Как долго продлится «эпоха погорелого театра»?
Есть красивая фраза «Искусство требует жертв», однако не таких же! Утром в четверг 3 октября большинство людей, которые не один день или месяц связаны с Хабаровском, охватило одно чувство – шок! Любимое многими место, туристическая достопримечательность, один из символов Хабаровска (перечислять можно долго) – заполыхал...
В начале десятого часа утра 3 октября по соцсетям разлетелись первые страшные снимки, видео и тревожные сообщения: «Горит здание хабаровской музкомедии». В это время здесь уже работали пожарные команды, но…
Меньше чем за час пламя охватило почти все здание театра. Через два часа стали рушиться конструкции и крыша. К счастью, репетиции еще не начались, и в театре находились всего несколько человек.
– Мы были на минус первом этаже в производственном цехе. Кто-то прибежал к нам, крикнул, что пожар! Но в помещении – ни дыма, ни огня. Мы, семь человек, быстро вышли на улицу и только тогда увидели, что, правда, горит крыша, валит черный дым, – рассказала Мария, художник театра.
– Площадь пожара – тысяча квадратных метров. На тушение выехали более 10 единиц техники и 50 человек личного состава. Причину пожара и место распространения огня будет определять инспекция. Когда прибыли пожарные команды, горела уже вся площадь крыши. Тушение пожара очень осложняет непростая планировка здания, – прокомментировали ситуацию сотрудники МЧС непосредственно на месте события.
Тот, кто хоть раз был на экскурсии за кулисами музтеатра, знает: на восьми этажах в лабиринтах коридоров и помещений заблудиться очень просто. Огонь охватил именно ту часть здания, где находились гримерки, швейные и художественные мастерские и кабинеты. Выгорело все – остался только остов.
К слову, почти все женские костюмы для балета и хора в итоге спасти не удалось – они находились в наиболее пораженной части здания. Уцелело лишь несколько – на этажах и в пошивочном цеху, в том числе новые сценические наряды к премьере «Сны Пушкина» (18+), которая должна была пройти в конце октября. При этом удалось вынести большое количество костюмов артистов-вокалистов и мужской части хора и балета, сообщили позже «ДВ-новости».
Но вернемся на место огненной драмы.
Команда МЧС в тот момент развернула оперативный стенд, собрав всю информацию о планировке театра. Но в борьбе с огнем это мало помогало. Добавил проблем и сильный ветер, порывами которого иногда даже струи воды отклоняло в сторону. Из дверей и окон здания вырывались языки пламени. Смотреть на это было страшно. И больно.
Впрочем, как водится, большой пожар собрал большую толпу. Ведь в «музкомедию» многие хабаровчане любили, бывали здесь не раз. В толпе кто-то и злорадствовал («Отремонтировали крышу! Деньги себе захапали, одна видимость ремонта. Вот вам и результат»), но большинство сочувствовало актерам. Кто-то обсуждал, как быть с уже купленными билетами, а кто-то говорил, что не будет сдавать билет, оставит на память о театре.
В толпе стояли и актеры, некоторые плакали, не в силах совладать с эмоциями.
– Это страшный удар для театра. Даже представить не могу, сколько времени потребуется на восстановление самого здания. А уникальные костюмы и декорации вообще уже не вернуть, – сказала одна из артисток-вокалистов.
Это не говоря уже о том, что разом лишились места работы аж 333 человека – именно столько трудилось в ХМТ на начало октября. В качестве единовременной матпомощи всем работникам театра будет выплачено по 20 тысяч рублей, позже сообщил губернатор в своем Telegram-канале (18+).
– В тушении участвовало 143 человека, 49 единиц техники.– Погибших нет.– Трое пострадавших: двое мужчин с отравлением продуктами горения, женщина с повреждением связок ног.
Между тем, сам собой напрашивался вопрос: почему огонь распространился так быстро, и здание полыхнуло, как спичечный коробок? Не сработала пожарная сигнализация? И кто виноват в том, что произошло? К слову, как свидетельствуют СМИ, здание продолжали заливать водой еще больше двух суток, до вечера субботы 5 октября. Лишь в 20610 в краевом управлении МЧС сообщили о ликвидации пожара.
Площадь возгорания превысила четыре тысячи «квадратов». В театре обрушилась крыша над фойе зрительного зала, фасад и внешняя стена, по части здания пошли трещины. Сообщалось, что пострадали три человека, но они живы.
Естественно, и Следком и краевая прокуратура взяли это дело на контроль. Сообщалось, что первым отделом по расследованию особо важных дел следственного управления следственного комитета РФ по краю и ЕАО инициировано производство процессуальной проверки по признакам преступления, предусмотренного статьей 219 УК РФ «Нарушение требований пожарной безопасности».
И, конечно, на место событий приехали представители краевой и городской власти.
Вечером того же дня был создан краевой оперштаб. Выступая там, губернатор пообещал «восстановить музыкальный театр и наказать виновных».
– У этой катастрофы есть конкретные виновники, допустившие бардак в своём контуре ответственности и проявившие халатность! Каждого установит следствие, – сообщил глава региона.
Далее Дмитрий Демешин подчеркнул, что на объекте находились нелегальные мигранты.
