ГЭС и АЭС: фантазии или реальные планы
Российские энергетики вынесли на общественное обсуждение новый план электрификации страны до 2042 года. И особое внимание стратегический документ вызвал на Дальнем Востоке, ведь здесь, по планам должны в ближайшие 17 лет построить аж пять атомных станций – и одну из них в Хабаровском крае. А ведь именно этот проект 36 лет назад стал катализатором мощного эко-движения в регионе!
Очередной «план ГОЭЛРО», как его иронично именует столичная пресса, предполагает строительство десятков новых электростанций, что обещает сократить периоды больших отключений из-за дефицита энергии – вроде тех, от которых летом пострадали 2,5 млн человек на юге России. Именуется документ «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2042 года». Проект вынесен на общественное обсуждение АО «Системный оператор Единой энергетической системы».
Как отмечает столичная «Независимая газета» (18+), эта версия плана предполагает строительство восьми гидроэлектростанций (ГЭС) и шести проектов гидроаккумулирующих станций (ГАЭС). Также до 2042 года в РФ планируется построить 11 новых атомных станций – в дополнение к существующим и строящимся. К 2042 году доля атома в энергетике увеличится до 15,9%.
Совокупный объем инвестиций в отрасль до 2042 года в прогнозных ценах должен превысить 41 трлн руб. В проекте отмечается, что потребный объем капвложений не покрывается за счет тарифов. Так что россиянам предстоит профинансировать новый план электрификации либо за счет подорожания электричества, либо через свои общие налоги, делает вывод газета.
АЭС из прошлого
Конечно, дальневосточников тоже заинтересовала новость о том, что сразу пять новых АЭС появятся в ДФО: в Якутии (Усть-Янском улусе, на севере республики), в Приморье (в районе города Фокино, в 120 км от Владивостока), в Хабаровском крае, а на Чукотке планируется две станции!
Что известно про проект в нашем крае? Сообщается, что двухблочную атомную станцию с инновационными энергоблоками типа ВВЭР (мощностью 600 МВт каждый) начнут вводить в эксплуатацию в 2036 году. К 2038-му заработает второй блок. Разместить АЭС планируют в селе Эворон Солнечного района. Подобного типа станцию с блоками ВВЭР-С/600 построят в 2039-2042 годах и в Приморье. По данным РИА «Новости», основные конструкторские и проектные решения по установке ВВЭР-600 уже применены на действующих энергоблоках Нововоронежской АЭС-2 и Ленинградской АЭС-2.
У местных старожилов с проектом Эворонской АЭС связано многое. Вкратце напомним, что в августе 1987 года ЦК КПСС и Совмин СССР одобрили «Программу развития производительных сил Дальнего Востока», в этом громадье планов имелся и ядерный объект в крае. Не секрет, что мотором амбициозной стройки был крайком партии во главе с ныне воспеваемым первым секретарем Алексеем Чёрным.
Но времена-то бурные, перестройка, гласность. И в народные массы, испуганные Чернобылем-1986, утекла взрывоопасная информация: энергетики якобы хотели просто строить станцию на амурском берегу, но ученые настояли на переносе проекта на озеро Эворон. Там, мол, «в случае чего» для Амура ущерб будет гораздо меньше! А ведь уникальное озеро было нерестилищем для 39 видов рыб и промысловой «базой» для коренных жителей...
В октябре 1988-го в Городе юности и грянул первый несанкционированный властями массовый митинг, где главной стала эко-повестка. Собственно с тех бурных событий порой и ведут начало «настоящей перестройки» в регионе. Борьба была непростой и долгой: можно, к примеру, вспомнить, что первым полпредом президента в крае стал как раз эколидер, комсомольский депутат Владимир Десятов. Он в те годы не раз высказывался по теме, в том числе и на страницах новорожденной газеты «Хабаровский Экспресс». Лишь в середине 90-х противники АЭС, вооруженные научной экспертизой, а также тысячами подписей жителей, казалось, навсегда похоронили атомный проект. Однако сейчас его вновь достали из-под сукна?
ГЭС защитят?
История с ГЭС в крае развивалась несколько иначе. Проект сразу четырех «противопаводковых» станций на притоках Амура разрабатывался тоже в советское время. Однако и в 90-е, и нулевые годы и экономика, и энергетика просто не позволяли замахнуться на такой масштаб. И лишь после серии масштабных наводнений ХХI века про мега-проект вспомнили.
Осенью 2021-го «Коммерсант» писал: «РусГидро» предлагает построить четыре противопаводковые ГЭС мощностью 1,562 ГВт в бассейне Амура, рассказал на ВЭФ-2021 член правления компании Роман Бердников. Речь идет о четырех створах: Нижне-Зейской ГЭС (400 МВт), Селемджинской ГЭС (100 МВт) и Гилюйской ГЭС (462 МВт), и Нижне-Ниманской ГЭС (600 МВт). Проект строительства противопаводкого комплекса ГЭС реанимирован после катастрофического летнего наводнения на Дальнем Востоке. В начале августа Владимир Путин поручил проработать возможность строительства ГЭС в бассейне реки Амур, в том числе на реках Ниман и Селемджа».
«Все станции разные по эффективности. Самая дорогая – Ниманская ГЭС, она стоит свыше 110 млрд руб., но у нее самая маленькая эффективность, то есть низкое освобождение зон затопления. Мы будем выбирать оптимальный вариант, но вряд ли будут строиться все четыре ГЭС», – пояснял тогда «Ъ» министр энергетики РФ Николай Шульгинов. В качестве рынка сбыта г-н Шульгинов называл Восточный полигон БАМа, реализацию крупных инвестпроектов в ДФО, а также увеличение экспорта в Китай.
