Чем запомнился чемпионат края по картингу
Этот вид спорта порой еще именуют «детсадовской «Формулой-1» (0+): еще бы многие из тех, кто в итоге добрался до стартов главной кольцевой автогонки мира, начинал свой путь в спорте с картинга, гоняя на простейших автомашинах без кузова и с открытыми колесами. Впрочем, в Хабаровске на сей раз в июльскую жару круги на трассе нарезали не только юные гонщики, но и пенсионеры!
Четвертый этап чемпионата края по картингу (0+) прошел в Хабаровске. На парковке арены «Ерофей» маленькие и взрослые пилоты продемонстрировали свое мастерство и профессионализм в скоростном управлении картом и быстром прохождении трассы.
– Главная цель этих соревнований – популяризация технических видов спорта среди молодежи. В этом этапе участвует 59 спортсменов разных возрастов из Хабаровского края, Амурской области и ЕАО. Самым маленьким гонщикам – пять лет, самому взрослому – 62 года, – объясняет мне Леонид Утенков, главный судья турнира. – Победители и призеры получат медали, кубки, почетные грамоты и дипломы за личное и командное первенство. Также по результатам соревнований и общегодовому отчету спортсмены могут получить разряд.
Ведь здесь ты не просто получаешь навыки автовождения, но и учишься разным инженерным тонкостям. Гонщик в картинге – не только водитель, но и автомеханик, и инженер в одном лице.
Детей в этот спорт родители отдают для всестороннего развития. Тренер хабаровской команды «Техноспектр» Дмитрий Тен считает, что картинг развивает техническое творчество, силу, выносливость, смекалку, смелость, формирует морально-волевые качества и улучшает физические данные. Короче, гонщик – настоящий идеал, понимаю я.
Иду знакомиться с «идеальными людьми». Вот, юный пилот из Благовещенска Владислав Рябов. Владик когда-то увидел соревнования на картодроме и тоже захотел так гонять. Родители купили сыну карт и, конечно, необходимую экипировку: комбинезон, защиту шеи, специальные ботинки, защиту ребер, перчатки, шлем и подшлемник. И уже пять лет мальчик активно тренируется, говорят, показывает хорошие результаты. Вот и сюда Владислав приехал за победой.
Более опытный пилот и пенсионер из Комсомольска-на-Амуре Юрий Моисеенко занимается картингом более 30 лет. На его полочке с кубками и медалями в гараже уже нет места для новых трофеев, признается ветеран. И говорит, что сейчас «катается больше для удовольствия, свои награды я уже давно получил».
«Главная цель этих соревнований – популяризация технических видов спорта среди молодежи. В этом этапе участвует 59 спортсменов разных возрастов из Хабаровского края, Амурской области и ЕАО. Самым маленьким гонщикам – пять лет, самому взрослому – 62 года!»
Старт уже скоро, а пока специальная техническая комиссия внимательно осматривает и проверяет гоночные машины. Затем идет брифинг: здесь судья знакомит участников с регламентом соревнований, повторяет правила, сообщает порядок каждого заезда. Особое внимание гонщиков обращают на значение флагов. Зеленый, скажем, показывает готовность к старту, красный – понятно, значит «стоп». Черно-белый предупреждает о неспортивном поведении, зеленый с желтым шевроном говорит о «фальстарте», синий флаг – требует пропустить соперника, а черный, увы, означает, что вас снимают с дистанции...
Как говорят участники, этот вид автоспорта привлек их своим драйвом, ощущением скорости, а еще... многофункциональностью. Ведь здесь ты не просто получаешь навыки автовождения, но и учишься разным инженерным тонкостям. Гонщик в картинге – не только водитель, но и автомеханик, и инженер в одном лице. И свои машины для гонок – карты – участники готовят к стартам сами.
– Перед стартом я проверяю давление в шинах и ходовку. Затем настраиваю мотор, прочищаю фильтр, продуваю карбюратор и подкручиваю гайки. Все это важно, чтобы во время прохождения трассы не было проблем с машиной, – рассказывает пилот Иван Грищенко.
У маленьких гонщиков в качестве механиков также охотно выступают мамы и папы, которые, вижу, вполне умело ставят колеса, меняют масло и делают другие важные вещи перед заездом. Настоящая пит-стоп-команда!
– Управление картом немного отличается от обычного автомобиля. Он более остро реагирует на руль, здесь надо тонко пилотировать и чувствовать технику. Двигаться нужно по заранее выстроенной траектории, а также уметь правильно заезжать в поворот и управлять скоростью, – объясняет уже другой пилот, Андрей Петренко.
В зависимости от возраста, мощности мотора и вида техники участники соревновались в девяти классах – «Parila Mikro» и «Микро», «Мини» и «Супер Мини», «Пионер», «Rotax Max» и «Rotax Max Junior», «Национальный» и «Национальный Юниор». Главным критерием в картинге или кольцевых гонках является, понятно, скорость: кто быстрее пройдет дистанцию, тот и победил. Количество кругов на трассе – разное: самые маленькие пилоты проезжают шесть кругов, более старшие классы – 12, 15 или 18 за один заезд. В среднем заезд длится 12 минут.
Сначала проходят тренировочные заезды, затем судьи формируют стартовую решетку, на которой размещаются гонщики. Волнение нарастает. Во время кольцевых гонок участников активно поддерживают родители. И вот очередные 12 минут позади: кто-то радуется, кто-то раздосадован, сетует на технику, на соперников и ли на себя самого.
В рамках федерального проекта «Спорт – норма жизни» (наццель «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей») предусмотрено создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физкультурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также формирование спортивного резерва в регионах РФ.
Итак, все заезды позади. Долгожданная церемония награждения. Сообщается, что победителем командного зачета стала команда «СЮТ Юниор Некрасовка». Золото в классе «Rotax Max Junior» – у Макара Барашкова, а у Леонида Барашкова – в классе «Parila Mikro» и Виктора Морозова – в классе «Rotax Max».
Команда из Хабаровска «Техноспектр» в командном зачете стала второй. Победителями в своих классах стали: Илья Евтифеев – в классе «Пионер», Андрей Петренко – в классе «Национальный 4Т» и Тамерлан Лазьков – в классе «4т юниор».
«Золото» в копилке и у пилотов из Амурской области: у знакомого нам Владислава Рябова в классе «Супер Мини» и у Макара Осипова в классе «Мини»...
Что ж, четвертый этап чемпионата и первенства края по картингу завершен, награды, кубки и дипломы розданы, слезы высохли, страсти утихли. Но впереди новые старты: пятый этап пройдет в конце августа. Мы еще погоняем?
Ксения Файзулина,фото автора