Рубрика: Экономика

Почему хабаровчане платят больше, чем соседи

В мэрии Хабаровска недавно объяснили, от чего зависит увеличение стоимости проезда в общественном транспорте. Из этих разъяснений можно сделать вывод: главная загвоздка в том, что на маршрутах «с нерегулируемым тарифом» стоимость проезда частные перевозчики устанавливают сами. Но ведь делают это они совершенно законно. 

Транспортные предприятия вынуждены увеличивать тариф – из-за повышения стоимости топлива, ГСМ, запчастей, коммунальных платежей, из-за необходимости обновления подвижного состава, из-за повышения уровня зарплаты работникам и по ряду других причин, говорится в разъяснениях мэрии.

Бывает и меньше?

Вместе с тем в Хабаровске некоторыми перевозчиками установлена стоимость проезда в общественном транспорте, которая ниже или такая же, как по регулируемому тарифу, который составляет 35 рублей – днем и 37 – в вечернее время. Оплата может быть и 30, и 35, и 40 рублей. Максимальная стоимость проезда – 50 рублей. Но что-то не наблюдается стремления к снижению.

– На непротяженных маршрутах, где обеспечивается высокая сменяемость пассажиров, перевозчикам удается удерживать тариф на минимально возможном уровне – 30 или 35 рублей. Есть направления, на которых применяются два тарифа, и при проезде на отдельных участках маршрута стоимость проезда снижена, – возражает Владимир Ощановский, начальник городского управления промышленности, транспорта и связи.

Например, на маршрутах № №  61С и 61K обеспечивается значительная сменяемость пассажиров при небольшой протяженности передвижения, это позволяет удерживать тариф на уровне 35 рублей. Маршруты № №  1Л и 1С также имеют небольшую протяженность, что не должно привести к резкому росту тарифа.

– В целях сдерживания роста стоимости проезда на общественном транспорте с руководителями транспортных предприятий проводится разъяснительная работа. Также управление промышленности, транспорта, связи администрации города активно взаимодействует с антимонопольной службой по вопросам обоснованности увеличения тарифов на проезд в общественном транспорте, – подчеркивает Владимир Ощановский.

В общем, из этих разъяснений как-то не очень понятно, а что мешало властям оставить городские автобусные маршруты за муниципальным перевозчиком и тем самым напрямую контролировать тарифы, а не уговаривать кого-то? То есть эти причины, конечно, известны, говорить и писать о них, наверное, не очень приятно, но раз уж вы взялись «разъяснять»... 

В итоге мы в редакции заинтересовались другим, географическим разрезом давней проблемы: интересно, а сколько стоит проезд у соседей по дальневосточному региону? Сравнение это, увы, не в пользу жителей Хабаровска. Хотя дороже точно платят в Магадане, ну и, видимо, в других северных регионах.

Магадан

Если расплачиваться наличными, проезд с декабря в Магадане стоит 85-90 рублей и зависит от маршрута. Но если расплачиваться ЕДК – «Единой транспортной картой», проезд будет стоить дешевле на 15-20 руб. Соответственно, за билетик заплатите 65-75 рублей на разных маршрутах.

Владивосток

Здесь с 1 мая тарифы тоже зависят от способа оплаты. При оплате проезда транспортной картой проезд стоит 35 рублей, банковской картой – 39, наличными – 45. Цены на проезд в трамвае, троллейбусе и фуникулере: 26 руб. – при оплате ЕДК, 28 – банковской картой и 39 рублей – наличными.

Благовещенск

В Амурской области стоимость проезда в общественном транспорте на 2024 год установлена 38 рублей. Примечательно, что областное управление госрегулирования цен и тарифов утвердило тариф в муниципальном транспорте другой – 51 рубль. Но там, оказывается, традиционно часть затрат перевозчикам в областном центре компенсирует городской бюджет. Дополнительные меры поддержки предусмотрены для владельцев ЕДК: для них стоимость проезда – 35 руб. А для пенсионеров, не имеющих льгот на проезд, цена на ежемесячные проездные равна 390 рублям.

Биробиджан

Недорого стоит проезд и в столице ЕАО. В Биробиджане в общественном транспорте с вас возьмут 29 рублей. 

А вот окраина автономии такой дешевизной похвастаться не может. К примеру, в населенных пунктах, граничащих с Хабаровским краем, цены устанавливает частный перевозчик, приписанный к краевому центру «богатого» региона – ООО «Автомиг». А потому и расценки столичные? Проезд от поселка Приамурский до Хабаровска (в пути транспорт находится около 40 минут) стоит 115 рублей, а из села имени Тельмана (время в дороге – около 50 минут) и вовсе 150.

В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» Минтранс России реализует масштабный проект по обновлению общественного транспорта. Всего с 2020-го до 2025 года на льготных условиях и за счет софинансирования из федерального бюджета регионам планируют поставить 2100 единиц новой техники. В Хабаровском крае опорный проект «За четыре часа в любую точку края» предусматривает поэтапное обновление 625 единиц подвижного состава к 2026 году. Важность задачи обусловлена высокой степенью износа автобусов, трамваев и троллейбусов: в отдельных муниципалитетах показатель превышает 80%.

Еще более интересны цены внутри Приамурского поселения ЕАО, к которому относятся вышеперечисленные населенные пункты. Так, проезд внутри Приамурского составляет 50 рублей (проехать можно за пять минут). А проезд от Приамурского до Тельмана (в пути 10-15 минут) – 60 руб. Хотя за 50 рублей можно проехать через весь протяженный Хабаровск – из Северного в Южный.

Чита 

В столице Забайкалья в феврале сообщалось о повышении тарифа на проезд на одном из маршрутов до 45 рублей. В то время как на большинстве брали 38, а с местных краевых льготников – лишь 50%. И там все еще обсуждался переход на терминалы бесконтактной оплаты, хотя сами читинцы сообщили нам, что платят за проезд и 30, и 35 рублей: мол, водители охотно принимают такие переводы на телефон... 

Якутск 

В столице Якутии ежегодное повышение тарифов перенесли с января на апрель: как намекали злопыхатели, дабы не портить настрой избирателей в марте. В итоге весной стоимость проезда повысилась с 40 до 45 рублей, а на пригородных автобусах – до 85. Если рассчитываться банковской картой, то заплатите 40, а при оплате электронной транспортной картой «Спутник» – 33 руб. В пригородных маршрутах безналичный расчет – за 70 рублей, а по транспортной карте – 66. 

Южно-Сахалинск

Вот уж где должны быть высокие цены на проезд, так это на острове Сахалин. Жизнь ведь там дороже, чем на материке. Говорят, в магазинах так и есть. Но не в общественном транспорте. В городских автобусах Южно-Сахалинска при оплате банковской картой проезд составляет 30 рублей, наличными – 32. Эх, ездят же люди!

Татьяна Павлова, Марина Кутепова