«Вполне полетит!»
Про масштабный проект ГЭС неоднократно высказывался и Михаил Дегтярёв. Еще будучи врио, в апреле 2021 года, он указывал, что Восточному полигону нужно много энергии. Михаил Владимирович, как сообщал сайт правительства края, заявил: «Эта потребность, по нашему мнению, может быть «закрыта» строительством новой высокоэффективной Ниманской ГЭС в Верхнебуреинском районе (район станции Алонка). Установленной мощностью 600 мВт, с выработкой 1,8 млрд кВт/ч в год. Водохранилище Ниманского гидроузла уникально тем, что не затрагивает жилищных, экономических, культурных, особо охраняемых природных объектов. Экономичная энергия ГЭС может быть использована не только для питания тяговых подстанций электрифицируемых участков Восточного полигона, но и на энергообеспечение притрассовых поселков по специальному (индивидуальному) тарифу».
Эту же мысль врио развивал и на ВЭФ-2021, в сентябре, незадолго до губернаторских выборов. Впрочем, не оставил Михаил Дегтярёв проект и после. Так, в январе 2022-го, наряду с экономическими плюсами станции, упоминалась и «надежная защита региона от паводков»: будущая ГЭС на Нимане, правом притоке реки Бурея, способна вместить 8,3 куб. км и сдержать натиск стихии.
В сентябре, уже на ВЭФ-2022, как передавал khabkrai.ru, губернатор вновь выделил ГЭС как самый доступный и дешевый энергоисточник для магистрали: «Источником финансирования дорогостоящего проекта может выступить концессия. И в увязке с электрификацией БАМа Ниманская ГЭС вполне себе полетит!»
Этот проект «Русгидро» г-н Дегтярёв лоббировал и при встрече с первыми лицами страны. Так, в апреле 2022 года, общаясь в Кремле с Владимиром Путиным, среди основных инвестпроектов края губернатор назвал ХТЭЦ-4, Ниманскую ГЭС и Тугурскую ПЭС. А в августе, докладывая премьер-министру Михаилу Мишустину о пожарах и паводках, губернатор, как сообщали в пресс-службе правительства региона, «в завершении» вновь поддержал идею строительства ГЭС.
В марте 2023-го в правительстве края обсуждали развитие энергетики. Естественно, упоминали и проект, который «вполне себе полетит». Правда, акценты сменились. Среди наиболее подходящих вариантов для БАМа называлось возведение в Верхнебуреинском районе Ургальской ТЭС – мощностью до 1 ГВт, непосредственно на Ургальском угольном месторождении. И лишь следующим стратегически важным шагом называлась Ниманская ГЭС.
Эксперты – против?
Про проект в СМИ в основном говорили чиновники и энергетики. А вот ученых мы, к примеру, слышали нечасто. Так, в ноябре 2022 года сайт dvnovosti.ru опубликовал материал «ГЭС против хариуса: плотина на Нимане уничтожит местных рыб». В тексте рассказывалось о конференции «Реки Сибири и Дальнего Востока», состоявшейся в Хабаровске на базе Института водных и экологических проблем ДВО РАН. И сообщалось, что Александр Антонов, ведущий научный сотрудник НИИ, занимавшийся исследованиями на реке Ниман, считает, что последствия возведения плотины будут катастрофичными для речных обитателей.
А противопаводковое значение ГЭС Антонов назвал профанацией: «при заявленной мощности она не может регулировать сток, тем более, ниже находится Буреинское водохранилище. А насчет получения электроэнергии: после строительства плотины в Верхнебуреинском районе никакого улучшения жизни населения не произошло – вся энергия идет в Китай. То же самое, скорее всего, будет и здесь».
Схожую позицию о вреде любой ГЭС высказала на конференции и Оксана Никитина, кандидат географических наук. И предлагала подумать об альтернативе.
– Вообще не нужно лишь «бороться» с повторяющимися наводнениями – стоит к ним как-то приспособиться! Кроме регулирования стока, могут помочь такие меры, как адаптация землепользования, инфраструктуры, например, нужно сохранять естественные поймы – они обеспечивают противопаводковую емкость, когда река разливается и уровень воды снижается, – заявила тогда ученый.
Впрочем, вполне возможно, что все эти опасения преждевременны? Так, в одном из челябинских СМИ уже давно обсуждают проект стройки АЭС в своем регионе. И один из экспертов, заявив, что новые реакторы не совсем безопасны, при этом предложил относиться к мега-проектам лишь как к «хотелкам», мечтам энергетиков. Мол, в прошлой Генсхеме, пятилетку назад, тоже прописали много АЭС, но большинство и сейчас далеки от реализации, а часть проектов из нового документа просто «испарилась».
Другой эксперт, отвергая опасность новых АЭС, указал, что для энергетиков долговременный (до 2042 года и далее) горизонт планирования – это норма: даже в лучшем случае атомщики возводят энергоблок по пять-шесть лет. Потому указанные сроки – вовсе не обязательно беспочвенная фантазия.
Так или иначе, думается, что хабаровчанам тоже следует поучаствовать в публичных обсуждениях. Как говорится, нам здесь жить?
Дмитрий Судаков