Рубрика: Экономика

Большие планы на Большой Уссурийский

Освоение острова Большой Уссурийский совместно с КНР стало одной из ключевых тем целого ряда форумов, прошедших в Хабаровске. Краевые власти и местный бизнес уже готовятся к реализации громадья планов на стыке интересов двух стран. 

О том, что планируется сделать на территории, говорили участники экспертной сессии «Большой Уссурийский: стратегический остров для развития российско-китайских отношений», которая прошла в рамках деловой программы III Всероссийского туристического форума (18+) в Хабаровске. А еще раньше на Дальневосточном форуме предпринимателей (18+) представители власти и бизнеса обсудили перспективы появления на российской части острова нового погранперехода, строительство туристического и логистического центра.

Напомним, развитие Большого Уссурийского в краевой повестке находится уже не первый год. Согласно амбициозным планам, остров может стать одним из ключевых центров экономического взаимодействия России и Китая. Очередной импульс этим планам придали переговоры президента РФ и председателя КНР в мае, когда была подписана «Единая концепция развития острова Большой Уссурийский». Согласно этому документу, с открытием нового погранперехода туризм станет одним из главных драйверов развития острова. 

Итак, перспективы воплощения больших планов обсудили на недавнем форуме предпринимателей. Уже известно, что принято решение о создании на острове международной ТОР. Новый преференционный режим должен заработать на Большом Уссурийском уже с января. 

Так, в ходе экспертной сессии турфорума и.о. директора «КРДВ Хабаровск» Иван Середин сообщил, что активное освоение острова является одним из ключевых направлений перспективного развития ТОР «Хабаровск».

«Концепция совместного освоения острова предусматривает освоение территории в целях развития международного транспортного коридора между КНР и РФ, а также туристско-рекреационного потенциала территории. В июне по итогам рабочей поездки в край главы Минвостокразвития России Алексея Чекункова принято решение о расширении границ ТОР «Хабаровск» как на саму территорию острова, так и на прилегающие территории Хабаровского края на коренном берегу. Планируемые к реализации инвестпроекты будут направлены на создание логистических комплексов и первичное развитие туризма и рекреационного комплекса (гостиницы, хостелы, рестораны), а также на строительство деловой инфраструктуры. Также министром дано поручение по консолидации предложений по развитию острова в форме мастер-плана. Сегодня Минвостокразвития России и КРДВ совместно с ВЭБ.РФ и правительством края ведут формирование техзадания на его разработку. Подготовка мастер-плана развития острова планируется в плотном взаимодействии с деловым сообществом и институтами развития региона», – отметил Иван Середин.

«Президентом определены сроки строительства: 2025-2027 годы. Уже сформирован и оформлен в собственность Хабаровского края земельный участок – порядка 43 гектаров для будущего строительства грузопассажирского пункта пропуска на острове».

А когда все же появится долгожданный погранпереход? Именно эта тема волнует сегодня бизнес.

– Президентом определены сроки строительства: 2025-2027 годы. Уже сформирован и оформлен в собственность Хабаровского края земельный участок – порядка 43 гектаров для будущего строительства грузопассажирского пункта пропуска на острове. Правительством края сформирован полный пакет документов установления, открытия, функционирования, реконструкции и закрытия пункта пропуска через госграницу РФ, – сообщала в ходе бизнес-форума Ирина Горбачёва, зампред правительства края по инфраструктуре.

Другой важный момент – защита от паводков. Как известно, часть острова регулярно уходит под воду, когда уровень Амура превышает критические отметки. Что происходит почти каждый год. 

По словам зампреда, уже проработан вариант строительства подъездной дороги к пункту пропуска, поднятию его до незатопляемых отметок (на некоторых участках это будет свыше шести метров), а также возведению насыпной площадки для обеспечения незатопляемости территории пограничной инфраструктуры. Разработана проектная документация для строительства подъездной дороги к мосту – она уже прошла госэкспертизу, получено положительное заключение. В том числе, все документы по насыпной части уже направлены на госэкспертизу, это будет еще 20 гектаров площади. В целом насыпная часть оценивается в 2,5 млрд рублей. 

Строительство новой дороги профинансируют, в том числе и из федерального бюджета. Первый транш – около 500 миллионов рублей – ожидался уже в сентябре. Деньги на это правительство края рассчитывается получить в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». 

Как будет выглядеть пограничная зона тоже уже известно. Об этом подробно рассказал директор хабаровского филиала Росгранстрой Халим Галимов.

