С художницей Ольгой Соломатиной мы познакомились на осеннем фестивале «Амурфесте» (0+). И первое, на что я обратила внимание, подойдя к шатру, – это картина, где на единороге с сине-фиолетовыми кудрями, тело которого переливалось на солнце, сидела девушку в розовом платье.
– Эта картина написана акрилом на холсте, декорирована поталью. Я её рисовала для дочки. Здесь я представила её в виде прекрасной девушки – уже когда она будет большая, выйдет замуж. Цветы на платье – трое моих детей. А я – единорог, который убережёт от всего дурного, подарит любовь и нежность. Правда, первоначально эта картина выглядела по-другому. Сначала хотела нарисовать лотосы, но мне не понравилось, как краска потекла – я стала её замазывать. А потом думаю – конь! Пришёл конь, пришла девушка, и выросли цветы.
Как выяснилось позже, рисует Ольга чуть ли не с рождения. Когда ей было два года, бабушка вручила карандаши и бумагу со словами: «Всё, рисуй!». Так она и стала художницей… правда, не совсем обычной. Среди её работ не только единороги, но и русалки, ангелочки, коты и даже Шамаханская царица!
Свои картины она создаёт в порыве вдохновения. А если отталкивается от положительной или отрицательной эмоции, то рождается целая серия. Любит экспериментировать – например, одна из её картин написана на оргстекле, а в другой использована трафаретная техника.
В чём же секрет такой работоспособности? И откуда столько желания пробовать что-то новое? Ведь любому творческому человеку тяжело творить без внутреннего или внешнего генератора. Ответ оказался простым и сложным одновременно:
– Надо просто ничего не делать. Если совсем нет сил рисовать, ну никак не идёт, хоть ты тресни, надо пойти и стопку блинов испечь, побегать в парке или посмотреть кино. У меня мало свободного времени, поэтому кино посмотреть не получается. Но зато очень часто бывает так: после двенадцати ночи открывается какой-то канал. Ты уже лежишь, вроде как спишь, и вдруг возникает мысль: «А не пойти ли бы мне порисовать?». И ты понимаешь – время пришло.
Есть у Ольги и другой двигатель прогресса – её муж.
– Отнёс, привёз, прибил, повесил, закрепил. Без него я бы здесь не стояла, – признаётся она.
Действительно, каждому творческому человеку просто необходим тот, кто его направит. Потому что художнику для счастья нужно немного – чтобы ему позволили рисовать и не отвлекали от творческого процесса. А непосредственная продажа работ интересует скорее живописцев-ремесленников, людей более приземлённых, от искусства далёких. Творцы же, как правило, с трудом совмещают дела денежные и духовные.
– Самое интересное, что во время продаж я прекращаю рисовать прямо сразу, ничего не приходит. Когда начинаешь гнаться за модой и рисуешь что-то попсовое, то людей это не очень цепляет. Но когда ты забиваешь на какие-то общественные мнения, думаешь: «Хочу нарисовать сердце на круглом холсте и на чёрном фоне», заморачиваешься всякими штришками – через неделю картина уходит в частную коллекцию. А сейчас мне очень нравится именно дальневосточное что-то. Оно меня очень вдохновляет.
Правда, всё не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ольга обмолвилась, что своё творчество представляет только на «АмурФесте», так как иных неформальных площадок в Хабаровске для художников, по её словам, нет. Уже три года она сотрудничает с Владивостоком, и именно там можно посмотреть не только на постоянную экспозицию, но и найти открытки, постеры и сумочки её авторства. В Хабаровске ситуация несколько иного характера.
И всё же, Ольга не теряет энтузиазма – в этом году она собирается выставиться в галерее «Лист», а недавно заключила договор с Утёсом, отправив туда несколько сумочек, и открытки – в торговый центр Радости.
