«Краю нужны социально ответственные подрядчики»
Основные показатели и проблемы строительной отрасли края рассмотрели на июльском расширенном заседании правительства региона под председательством врио губернатора Дмитрия Демешина. А с основным докладом выступил зампред правительства по вопросам строительства Керим Сунгуров.
Как выяснилось из доклада, сейчас в крае возводят аж 23 социальных объекта – в отрасли здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма. Однако 11 из этих объектов, почти половина – это объекты прошлых лет, сроки которых перенесены на 2024 год из-за недобросовестности подрядчиков, низких темпов строительства и других причин. Есть и ряд других «долгостроев», решение проблем с которыми растянулось на несколько лет. Среди них – больница в Николаевске-на-Амуре, онкодиспансер, детский больничный комплекс в Комсомольске-на-Амуре и другие.
Стоит отметить: Дмитрий Демешин заявил, что крайне недоволен работой координационного краевого штаба по строительству, который создан для оперативного решения проблемных вопросов в отрасли. Также глава правительства отметил, что в отношении подрядчиков, которые не выполняют свои обязательства перед государством и людьми, должны быть более жесткие меры. Это касается и расторжения контрактов, и претензионной работы, и внесения данных в реестр недобросовестных поставщиков. В частности, врио губернатора поставил задачу Кериму Сунгурову провести анализ и принять меры в отношении ряда организаций, которые сейчас неэффективно работают на объектах.
Как напомнили в ходе заседания, в прошлом году в регионе введено в эксплуатацию 578 тысяч «квадратов» жилья, это самый высокий показатель за последние 30 постсоветских лет. И по итогам первого полугодия ввод жилья в крае составил 231,6 тыс. квадратных метров – это 103% к аналогичному периоду прошлого года.
Однако при этом остается проблема так называемой «точечной застройки», которая ведет к нагрузке на инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру, что ухудшает качество жизни людей. И на что регулярно жалуются жители краевой столицы.
– Про точечные застройки мы уже с вами неоднократно говорили, что нужно исключать, – подчеркнул Дмитрий Демешин, обращаясь к Кериму Сунгурову.
Решать проблему расселения граждан из ветхого жилья, модернизировать коммунальную и дорожную инфраструктуры за счет застройщика может, по словам врио губернатора, механизм КРТ – комплексного развития территорий. Однако муниципалитеты пока неэффективно пользуются этим инструментом, отдавая участки под застройку по минимальной стоимости и без обязательств со стороны инвестора по строительству объектов социальной инфраструктуры. Также не реализуются под КРТ земли с ветхим жилфондом.
– Здесь нужна серьезная реформа! – заявил Дмитрий Демешин. – Социальная инфраструктура, коммунальная, энергетическая, транспортная – эти вопросы должны решаться через масштабные проекты, где инвестор берет на себя все эти обязательства и строит самостоятельно. Нам нужны социально ответственные подрядчики, которые будут брать на себя часть социальной нагрузки, которые будут расселять бараки в обмен на участки!
Один из путей решения этой проблемы, который сейчас обсуждается в регионе, – централизация вопросов комплексного развития территории на краевом уровне. Для этого необходима передача прав по распоряжению неразграниченными территориями и полномочий в области градостроительной деятельности в части КРТ, территориального планирования, зонирования, а также разрешительной документации с муниципального на региональный уровень.
– Я вам ставлю задачу за три месяца силами координационного штаба поменять ситуацию! – указал врио губернатора. – Главы муниципальных образований не должны расторговывать участки без интересов государства, муниципалитетов. От этого у нас и возникают проблемы людей, поэтому они и говорят потом: «Где наши школы, садики, поликлиники?»
Также Дмитрий Демешин отметил низкую эффективность регионального оператора «Застройщик27», который за два года своего существования не заключил ни одного контракта по комплексному развитию территорий.
– Ноль – вот это итог вашей работы. И вы все в теории обсуждаете, что надо комплексно развивать территории! – эмоционально отметил врио губернатора.
