и очень боится разочароваться. Разочарования не было. А детство внутри меня вдруг проснулось. И очень захотелось попрыгать по расчерченной на полу клавиатуре, подержать в руках игрушки, посмотреть мультики... Кстати, они идут на экранах почти в каждом зале. Иногда просто «зависала» возле них. Так же, впрочем, как и у многих экспонатов.
Например, меня очень заинтересовал «зоотроп». Аппарат напоминает бочонок из стиральной машинки с прорезями. Внутри – лента с нарисованным мальчиком. Крутишь барабан, смотришь в щель. А мальчик вдруг оживает, начинает двигаться. Это ли не волшебство?
Как ребенок советской эпохи, больше всего времени я провела среди экспозиций «Союзмультфильма». Собственно, и сам музей создавался изначально на энтузиазме сотрудников знаменитой студии. Они же предоставили и первые экспонаты для него. Например, Чебурашка, Крокодил Гена, старуха Шапокляк с крысой Лариской – точные копии персонажей, специально изготовленные сотрудниками киностудии в подарок для музея. К примеру, тут висит оригинальный чертеж Чебурашки, перед тем как он стал куклой. Реальный его рост достигал всего девять сантиметров, чтобы фигуркой было легче управлять на «съемочной площадке».
Достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» запланировано путем развития инфраструктуры и кадрового обеспечения в сфере культуры, а также создание качественного контента. В рамках нацпроекта «Культура» действуют краевые проекты «Культурная среда» и «Творческие люди».
Надолго «застряла» я и у героев диснеевских мультфильмов рядом с таинственной большой дверью. Как оказалось, это вход в «гараж Уолта Диснея», ведь его «мышиная империя» начиналась именно в гараже. В «гараже» музея проходят мастер-классы по созданию мультфильмов, здесь появляются на свет детские шедевры анимации. Тут же состоялась и моя беседа с директором музея.
Дар, ксерокс и помойка
Официальная дата рождения Московского музея анимации – 15 сентября 2006 года. Изначально музей располагался на ВДНХ. И тогда никто не знал, сможет ли он выжить.
– Музей организовали бывшие сотрудники советской киностудии «Союзмультфильм». Хотя говорить про них «бывшие» как-то неправильно. Нет бывших в профессии, которая стала твоей жизнью, – говорит Кирилл Поликарпов. – Поначалу экспонатов было чуть больше ста. Те, что они подарили музею.
Одним из главных основателей музея, первым и почетным директором, стал патриарх рисованного и кукольного кино, народный художник РФ Леонид Шварцман. Это благодаря художнику Шварцману мы познакомились не только с Чебурашкой и его друзьями, но и с котенком по имени Гав, со всеми героями из серии мультфильмов «38 попугаев» (0+), маленькими обезьянками и их мамой, волком с его знаменитой фразой «Щассс спою» и многими-многими другими.
Со временем музей разросся, сегодня экспонатов уже более семи тысяч. Один из самых необычных экспонатов с невероятной историей – ксерокс (!) эпизода раскадровки из мультфильма «101 далматинец» (12+).
– Мы купили на аукционе в Америке все до единой оригинальные картинки раскадровки этого мультфильма. Причем, в английской или американской анимации нет такого понятия как «раскадровка». У них есть «storyboard» – история на доске. Это как раз одно из основополагающих отличий советской мультипликации от американской анимации. На этом можно провести целое исследование, даже диссертацию написать! Но «101 далматинца» на таможне завернули со словами: «Какое право вы имеете вывозить культурное американское наследие?!». В итоге нам пришла коробка, на дне которой лежал вот этот ксерокс. И через какое-то время вернули деньги, – рассказал Кирилл Владимирович.
А еще директор не скрывает, что некоторые, причем, уникальнейшие, экземпляры попали сюда… с помойки студии «Союзмультфильм». Например, кинокамера для покадровой съемки рисованных мультфильмов, которая специально была разработана в Научно-исследовательском кинофотоинституте. Таких камер уже больше не осталось.
«Дети – креативнее нас!»
Здесь же можно познакомиться с жизнью и творчеством мэтров нашей мультипликации. Но по-прежнему у музея нет ни спонсоров, ни своего помещения (это они арендуют): похоже, это весьма необычный коммерческий проект.
– Все эти годы мы работаем на хозрасчете, даже в самую жесткую пандемию, которая порушила всю нашу логистику, – говорит директор. – Раньше в музей попасть было очень сложно, запись шла на полгода вперед. Потому что у нас не только уникальные экспонаты, но и разработаны программы, аналогов которым в мире нет! Например, короткий десятиминутный мультфильм обычно снимается год, над его созданием трудится от 50 до 100 профессиональных художников. А мы на своих программах за 45 минут создаем мультфильм, который в реальном времени снимается месяц. Причем, аудитория самая разная. От пяти до, скажем, 95 лет.
Хабаровчанам – на заметку: в столице музей анимации находится на территории Измайловского кремля по адресу: Измайловское шоссе, 73 Ж. Нужная станция метро – Измайлово. На сайте музея указаны телефоны для предварительной записи, режим и прочая информация о его работе.
– Мы используем технологию перекладки – жанр, которого в мире не существует. Можно сказать, открыли новую профессию, которая называется «аниматор в квадрате», – объясняет он. – У нас целое направление – создание детских мультфильмов. И это не мультики, снятые профессионалами для детей, а мультипликация, снятая самими детьми! Ведь детские мозги работают настолько креативней взрослых, у детей сознание настолько не замусорено, что если бы они умели писать сценарии, сценарии для мультфильмов писали исключительно дети. Они легкие, они еще связаны с космосом! Им все придумки даются очень легко. И если бы мы с вами могли вернуться в детство, наверное, мы могли многое еще успеть сделать!
Кирилл убежден: заниматься с детьми анимацией может только тот, кто любит детей и любит мультфильмы. Думаю, он прав. Для меня же Московский музей анимации оказался той самой дверью в мир, куда уходит детство. И я очень рада, что мне удалось ее чуточку приоткрыть...
Ирина КлимченкоФото автора