Рубрика: Экономика

Ввоз иномарок растет, несмотря на ограничения

Владивостокская таможня отмечает рост автомобильного импорта с момента введения санкций: в июне количество машин, преимущественно ввозимых из Японии и Южной Кореи, достигло 25 тысяч. Почему, несмотря на санкции, автоимпорт активно растет, выясняло ИА EastRussia.

За первое полугодие Владивостокская таможня оформила 118 тысяч автомобилей физических лиц для личного пользования. В июне количество ввозимых авто увеличилось и достигло 25 тысяч.

«Отмечается помесячный рост с момента введения автомобильных санкций (с августа). Для сравнения, в прошлом, в 2023 году, в июле был поставлен рекорд в 30 тысяч оформленных автомобилей», – сообщила агентству представитель таможни.

Последние годы автоимпорт из Восточной Азии находится под серьезным давлением. В августе 2023-го Япония запретила экспорт в Россию автомобилей с бензиновыми и дизельными моторами объемом более 1,9 литра, гибридных машин и электрокаров. В декабре к санкциям присоединилась Южная Корея, ограничившая вывоз в РФ авто с моторами объемом от двух литров.

Серьезным испытанием для импортеров стали ограничения, введённые российской стороной. В частности, повышение ставок утилизационного сбора в августе 2023-го согласно постановлению правительства № 1118. Однако, несмотря на все эти барьеры, статистика Владивостокской таможни уже приблизилась к досанкционным показателям прошлого года.

Бюджетный выбор

Среди причин участники рынка выделяют несколько факторов. Во-первых, сегодня у россиян практически нет вариантов – как приобрести бюджетный автомобиль, кроме как в странах Восточной Азии, поясняет директор компании Carwin Дмитрий Забора.

Китайский автопром относится к другому ценовому сегменту, новые машины в автосалонах стоят не меньше двух миллионов рублей. Политика КНР препятствует вывозу из страны дешевых подержанных авто, а б/у рынок автопрома из Поднебесной еще не сформировался в России. Таким образом, для тех, кто располагает суммой до 800 тысяч 

– 1,5 млн рублей, основные каналы поставок замкнулись на Японии и Южной Корее.

«Конечно, введение санкций ограничило выбор, но немало бюджетных моделей из Японии по-прежнему доступны. Кроме того, сегодня из Азии везут очень много машин европейских брендов», – говорит Дмитрий Забора.

К примеру, большим спросом у российских покупателей пользуется Honda Stepwagon c двигателем объемом 1,5 литра. Цены на такие машины 2015-2016 гг выпуска стартуют от 1,4 млн руб. Популярны так же Honda Freed и Fit. Привезти из Японии автомобиль Honda Freed 2009 года выпуска можно за 800 тысяч рублей, а 2020-2021 гг – за 1,5-1,6 млн рублей. Honda Fit стоит от 850 тысяч рублей за модель 2013 года выпуска. Последнее четвертое поколение 2020-2021 года обойдется от 1,1 млн рублей. Из кроссоверов лидируют Honda Vezel и мини-кросовер Toyota Raize стоимостью до 1,5-1,8 млн.

Что касается европейских брендов, из Японии и Южной Кореи везут большое количество различных моделей: от Volkswagen Passat B7 2012-2013 гг. до BMW 218i 2015-2017гг, которые с двигателем 1,5 турбо могут стоить порядка 1,1 млн рублей.

По словам импортеров, спрос на бэушные авто из Восточной Азии растет по всей России, включая ее западную часть. Следуя этому тренду, некоторые салоны, которые раньше специализировались на новых автомобилях, стали продавать иномарки с пробегом.

Дорогами реэкспорта

И следующая причина, по которой Владивостокская таможня фиксирует прирост, это ограничения, введенные в отношении стран Таможенного союза (ЕАЭС), где перевозчики растаможивали автомобили, чтобы сэкономить на пошлинах. Такой оценкой делится автоэксперт, представитель одной из сертификационных лабораторий Владивостока Денис Максименко. 

Пониженные таможенные пошлины на территории ЕАЭС создавали лазейку для импортеров, которые отправляли машины через Кыргызскую Республику, Беларусь и Казахстан. Но с 1 апреля 2024-го вступил в силу новый порядок расчета размера платежа за ввоз в Россию авто из стран ЕАЭС, который фактически закладывает недоплаченные налоги и сборы в сумму утилизационного сбора. 

