Как развивать гастротуризм в крае
Какими блюдами и продуктами удивить туристов, где найти опытных поваров и официантов, а также какая рыба может стать фишкой гасторотуризма в нашем крае? Все эти аппетитные темы поистине горячо обсуждали рестораторы и представители власти на недавнем хабаровском форуме креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» (0+).
Об этом интересном форуме мы уже рассказывали нашим читателям. Напомним, сюда съехалось около трех тысяч представителей креативного бизнеса и 220 экспертов со всей страны – из сферы бизнеса, дизайна, архитектуры, маркетинга, моды и многих других отраслей. Одну из интереснейших дискуссий на форуме вызвала прежде экзотическая для нас тема гастротуризма.
Однако, по словам ряда экспертов, сегодня еда стоит уже на третьей позиции в списке ключевых мотиваций для приезда в тот или иной регион!
– Сейчас гастротуризм воспринимается как «путешествие за вкусом». Это означает, что человек едет в первую очередь с целью что-то попробовать и через еду понять дух региона, – отметила Татьяна Заречневая, руководитель проекта развития дальневосточной кухни Pacific Russia Food.
– Сегодня, когда путешествия на Дальний Восток становятся все более доступными, гастротуризму отводится особая роль, – уверяла она. – Он объединяет знакомство с другими территориями и кулинарные впечатления, позволяя туристу погрузиться в культуру и историю местности, ощутить, чем она живет и дышит, через ее кухню! Однако расширение возможностей гастрономического туризма плотно связано с экономическим и инфраструктурным, кадровым развитием регионов. Чтобы добиться успеха, нужно создать благоприятную среду для путешественников. А для этого требуются совместные усилия властей и бизнес-сообщества.
Не кубики, а любовь
Естественно, обсуждали на хабаровском форуме самую актуальную сейчас проблему всего общепита – нехватку кадров. Почти всем заведениям края не хватает специалистов, особенно остро стоит проблема с поварами. Как считает шеф-повар хабаровского ресторана Павел Васильев, престиж профессии упал, поэтому найти опытного и талантливого специалиста в этой области задача непростая.
– Сегодня главная задача бизнеса – не научить человека резать ингредиенты идеальными кубиками, а заинтересовать людей и привить им любовь к делу, которым они занимаются, – убеждал коллег эксперт. – Влюбить человека в профессию – вот главная цель для общепита!
А вот, по мнению известного хабаровского ресторатора Марии Ракусы, чтобы иметь в своем заведении хорошего специалиста, владельцы бизнеса должны вкладываться в него, помогать развиваться, поддерживать и создавать комфортные условия работы.
Форум креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке» (0+) организован Минвостокразвития России, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) при поддержке правительства Хабаровского края как площадка для общения креативных индустрий, крупного бизнеса и власти.
– Очень важно уделять внимание развитию других способностей сотрудников. Мы добавили дополнительные навыки: английский, психологию. У нас есть и спортивные занятия, например, йога, мы создали восемь клубов по интересам внутри холдинга. Также начали заниматься здоровьем ребят. Мы поняли, что нужно что-то менять и развивать людей, чтобы они соответствовали нашим ожиданиям, – отметила ресторатор.
Всё по шарабану?
Помимо кадров еще один больной вопрос дальневосточного гастротуризма – какой продукт считать местным. Какими блюдами, ингредиентами удивлять гостей, на что делать ставки в меню? Скажем, с Приморьем и Камчаткой многое понятно: там, благодаря природным условиям, главенствую морепродукты, гребешки и крабы. Это то, ради чего гастротуристы едут сюда даже из-за рубежа.
А вот что можно считать исконно хабаровским продуктом – пока не очень понятно, развивала эту мысль Мария Ракуса.
– Нет пока, увы, бренда края, люди не понимают, зачем ехать к нам? Мы всегда кричим о том, что, наверное, не хватает маркетинга нашему региону, и мне бы очень хотелось, чтобы нас в этом вопросе услышали, – высказалась предпринимательница.
Возможно, таким продуктом все-таки может стать красная рыба? Как отметили участники форума, этот продукт есть практически в меню любого ресторана, который презентует гостям местную кухню. Сегодня рестораторы предлагают туристам как рыбу, приготовленную в шарабане, уху из нескольких сортов рыбы, а также расстегаи, традиционную сырую «талу», а также разнообразные десерты с рыбой и ягодами.
Пора фестивалить!
Опытом развития гастротуризма в регионе с дальневосточниками поделилась гостья из Калининграда. Ольга Тесленко, директор ассоциации индустрии гостеприимства, рассказала о том, как в ее городе привлекают большой поток туристов. В ход идут гастротуры, экскурсии, фестивали и ярмарки, а также проведение кулинарных мастер-классов и выставок разных продуктов.
Именно гастрофестивали, по мнению экспертов, могут и должны стать фишкой дальневосточных регионов. В Приморье уже активно применяют это на практике, проводя фестивали гребешка, мидий и прочих морских даров. Идут по этому пути и в нашем крае, но пока еще не столь активно.
Впрочем, практически все спикеры этой площадки форума сошлись во мнении, что этот вид бизнеса на Дальнем Востоке России пока еще совершенно не развит. Но уже имеет большой интерес инвесторов. А также большой потенциал для наших граждан и для наших соседей из Китая, Кореи и Японии. Пора добиваться того, чтобы они тоже ехали сюда за новыми вкусами!
Екатерина Подпенко