– Полиция и ФМС прозевали пятерых нелегалов из Узбекистана – в отношении двоих принято решение о выдворении из России, еще трое из них не имели права работать в нашей стране. Большой вопрос и к руководству компании, получившей подряд на ремонт крыши театра. Как такие кадры оказались исполнителями госконтракта?! Где реализация квот? Где работа миграционных служб? Я попрошу следствие детально разобраться, как проводились контрольные мероприятия и проводились ли они вообще? – заявил Дмитрий Демешин.
К процедуре борьбы с огнем в здании, которое находится в нескольких десятках метров от пожарной части, у губернатора тоже были большие вопросы. В частности, на заседании выяснилось, что в июле сотрудники МЧС проводили учения в здании краевого театра. И они прошли успешно.
– В выглаженной форме они докладывали на камеру приглашённым телевизионщикам, как слаженно прошли учения в музыкальном театре и как все замечательно отлажено на случай ЧП, – напомнил Дмитрий Демешин. – А на деле мы видим, что видим...
Несмотря на поминутный отчет о работе пожарных, который озвучил первый замначальника ГУ МЧС России по краю Иван Колонтай, губернатор усомнился, что степень угрозы изначально была установлена на должном уровне.
– Дополнительные машины для доставки воды для тушения городской водоканал прислал только более чем через час после начала пожара. Еще позже к горящему зданию были поданы комбинированные стволы. При тушении потеряно драгоценное время – пока наладили подвоз воды, пока привезли лестницы! Здание можно было максимально спасти, – посчитал Дмитрий Демешин.
11 октября в 19:00 в ОДОРА (ул. Шевченко 16) состоится концерт «Мы вместе» (0+), объединяющий служителей ХМТ, его поклонников, друзей и коллег, сообщила пресс-служба музтеатра. Концерт при участии артистов-вокалистов, артистов хора, балета и оркестра пройдет в двух отделениях с антрактом. А 16 октября в 19:00 в хабаровском ТЮЗе состоится благотворительный концерт «В городе Ха или где угодно…» (16+), сбор средств от которого будет отправлен в фонд помощи Хабаровскому музыкальному театру. В концерте примут участие артисты ТЮЗа, ХМТ и фолк-фьюжн-проекта «Красные бусы».
По факту пожара уже возбуждено уголовное дело. На допрос к следователю доставлены руководство фирмы и восемь сотрудников, которые работали на объекте. Уже в субботу из Следкома пришли новые вести: «Предварительно установлено, что утром 3 октября рабочими подрядной организации проводился ремонт кровли здания. Десять из них являются гражданами Республики Узбекистан, при этом лишь четверо на территории России пребывали законно. По версии следствия, проводя сварочные работы, один из рабочих допустил попадание искр на утеплитель, что привело к возгоранию и стремительному распространению пламени. Его действиям будет дана оценка в части уничтожения чужого имущества в крупном размере (ст. 168 УК РФ)».
В этот же день Центральный райсуд Хабаровска избрал меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении директора и начальника смены подрядной организации, проводившей ремонтные работы. В общем, учитывая прокурорское прошлое нового главы региона, можно не сомневаться, что все виновные и причастные будут наказаны.
Однако хабаровчан, а также коллектив сгоревшего театра гораздо больше теперь интересует: где теперь будут репетировать и выступать артисты, как будет жить и выживать коллектив. Конечно, радует, что уже десятки театральных учреждений страны предложили хабаровчанам свою помощь, однако, понятно, что это временный вариант. Нет готовых решений пока и у краевых властей. Глава региона дал поручение и.о. министра культуры Дмитрию Кузнецову определить, где будет теперь размещаться коллектив музтеатра и все спасенное имущество.
Конечно, радует, что губернатор заявил, что музыкальный театр обязательно восстановят. Однако посудите сами, мог ли он сказать иначе? Меж тем, пока даже непонятно, можно ли отремонтировать это здание или придется строить новое. По предварительным подсчетам, вернуть Хабаровску музтеатр будет стоить 10 миллиардов рублей.
Чтобы было понятен масштаб, напомним, что на ремонт одного из главных символов города, Амурского утеса, который шел почти год, ушло примерно 35 миллионов рублей. А до этого он почти четыре года ждал решения своей судьбы и этих денег. Вспомнили? А тут 10 миллиардов...
Опять же можно вспомнить, как несколько лет назад под стенания прессы и поклонников Мельпомены Минобороны изгнал из своего здания хабаровский «Белый театр». Да, театр частный и маленький, но у него тоже было немало поклонников и свое, обжитое место. Чиновники тоже клятвенно обещали, что пристроят бездомных артистов, найдут им крышу и даже предлагали какие-то странные варианты. В итоге – кто-нибудь сейчас еще следит за тем, как выживают «белотеатровцы»?
Любопытно, что в качестве одного из первых мест временного пристанища для ХМТ сейчас называли кинотеатр «Совкино», который, напомним, находится в краевой собственности. Хотя, на наш взгляд, лучшим вариантом и площадкой для музтеатра пока стал был Городской дворец культуры или на худой конец зал ОДОРА. Возможно, читатели предложат и другие варианту новому главе Минкультуры края?
... А пока можно констатировать. Одна эпоха – когда почти полвека в краевой столице работал единственный театр в построенном для него здании – закончилась. Началась другая. И сколько лет она продлится?
Оксана Божко, Марина Кутепова, Екатерина Подпенко