Как возрождают ДВ-казачество
Дальний Восток с 17 века завоевывали казачьи отряды. Сейчас местные казаки ищут браконьеров и пьяных на улицах, отряжают кадры для СВО, показывают номера с шашками и поют песни. Официально даже взяли ответственность по несению госслужбы – и гордятся своей долей. Но денег, к примеру, на патрулирование улиц власти им не выделяют.
В Хабаровске осенью проходит этнокультурный межрегиональный фестиваль «Лики наследия» (0+): коренные народы и представители диаспор представляют свое творчество и традиции.
Одна из локаций – «Казачие вечерки» – тринадцатого по счету феста находится в селе Калинка. От Хабаровска – меньше часа езды, километров 35. В самом селе мало примечательного: когда-то базировалась авиадивизия, там служил легендарный Герман Титов, в космонавты № 2 его отправили именно отсюда.
Казаком будешь?
В Калинке издали звучат казачьи песни. Идти на фестиваль приходится буквально на звук: по проселочной дороге, через кусты, траву – в поле! Кругом – аккуратные стога, гуси и лошади. Как объяснили мне, это станичные, их 16 голов, а на подходе еще несколько жеребят.
В поле развернуто несколько палаток. Самая первая – «Казачий хуторок». Внутри небольшая экспозиция: убранство казачьего дома, утварь.
«У нас здесь домашние пироги, варенье. Все сами делали, угощаем гостей бесплатно, – рассказывает хозяйка павильона. – Около 300 человек было примерно на фестивале, сейчас поменьше».
Возле «хуторка» сидят двое казаков, Александр и Максим. Они говорят, что казаков сейчас осталось немного: в Уссурийском казачьем войске, в которое входят большинство ДВ-регионов, их около 5600 человек. А в Калинке и соседней Сергеевке на станицу наберется около 40 человек актива. В станице, по словам собеседников, сейчас и пытаются возрождать «непрерывное казачье образование».
Вообще, казаком, согласно закону РФ о казачестве, сегодня может стать каждый: главное – быть совершеннолетним гражданином России. А еще, как объясняет Максим Алексеев, самое важное – разделять ценности казачества: служение Отечеству, вера и честь. Если нет трех составляющих, то все, казаком вам не быть.
«Казак, он же на пенсию не уходит, казак – он до самой смерти казак! И вот раньше было проще, захотели кто-то организовать свое казачье общество – и все. Теперь надо регистрироваться в реестре, чтобы было официальное общество. Ну, захотели нас обозначить, казаки же люди воинственные…», – рассуждает Александр.
Реестр казачьих обществ, напомним, утвержден президентом РФ еще в 1995 году, но порядок регистрации закрепили в 2005-м. Сейчас такие общества регистрирует Минюст РФ. Руководитель казачьего общества должен передать данные обо всех членах объединения. Они обязуются нести государственную службу: охранять животный мир и общественный порядок, но при этом не создавать военизированных формирований. Всего в России зарегистрировано 3500 казачьих обществ и других объединений, однако, говорят, есть и не зарегистрированные.
Деньги на флаг
К слову, недавно в Хабаровске был создан некий «К.О.Б.Р.» – казачий отряд быстрого реагирования. Его участники патрулируют улицы наряду с полицейскими и следят за общественным порядком. Последний рейд провели 26 сентября: сообщается, что в одном из микрорайонов они нашли распивающих спиртные напитки в общественных местах и передали их полиции. В августе «кобровцы» сообщали в соцсетях, что участвовали в поддержании порядка на краевом фестивале «Арсеньев Live» (0+).
«А вообще, большая часть казаков, которые могли бы быть здесь, они сейчас на реке – патрулируют, ловят браконьеров. Вот, получается, везде участвует казачество», – добавляет Александр.
Он подчеркивает, что казаки – люди скромные. Если дружинники могут на себя «повесить награды какие-то», кичатся этим, то у него, например, всего один знак за заслуги от казачества, который к госнаградам не имеет отношения. Но проблема не в том, что некого награждать, отмечает Александр: просто у Хабаровского казачьего войска нет своей геральдики.
Когда она появится – а разработка герба и флага стоит около 200 тысяч рублей, потом регистрация в государственном геральдическом регистре – тогда можно учреждать медали, получать льготы.
«У нас, на государственном уровне, официально, все поддерживают казачество, но никто не финансирует, – подхватывает разговор Максим. – Когда надо город патрулировать, власти говорят – давайте бесплатно! Иногда, конечно, им работодатель платит, но по большей части это все добровольчество. Но вот недавно в городе был на совещании – настаивал, что деньги казакам нужны. И если уж у них патрульных не хватает, значит, они где-то сэкономили. И те, например, сэкономленные на патрульных 6-7 миллионов рублей – выделить их для патрулирующих, и больше порядка будет! Это для города не деньги, я считаю. Так бесплатно работать – и все, перегорит энтузиазм за год-два...»
Вся власть от Бога
Между тем, на власти знакомые мне казаки не в обиде. Они полагают, что нынешний курс руководства страны приведет к возрождению и казачества.
«У нас «пятая колонна» 30 лет плодилась и размножалась, либеральщина эта, толерантность, а патриотизм никому нужен не был! И вот только вспомнили, когда... (СВО – Прим. Ред.) началась. А казаки – это как священники. Мы присягу на Библии даем. Потому что казак служит казачеству, Отечеству и Богу. Причем если так разобраться, то везде главное – Богу, он альфа и омега», – объясняет Максим.