– Здесь я участвовала в краевых выставках, молодёжных, но так как я уже не молодёжь меня туда не пускают. Да и если ты сам не организатор выставки... – говорит художница и неожиданно замолкает. А после продолжает: – Знаете, я бы с удовольствием выпускала полиграфию яркую, интересную, если бы были каналы сбыта. Это же всё заказывается и покупается в типографиях у дизайнеров, а к художникам почему-то не обращаются. В больших городах, на западе России, это практикуют. А мы тут бьёмся как рыба об лёд.
Меня подобное положение дел удивило, ведь в крупных городах такой проблемы у художников не возникает – неформальных площадок для того, чтобы показать себя, предостаточно. В Санкт-Петербурге есть Хокку и Гнездо, в Екатеринбурге – Невинные гады, в Казани – Смерч и Красная вишня, в Новосибирске – Роща, в Нижнем Новгороде – Волчок… и этот список можно продолжать долго.
Правда, именуются они по-другому – не фестивалями, как «Амурфест», а арт-маркетами. И отличаются от обычного фестиваля тем, что на них собираются художники, не скованные какой-то тематикой. Каждый приходит с тем, что у него есть: и это могут быть не только картины или открытки, но и значки, постеры, брелки… Более того, сейчас среди художников есть популярное явление – своп-карточки. Нарисованные и отпечатанные самими художниками они могут быть использованы для обмена (на товар или на другую карточку) или же быть проданными.
И если в крупных городах это привлекает не только покупателей-коллекционеров, но и помогает художникам пообщаться друг с другом, то у нас это явление, к сожалению, не прижилось. Возможно потому, что у нас арт-маркеты не смогли обрести популярности.
И всё же, не стоит говорить о том, что попыток провести арт-маркеты не было. К примеру, раньше у нас был Базарный день, но он не проводится уже третий год. В 2022 году закрылась и площадка, в которой в последний раз проводился арт-маркет – из-за долгов по аренде и выгорания руководства. О ней я узнала от Ольги, которая с грустью вспоминает время, когда она ещё существовала.
– Вот у нас было такое хорошее явление как Артсерватория на улице Толстого. Она там несколько лет просуществовала и загнулась. Поддержки нет…
Но, конечно, это не означает, что помощи нет вовсе. Евгения Мясникова, основатель Артсерватории, говорит обратное:
– Не нужно сюда притаскивать, что власть не помогает. Были гранты, субсидии, но постоянное финансирование у нас отсутствовало, а начинала я с кредита. Мы пытались сделать проект самоокупаемым, но у нас не получилось. Через год после первых проб и ошибок случился ковид, локдаун, и мы не работали шесть месяцев. После – ограничения, QR-коды, еще один кредит, чтобы покрыть долг по аренде.
И всё же, факт остаётся фактом – площадка закрылась, а арт-маркет больше по какой-то причине не проводится. Можно было бы посоветовать художникам поискать иные площадки для своих работ, если с неформальными возникают трудности. Но и здесь, со слов Ольги, существуют препятствия.
– Как-то знаете... не получается в других местах размещаться. Всё на стадии разговоров. Вот «Тайны ремесла» – центровой наш сувенирный, туда взяли только открытки с тигром. Говорят: «Нам нужно всё дальневосточное, про Хабаровск». То же самое на Утёсе – туда взяли часть открыток с дальневосточной тематикой и пару сумочек – с тигром и с рыбкой. А что-то другое выставлять получается только в галерее «Лист». По продажам, правда, не очень. Но зато людям очень нравится, – отмечает Ольга.
Именно поэтому «АмурФест» можно назвать местом, где художник может заявить о себе без ограничений. Тем не менее, и здесь существует ряд трудностей, с которыми приходится столкнуться участнику, чтобы там оказаться.
У каждого мероприятия, конечно, свои правила: кто-то приглашает художников за несколько месяцев, кто-то исключительно принимает заявки на участие, но подобных сложностей, как с «АмурФестом», нет. Но оно и понятно – ведь «АмурФест», в первую очередь, – фестиваль, поэтому сравнивать его с арт-маркетами не совсем корректно.
И всё же, очень хотелось бы, чтобы неформальных площадок для художников становилось больше, потому что творческих людей в Хабаровске много.
Ольга Кузьмичева. Фото автора