Рубрика: Культура

Как возрождают забытую нанайскую игру

Эта история началась давным-давно, в далеком средневековье. В те времена, когда нанайцы, говорят, были сильными воинами и воевали в войсках легендарных «чжурчжэней». Именно тогда и родилась среди них походная игра – «апокачи». 

Шли годы, менялись столетия. Забывались воинствующие предки, постепенно уходили их быт и культура, навсегда терялись песни, танцы и разные игры. Так могло случиться и с «апокачи». Но сегодня эта настольная интеллектуальная игра известна уже не только в нашем крае. Во многом благодаря руководителю хабаровского Центра нанайской культуры «Бури», этно-активистисту Леониду Сунгоркину. 

Бабушка сказала

Как рассказал глава «Бури», впервые об этой игре он услышал в детстве от бабушки, которая «еще при царе родилась».

– У нас дома, наверное, как и в каждой семье, всегда хранилась шахматная доска, где вперемешку лежали шашки и шахматы – и, как это часто бывает, неполные комплекты. Поэтому ни в то, ни в другое я играть так и не научился, – вспоминает он. – А бабушка рассказывала, что у нанайцев была своя игра, которая называлась «апокачи». Только вот правил игры она не знала, играли в «апокачи» только дети да мужчины.

Сама игра очень отдаленно напоминает обычные шашки. Поле расчерчено на квадраты, у каждого игрока по шесть или девять (в зависимости от величины поля) фишек – «солдат». Они равнозначны, здесь нет «королей» или «королев». А еще, говорит Сунгоркин, рядом с доской стоит еще один воин – «тотем», которого, по желанию игрока, можно вывести на поле, эдакий «джокер». Задача в игре обычная: срубить больше «солдат» противника и завоевать его «землю». 

Апокачи – настольная игра приамурских нанайцев. Игра шашечного типа отличается большой свободой выбора хода и оригинальной техникой рубки шашек. В 2020-м реконструирована хабаровском программистом, любителем настольных игр Виталием Потопахиным по просьбе инициаторов проекта из ХРОО «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья». В конце 2021 года организация выиграла грант Минприроды края на реализацию проекта.

Идея возродить игру «апокачи», по словам Сунгоркина, пришла в 2013 году, когда при театре «Триада» работал театр коренных народов «Бури». Взрослые приходили на репетиции, часто вместе с детьми. Их нужно было чем-то занять. Вот тогда-то на театральном собрании Леонид и предложил возродить нанайскую игру.

– Я начал искать людей, кто мог бы рассказать об «апокачи», – вспоминает он. – Обратился к руководителю краевой федерации шахмат Павлу Бордюхову и в российскую федерацию этноспорта. Съездил в Москву, где встретился с основателем федерации Алексеем Кыласовым, чтобы узнать, как развиваются интеллектуальные национальные игры. В общем, искал тех, кто мог помочь. 

Правила игры

К тому времени театр «Бури» распался, возникли другие жизненные проблемы. Игра отошла на второй план, чтобы напомнить о себе уже в национальном Центре. Года три назад Сунгоркин вместе с Бордюховым вновь приступили к изучению первоисточников.

– Информация об игре очень скудная. Находили отрывочные источники, но нам предстояло даже с названием определиться, – объясняет Леонид. – У дореволюционного исследователя культуры и быта коренных народов Дальнего Востока Льва Шернберга, который один из немногих наиболее полно описал игру, упоминается название «Апокан» – шапочка. Есть только предположения, почему. Может быть, играли в эту игру шапками, расчертив клетки прямо на земле. А может быть, раз фигуры называются солдатами, имелся в виду военный шлем? Где-то указано название «апока», где-то «апокан», для кого-то это «апокачи» и так далее. Расхождения названий объясняется тем, что на территории нынешнего Хабаровского края существовало девять диалектов нанайского языка! Поэтому говорить, что игра должна называться только так, а не иначе, нельзя. Мы взяли вариант «апокачи» как более звучный. 

В рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» (наццель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей») предусмотрено создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физкультурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также формирование спортивного резерва в регионах РФ.