Соответственно, большой поток автоимпорта из Южной Кореи, ранее проходивший, в частности, через Киргизию, теперь напрямую отправляется в порт Владивосток.

«Правительство приняло корректировки к документу по утилизационному сбору: это заставило тех, кто «хитрил» и завозил машины в Россию через страны ЕАЭС, изменить логистику. Соответственно, Владивосток сразу стал основным портом, куда поступают автомобили из Республики Кореи, которые раньше в большинстве своем везли через Кыргызстан», – поясняет Денис Максименко.

Этой весной авторынок ощутил скачок спроса в преддверии нововведений, отмечает Павел Зайцев, глава отдела продаж авто с пробегом компании «Сумотори-Авто».

«Покупатели стремились реализовать отложенный спрос. На сегодня ситуация выровнялась, и я не могу сказать, что ограничения в отношении стран Таможенного союза стали большим потрясением для рынка», – говорит он.

Примечательно, что, по данным аналитического агентства «Автостат», заградительные меры серьезно изменили статистику. Еще в марте через Кыргызстан проходило порядка 20% автоимпорта, в июне показатель сократился до 0,6 процента. Доля Казахстана составляет около двух процентов, Республики Беларусь – 1,7 процента.

«Но на самом деле, не все страны выпали из этой схемы. Через Беларусь машины как везли, так и везут – автомобили поставляют из Эмиратов или Южной Кореи – на западе России корейский автопром пользуется особо повышенным спросом. Кыргызстан под большим вопросом: сейчас импортеры ищут лазейки, пробуют схемы с оформлением машин на физических лиц, пробные партии проходят таможню. Однако уже возникли «нюансы» – в российской таможне запросили подтверждение стоимости автомобилей у киргизских таможенников», – рассказал один из брокеров.

В поисках «серых схем»

Импортеры ищут обходные пути. Причем сегодня появилась возможность завозить в Россию даже подсанкционные машины с объемом двигателя более 1,9 литра.

«Перевозчики, брокеры нашли способы обходить запреты через третьи страны, которые не попали под санкционную политику. Например, сначала автомобиль ввозят в Малайзию, а потом отправляют в Россию. Стоимость привоза существенно выросла, но пока поставки стабильны», – сообщил один из перевозчиков.

Среди таких «третьих стран» – Китай, Монголия и Малайзия. Схема, по словам предпринимателей, рабочая: «вывез машину в другую страну, поменял получателя, а дальше вези в Россию, иногда даже пароход перегружать не надо». Однако многие импортеры относятся к ней настороженно.

«В первую очередь, надо понимать, что обход санкций – это уголовно наказуемо со всеми вытекающими последствиями. Да, отправка в Малайзию не запрещена, но если это отправка вначале в Малайзию с целью последующей отправки в Россию, то вы уже нарушаете японское законодательство. И давайте представим, что контролирующие органы заподозрили экспортера в обходе санкций. Они арестовывают на время груз в порту, идут в компанию, поднимают документацию, проверяют переписку с клиентами – в итоге приостанавливают работу компании, арестовывают счета и имущество», – говорит Дмитрий Забора.

Та же Малайзия последние 10 лет покупала только траки в символических объемах, и такое количество гибридов и авто с двигателями от 1,9 литра может показаться подозрительным, отмечает он. Возникнет вопрос, откуда компания получила за них деньги.

«Кроме того, страна-посредник может запретить реэкспорт в Россию, как совсем недавно сделала Грузия. А ведь автомобили – это третий по величине экспортный товар Грузии в РФ», – указывает Дмитрий Забора.

Однако другие источники агентства выражают мнение, что схема рабочая, и до сих пор «осечек не давала».

Что касается санкций против Мосбиржи, которые в июне наделали немало шума, на автоимпорте они никак не отразились, рассказывают предприниматели. Временно большая часть банков прекратили принимать валютные переводы в Японию или ставили завышенный курс (до 65 рублей за 100 иен), однако вскоре вернулись к обычному курсу 59 рублей за 100 иен.

Отметим, что в 2023 году Владивостокская таможня оформила 226 тысяч автомобилей для личного пользования. После введения автосанкций в августе импорт рухнул до восьми тысяч машин. По всем прогнозам, в этом году статистика догонит досанкционные показатели.

Юлия Пивненко