Почему не работает обещанный подъемник на тургеневской лестнице
Еще прошлым летом в Хабаровске отремонтировали так называемую «тургеневскую» лестницу. Торжественно открыли незадолго до выборов мэра и объявили – для маломобильных граждан тут будет работать подъемник. Но спустя год оборудование так и стоит, заботливо накрытое чехлом. И случившееся здесь в августе нелепое ДТП (к счастью, без жертв) вновь остро поставило вопрос о дееспособности некоторых ответственных и безответственных лиц.
Недавно протестировать механизм подъемника на улице Тургенева приехали представители общества инвалидов, мэрии и краевого правительства. Оказалось, что местный «лифт» все же работает, но запустить его на постоянной основе – не получается.
Экскурс в историю
Лестницу, ведущую с улицы Тургенева к Амурскому бульвару, отремонтировали еще прошлым летом. Подъемник для людей с ограниченными возможностями был одним из важных элементов проекта реконструкции этого несчастливого объекта.
Горожане, напомним, годами требовали от чиновников починить разрушенную лестницу, урбанисты-активисты даже за свой счет летом 2016-го раскрасили развалины рыбами и птицами «в стиле Павлишина» с элементами модного стимпанка. А в 2018-м краевая прокуратура вынудила взять мэрию на баланс бесхозный спуск. Городские власти раскачивались долго и лишь осенью 2022-го взялись за реализацию одобренного экспертизой проекта, который оценили в 35 миллионов рублей.
Затем в начале лета грянул публичный скандал: переизбиравшийся градоначальник, находясь у недостроенной лестницы, перед камерами, объявил об уходе Сергея Сергейчука из гордепартамента архитектуры, который он возглавлял с 2011 года. Лестницу тихо, без ожидавшегося пиар-эффекта, презентовали прессе в августе 2023-го.
И уже тогда был виден целый ряд недоделок – по освещению, озеленению и безопасности спуска. И главная претензия: инвалидам и мамочкам с колясками здесь не пройти, как говорится, «но пассаран»!
– В ближайшее время заработает подъемник для маломобильных горожан, который выдерживает вес до 200 килограмм. Им будет управлять специалист. Подъем будет занимать от двух до четырех минут, в зависимости от веса, – обещали тогда в мэрии.
Обо всем этом мы писали в прошлогоднем сентябрьском № 36 (см. материал «Лестничный марш. Или пролет?»). Ведь вся эта конструкция уже тогда вызывала много вопросов – логистических и экономических: где будет сидеть этот «специалист по подъемнику», кто и как ему будет платить? Пресса за год периодически наведывалась к обновленному и похорошевшему спуску, однако, что касается подъемника, то ситуация не менялась.
Визит министра
За этот год оборудование так и не заработало. Горожане снова писали жалобу в прокуратуру. Тогда выяснилось, что оборудование вовсе не подключено к электропитанию, а потому для с людей ограниченными возможностями – бесполезно. Надзорные органы вновь вынесли представление в адрес управления дорог и внешнего благоустройства, так как объект числится на балансе города.
И в августе 2024-го можно сказать: подъемник на «тургеневской» лестнице подключен к электропитанию и работает. Итак, обещание все же выполнено? Увы, нет. Запустить «лифт» самостоятельно инвалиды и мамочки так и не могут. Для этого по-прежнему нужен специальный человек. Пока такого нет.
В августе к спуску с проверкой и прессой прибыл краевой министр соцзащиты Александр Дорофеев. Он на камеры констатировал очевидное.
– Оборудование в рабочем состоянии, но, к сожалению, воспользоваться им в повседневной жизни не получится – из-за ряда ограничений. Это и температурный режим, и отсутствие закрепленного специалиста, отвечающего за работу оборудования, и погодные условия, – перечислял краевой министр. – Например, подъемником нельзя пользоваться при высокой влажности, в связи с чем эффективность его использования снижается. Также воспользоваться подъемником без посторонней помощи инвалид не сможет, обязательно нужно привлекать волонтеров.
Путь в никуда
Протестировать оборудование позвали также людей на колясках – экспертов по доступной среде из Всероссийского общества инвалидов. Однако, как выяснилось, даже взобраться на площадку подъемника без посторонней помощи для таких людей невозможно. Из-за крутости уклона коляска откатывается назад.
– Приходится крепко держаться, коляска то и дело норовит перевернуться, – рассказала Татьяна Каширина. – Когда власти города проектируют и устанавливают такие вещи, желательно сразу спрашивать мнение инвалидов. А то делают, потом переделывают!