«Вот говорят некоторые, кто хочет вступить: «А что мне даст казачество?». А вопрос совсем иначе должен быть: что ты ему можешь дать? И главный наш противник – сатана, его задача – разъединить. А братьев по духу настоящих рассорить сложно. Вот и получилось – мы 30 лет без веры, без Бога пытались восстанавливать казачество. И ничего не вышло», – размышляет о вере казак.
Нынешние события, полагает Максим, начались, в том числе из-за того, что Бога подменили материальными ценностями, что увеличилось число абортов – теперь так нужно замаливать грехи. И на спецоперацию хабаровские казаки активно собирают не только гуманитарную помощь. Формируется от казачества отдельное подразделение «Терек». Там, говорит Максим, у тех, кто верует, уже было несколько случаев чудесного спасения. И отмечает, что вся власть от Бога.
«Недавно в городе был на совещании – настаивал, что деньги казакам нужны. И если уж у них патрульных не хватает, значит, они где-то сэкономили. И те, например, сэкономленные на патрульных 6-7 миллионов рублей – выделить их для патрулирующих, и больше порядка будет! Это для города не деньги, я считаю. Так бесплатно работать – и все, перегорит энтузиазм за год-два...»
«А сейчас тоже?», – переспрашиваю.
Конкретного ответа не дается. Но он рассказывает о репрессированной бабушке, которая 20 лет провела в лагерях.
«Она была верующая, и, знаете, ее мама спрашивала, ты в обиде на Сталина? Она говорила – спасибо ему! Мы в лагерях пережили войну, она познакомилась со своим мужем. Значит, так ее Бог повел», – полагает Максим.
Он признает, что многие казаки пострадали от сталинских репрессий, но добавляет, что именно в 1937-м в стране появилась «целая плеяда талантливых людей: богословов, писателей, поэтов». Так Бог послал их, чтобы люди тянулись к добру и свету.
Были ли репрессии богоугодными? Как уверен Максим, те грехи мы замаливали войной – Второй мировой...
Шашка с пеленок
На празднике много детей, они в основном толпятся у хуторка с пирогами или у лошадей, на них можно покататься. Некоторые поучаствовали в мастер-классах по изготовлению эвенских куколок. Но казачьи развлечения все-таки интереснее.
«Непрерывность казачьего образования» – это, оказывается, есть такая программа. Такие группы с национальным компонентом есть уже в детсадах сел Калинка, Сергеевка, Некрасовка, Матвеевка. Работают казаки на патриотических мероприятиях в детдомах Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. В школах региона даже открыто несколько казачьих классов.
Максим Алексеев объясняет, что учить детей в школах не так-то просто.
– Мужчине, чтобы он пришел в образование, ему, ну, 100 тысяч рублей в месяц нужна зарплата, семьи ведь у всех. А Минпросвещения наставников наших определяет как психологов. Так что казаки – только наставники пока, ведут занятия как факультатив. Там, конечно, зарплаты совсем другие, не получается полностью этому посвятить работу, – сетует Максим.
Один из таких казаков-наставников – Дмитрий Корчак. Отец шестерых детей обучает ребят в школе и детсаду Сергеевки. Рассказывает, что сам разработал программу по подготовке казаков в прошлом году. Отличие маленьких «вольных людей» от простых школьников, по словам Корчака, есть – это дисциплина. Еще он учит детей служению Отечеству и готовности преодолевать трудности.
«У нас проблема в том, что нет изначально у детей представления, что такое казак. Им приходится рассказывать с самого начала и показывать все на своем примере, на примере товарищей, своих детей», – говорит Дмитрий.
Осада апостолов
А еще Корчак добавляет, что сейчас у него не так много опыта наставничества и непрерывного казачьего образования, но все недостающее добирает у кубанского казачества. И, уверен он, такая работа не напрасна.
«Детям всегда надо давать новую информацию. Сейчас, строго говоря, у них и происхождение Ерофея Хабарова (первопроходец 17 века, казак – Прим. Ред.) – это новая информация часто! Мы же рассказываем, как открывался этот край, кто его основал, какую роль сыграли казаки. Открываем новый мир, шире того, что они видят по телевизору», – полагает казачий педагог.
Далее Корчак разворачивает мне свою картину основания знаменитого Албазинского острога на Амуре. В этой версии никакого селения даурского князя Албазы, которое покорял и сжигал Хабаров, нет: «Казаков пришло 200 человек. На пустое место, ничего здесь не было, только лес, они сюда, как апостолы, шли и всегда первым делом ставили часовню. В Албазино они хотели поздороваться с местным населением. Им сказали, что их порубают. А так казаку говорить нельзя, мы себя порубать не дадим. Вот и выстояли две сотни против тысячи, никто не погиб. Вот такой он, казачий дух!»
Максим добавляет еще чудесный аргумент к необходимости веры, следования традициям и служению Родине: к крещению Руси площадь страны была около миллиона квадратных километров, а к расцвету царской империи – уже 24 миллиона...
Между тем, комары, которых на поле в изобилии, выгоняют последних гостей. Фестиваль планировали проводить до 21:00, но уже к семи вечера почти никого не осталось. Только лошади с жеребятами остались пастись на осенней желтой траве...
Анна Игорева