Подверг критике Дмитрий Демешин и работу соцблока края в части эффективности расходования бюджетных средств на строительство и ремонт объектов здравоохранения и образования, и контроля за этим. Задержки в строительстве, реконструкции школ, детсадов, больниц, ФАПов вызывают недовольство населения, отметил он. В частности, в этом году запланирован ремонт 26 объектов здравоохранения, но на конец июля контракты были заключены только по 10 объектам.
– Люди желают от нас качественных услуг здравоохранения и образования. При этом у вас по программе модернизации первичного звена здравоохранения – то, за что нам каждый день жители высказывают нарекания, – из 26 объектов, которые вы должны были расторговать в январе, крайний срок – в феврале, сейчас на август не расторгованы, – подчеркнул врио губернатора.
Дмитрий Демешин добавил, что его категорически не устраивает то, как идет работа со строительством соцобъектов: «Совершенно очевидно, что назрела необходимость идти к механизму единой централизованной службы заказчика».
«Я не вижу, чтоб достаточные шаги, меры предпринимались по модернизации и учреждений образования, и здравоохранения, и по улучшению среды. И самое главное – это видят люди! И наша задача с вами – это отношение людей развернуть, и отношение должностных лиц, которые за это зарплату получают, тоже развернуть», – сказал Дмитрий Демешин на заседании.
Также на заседании выступили главы Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре.
Как доложил мэр Сергей Кравчук, в городе за первое полугодие введено в эксплуатацию 16 многоквартирных домов и 344 индивидуальных жилых дома. Всего в текущем году планируется ввести 36 МКД, в том числе пять объектов «долгостроя». Также в стройотрасли города реализуются проекты КРТ, где работают несколько крупных федеральных застройщиков. Идет строительство трех дорожных объектов, ведется работа по благоустройству пяти общественных территорий. Началась подготовка к реконструкции Амурского и Уссурийского бульваров: ведется сбор данных для проектирования, поиск инвесторов, обследование состояния коллекторов.
Однако, по словам Дмитрия Демешина, мэрия Хабаровска не слышит запросов граждан: к примеру, с инициативой о включении реконструкции бульваров в мастер-план выступил врио губернатора, а не мэрия.
Он также отметил, что с 2018 по 2024 годы собственные доходы Хабаровска выросли на 47,5%. При этом доля расходов на благоустройство за счет средств местного бюджета в 2018 году составляла 6% от бюджета, а сейчас предусмотрено 4%. Расходы на содержание дорог с 2020-го по 2024 год снизились на 26% – сейчас это 150 млн рублей, а было 203.
– Причем расходы на содержание дорог снижаются как в абсолютных цифрах, так и в удельном весе собственных доходов местного бюджета. А если считать увеличение стоимости работ – то вдвое-втрое! При этом расходы на содержание органов местного самоуправления у вас выросли на 26,9%, – отметил Дмитрий Демешин.
А ведь за первое полугодие количество обращений жителей города по вопросам благоустройства, содержания домов и дворов, бродячих собак в полтора раза выросло, указал глава правительства.
– Люди, которые являются вашими работодателями, крайне недовольны тем, что вы работаете с понуканием, недовольны работой вашей команды! Город не справляется с поставленными ключевыми задачами социально-экономического развития. Не в цифрах не справляется, а в конкретных фактах: в расселении аварийного жилья, благоустройстве. Масса убогих объектов! – заявил врио губернатора.
Дмитрий Демешин поручил Сергею Кравчуку освободить от занимаемой должности вице-мэра города, первого заммэра по экономическим вопросам Игоря Михайловского. И как сообщили СМИ в тот же день в пресс-службе мэрии, «соответствующее решение уже принято», «мэрию Михайловский покинет в течение двух недель».
В завершение июльского заседания правительства Дмитрий Демешин сообщил: у глав муниципалитетов есть полгода на то, чтобы исправить ситуацию с выдачей разрешений на строительство без обеспечения территории социальной инфраструктурой со стороны инвестора. Если ничего не изменится, то будет принято решение о централизации данных полномочий на уровне края.
Олег Потапов