В результате тестирования выяснилось, что для обслуживания этого подъемника нужен не только специалист, который будет управлять механизмом, но еще и волонтер, который бы помогал заехать на платформу!
В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» к 2025 году поставлена цель повысить индекс качества городской среды на 30%, сократить количество городов с неблагоприятной средой в два раза. Также планируется создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, участвующих в этом. Для контроля реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Общественная палата России создала «горячую линию». Звоните по телефону: 8800-737-7766 или оставьте сообщение на сайте ОПР.
– Я считаю, что это просто нецелесообразно с точки зрения ни экономической, ни моральной, то есть люди должны стоять около него с утра до позднего вечера, чтобы кто-то подъехал и воспользовался, – опять же констатировал Александр Дорофеев.
Министр дипломатично предложил пользоваться подъемником только во время проведения культурно-массовых мероприятий в краевом центре. В эти дни у лестницы, мол, будет дежурить специалист. Однако работу этих сотрудников тоже нужно оплачивать. И, по словам представителей управления дорог, в городском бюджете на это деньги просто не предусмотрены.
Мэрии перед камерами поручили найти деньги на обслуживание сложного механизма. Однако когда люди с ограниченными возможностями смогут в полной мере пользоваться оборудованием, для них предназначенным, так и осталось неизвестным. Думается, что когда очередные выборы пройдут, про несуразный «лифт» со специалистом-«невидимкой» просто забудут. А затем и вовсе тихо ликвидируют?
Ведь, как показывает хабаровский опыт, к примеру, схожего подъемника у надземного перехода у остановки «Юбилейная», те, для кого предназначалась конструкция, в итоге им почти не пользовались, а дорогостоящий механизм, в конце концов, демонтировали.
Защита от дурака
Тем более, что у властей и без инвалидов с этой лестницей забот хватает. Помнится, год назад у первых пользователей также возник ряд вопросов к дорожной безопасности объекта. Ряд горожан припомнили, как в 90-е годы в темное время троллейбус проскочил сюда и скатился вниз по лестнице! И такое тут, по словам бывалых гаишников, происходило не раз. К примеру, в марте 2018 года лестницу сверху протаранил Chevrolet Cruze. Для исключения подобных ДТП здесь после этого сделали забетонированную спецплощадку. Снизу лестницы тоже еще раньше пришлось придумывать защиту, после того как в 2008 году сюда въехал ночной «стритрейсер».
Да, в 2023-м наверху обновленного спуска поставили пять ограждающих столбиков и бетонную скамейку-клумбу, которая перекрывала меньше половины лестничной площадки. А на бульваре мы и такой «защиты от дурака» тогда не увидели.
В ответ на эти опасения и напоминания прессы и горожан экс-министр строительства и края и тогдашний новый глава департамента архитектуры Хабаровска Олег Сутурин пообещал, что со стороны улицы Тургенева дорожники нанесут на сигнальные столбы отражающие ленты. А еще в мэрии тогда собирались обдумать вопрос установки «лежачего полицейского» на несколько десятков метров выше лестницы, дополнительных знаков и разметки на дороге.
«Иду на таран!»
Кое-что из этого и, правда, появилось. Но не помогло! Уже после пиар-визита министра и прессы здесь произошло ДТП, кадры с которого облетели все местные СМИ и соцсети. 7 августа около трех часов ночи «Тойота Королла» буквально вылетела на «тургеневскую» лестницу со стороны Комсомольской площади. Как показали камеры наружного наблюдения, машина, влетев на лестницу, трижды перевернулась. Как позже сообщили в Госавтоинспекции Хабаровска, оба человека, находившиеся в иномарке, не пострадали, при этом у 20-летнего водителя не было прав и опыта. Машину он взял у знакомого «покататься», здесь никогда не ездил и просто не знал, что впереди нет дороги!
Хорошо, что никто не пострадал, а вот лестница понесла ущерб: была снесена одна опора освещения вместе с видеокамерой, разбита одна клумба, сломаны железные перила, пострадали несколько из 73 ступеней. Вся сумма ущерба, которую придется оплатить виновному, оценена в четыре миллиона рублей, сообщал transsibinfo.com.
При этом возникает очередной вопрос к чиновникам: будет ли сделан урок из этого «курьезного инцидента», как его окрестили СМИ? Или для решения проблемы безопасности здесь тоже надо дожидаться очередных выборов?
Виктория Андреева