Сейчас уже есть понимание классической игры. В истории осталось описание, как ходят «солдаты» и как рубят. С этого начинается обучение. А правила «рубки» здесь оригинальные: нужно создать перевес по одной линии – одна шашка противника и две свои. Но зачастую на доске возникает немало ситуаций, которые не отмечены ни в одном источнике (ведь, судя по всему, древние нанайцы играли на доске 4х4, там, в основном, решаются тактические задачи, сложную стратегию не разыграешь). В итоге в «Бури» составили свой свод правил, главное условие которого – чтобы было понятно детям. Ведь, по сути, эта игра тогда была предназначена для подростков, будущих воинов.

Проект на миллион

В итоге в марте лихого 2022-го в городском шахматном клубе прошел сначала мастер-класс по нанайским шашкам, а затем и первый турнир по «Апокачи». Участие в нем приняли 33 школьника от семи до 17 лет. 

С той поры активисты провели немало мероприятий, не только в школах, но и библиотеках. К слову, прошлым летом возглавляемая Сунгоркиным краевая организация «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья» подавала заявку на краевой грант в размере 1,4 млн руб. для социальных НКО. На эти деньги (при условии добавки своих 317 тысяч) предполагалось обеспечить все библиотеки региона комплектами шашек (не менее 300 шт.) и методическими изданиями по забытой нанайской игре. Но заявку не одобрили. 

Тем не менее, в ноябре при поддержке властей региона Сунгоркин попал на открытие стенда Хабаровского края на выставке «Россия» (0+): на ВДНХ он дал очередной мастер-класс всем желающим и раздал москвичам 25 комплектов «апокачи» в подарок.

К слову, набор входит сумка с нанайским орнаментом для доски и авторский кисет для шашек. Дизайн разработал сам Сунгоркин, шашки и доски сотворил рукодельник Александр Лапутин, а сумки и кисеты – Екатерина Сунгоркина, мать Леонида. Естественно, рукодельный сувенирный комплект недешев, в центре «Бури» вы можете приобрести его за пять тысяч. 

Между тем, по словам Леонида, сегодня в «апокачи» играют уже в ряде школ, есть свои команды. Недавно в Нанайском районе, где активистов поддержало руководство, прошли соревнования (0+), посвященные 90-летию района. Благодаря поддержке крупной горнодобывающей компании в 11 учебных заведениях района появились игровые наборы, в крае заработал проект «Апокачи – детям» (0+).

Язык и мир 

– Играя в «апокачи», мы сделали упор и на развитие нанайского языка, – объясняет Сунгоркин. – В том же Нанайском районе судейство будет проходить только на национальном языке, а соревнования будем проводить в селе Дада, где сейчас в школе делается упор на сохранение родного языка. И в саму игру постепенно вводим нанайские термины.

В первую очередь, это счет от одного до десяти. Каждая фишка имеет свой номер. А так как здесь нет главенства и званий, фигуры получили название «байби», что в переводе с национального языка означает «рядовой», «обычный», «простой». 

– Игра «апокачи» по мере развития должна подталкивать людей к языкознанию, к познанию нанайского языка. Потому что все, что мы в игре видим, так или иначе связано с национальной культурой. А для того, чтобы игру сделать более углубленной в нанайский язык, нужно переходить на качественно новый этап – компьютерный, – мечтает Леонид.

А пока компьютерная игра существует лишь на листе бумаги. Есть ее описание, готовятся правила. По задумке авторов, здесь будут не просто «солдаты», а воины разных кланов со своим тотемным животным: лиса, собака, медведь и т.д. Названия кланов – только на нанайском языке. У каждого клана – своя задача, свои вожди, шаманы, вооружение. Любой, купивший компьютерную игру, сможет создать свой клан, пригласив туда игроков. 

Есть у этно-активистов еще одна мечта. Вывести игру на международный уровень, провести соревнования в Китае. Там в провинции Хэйлунцзян тоже проживает народ «хэчжэ» (нанайцы). И у них есть своя игра, очень похожая на «апокачи». За поддержкой Сунгоркин обратился к краевым властям.

– Мы с Павлом Бордюховым разработали предложения для Минспорта. Главное, это ввести «апокачи» в график соревнований, чтобы можно было проводить турниры не только в крае, – говорит глава «Бури».

Кстати, международные игры – не утопия. Разыскивая сведения по «апокачи», Леонид Сунгоркин обращался ко многим этнографам. Особенно плотно команда работала с английским этнографом, научным сотрудником Манчестерского университета Малли Стельмашик. И недавно в международном журнале коренных народов «AlterNative» вышла статья о совместных исследованиях. Заговорят ли про «апокачи» не только в России, но и в мире?

Оксана Божко