– Пункт пропуска расположится на участке 400 на 500 метров, от воды защитят участок площадью в 21 гектар. Он будет состоять из 10 полос: пять – на въезд и пять – на выезд. В июне согласована пропускная способность: более 2,5 тысяч физлиц в сутки, более 3600 тонн грузов, 250 единиц грузового автотранспорта и 50 единиц пассажирских автобусов, – пояснил Халим Галимов. – По конфигурации пункт пропуска «Большой Уссурийский» будет аналогичен пункту пропуска Марково в Калининградской области. Предусмотрен магазин беспошлинной торговли и площадки для постоя грузового автотранспорта. Расстояние между российским пунктом «Большой Уссурийский» и китайским «Хейсяцзидао» составит 145 метров.

По его словам, к проектированию строительства приступят в 2025 году, строительные работы начнут в 2026-м, а завершат – в 2027 году. Что касается китайской стороны, то там погранпереход планируют достроить к концу 2026-го.

Впрочем, у бизнеса тоже есть свои предложения по этому важному пункту будущего мастер-плана.

«На Большом Уссурийском готовится открытие грузопассажирского пункта пропуска. Грузовую составляющую, с точки зрения бизнеса, имеет смысл размещать на «материковой» земле, таким образом решая проблему с затоплением части острова, и оставляя островную территорию для реализации туристического и рекреационного потенциала. В этой связи видим целесообразным соединение острова с автотрассой «Обход Хабаровска»», – сообщил на турфоруме Денис Грось, председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по краю и ЕАО.

Что ж, по словам Ирины Горбачевой, пока по этой автотрассе проходит до полутора тысяч машин в сутки, при пропускной способности в сто тысяч авто. Ожидается, что с запуском нового грузопассажирского перехода эти цифры приблизятся к планируемым.

Готовится к запуску нового пункта пропуска и хабаровская таможня. Так, по оценкам ведомства, интенсивность движения через него в 2026 году составит более 700 тысяч человек и более 800 тысяч тонн груза в год. А к 2030-му показатели могут вырасти до полутора миллионов человек и более миллиона тонн груза в год.

Для многих хабаровских предпринимателей с появлением островного пункта пропуска откроются новые рынки сбыта.

– У нас уже сейчас запускается проект строительства нового завода. Появятся новые мощности. Сейчас мы обеспечиваем все потребности Дальнего Востока России. Для полной загрузки нужно будет искать новые рынки. Открытие погранпункта в непосредственной близости от завода сделает нас более конкурентоспособными. Сейчас мы, как правило, возим через Суйфэньхэ, – рассказал на бизнес-форуме Никита Яковлев, гендиректор «Технониколь». – В Китае сейчас цены на нашу продукцию на историческом минимуме. Посмотрим, что будет через два года, когда пункт пропуска запустится. 

По словам Валентины Филоненко, ныне возглавляющей Минэкономразвития края, развитие Большого Уссурийского в разы увеличит турпоток в обе стороны.

– Яркими моментами в реализации этого пункта пропуска является строительство новых туристических магнитов общенационального уровня для привлечения в том числе китайских туристов на территорию Дальнего Востока России: самая протяженная объединенная набережная, обновленный музей ДВХМ. Говоря о привлекательности для туристов, мы указывали на то, что на проекте «Броско»-2 все не закончится. Будут и «Броско»-3, и «Броско»-4, а проходимость этого комплекса превысит 30 миллионов человек в год. Это проекты, которые позволят загружать новый пункт пропуска, – заявила Валентина Филоненко.

Кстати, на вопрос «смогут ли жители Хабаровска, после воплощения всего задуманного в жизнь, поехать в Китай на личном авто» Ирина Горбачева ответила, что для этого нужно будет выполнить ряд условий.

– Сначала надо будет оформить права, потом зарегистрировать транспортное средство для ввоза на территорию иностранного государства. Мы не ждем больше 50 автобусов в сутки на первые два года работы погранпункта, – сообщила спикер.

Еще один интересный момент, связанный с реализацией задуманных планов, подчеркнул федеральный эксперт в области логистики Артём Камышин. Он заметил, что нынешних складских мощностей в Хабаровском крае недостаточно. И сейчас самое время бизнесу обратить внимание на эту перспективную нишу.

– Если предположить, что примерно половина машин, проезжающих через погранпункт, привезут товары для внутреннего рынка, то даже так несложно посчитать, что дополнительно региону понадобится примерно 60 тысяч «квадратов» складских площадей, – отметил эксперт. – Бизнесу есть смысл обратить на это окно возможностей, оценить потенциал опытных застройщиков, их способность обеспечить необходимый объем площадей в регионе. И, ключевое – развивать кадры, чтобы было кому работать на этих складах и обеспечивать тот объем товаропотоков, который пойдет в регион.

К слову, на прошедшем в сентябре Восточном экономическом форуме краевые власти оценили в 100 млрд рублей проекты, которые будут реализованы в связи с созданием пункта пропуска на острове Большой Уссурийский.

Екатерина Подпенко