Полвека отметили с гаком
Почти неделю колесили по юбилейной магистрали пассажиры праздничного «эстафетного поезда», выехавшего из Хабаровска в Тынду. И этот бамовский праздник нам не забыть!
На вокзале Хабаровска – торжественные проводы украшенного юбилейной символикой поезда. Отсюда мы отправляемся в Комсомольск, где берем еще партию ветеранов и железнодорожников, и двинем дальше – на Тынду. Оркестр и речи не растягиваются. Жара плавит пассажиров и провожающих, мы спешим по вагонам.
Огромный плюс – отсутствие связи. Первое время еще дергаешься, бросаешь на телефон взгляды, но он нем. На БАМовской ветке не принято утыкаться в гаджеты. Зато можно смотреть в окно. А там реки, болота и бесконечная зелень. Сопки, окутанные туманом. Наверное, тем самым, за которым ехали на стройку века первые бамовцы. И за запахом тайги.
К слову, после шести дней без интернета почувствовали, что стали лучше видеть. Глаза отдохнули от мониторов, так что кому надо зрение восстановить – добро пожаловать на БАМ!
Песни и стригуны
Перрон Комсомольска сегодня – одна большая концертная площадка. Играет оркестр, выступают творческие коллективы и награждают достойных – железнодорожников и ветеранов.
– У нас лето пока идет под знаком БАМа, – улыбается вокалистка-комсомольчанка Татьяна. – В июне десять дней ездили с концертами по станциям, вернулись, передохнули и опять сегодня поём про БАМ. Песни в голове не умолкают, каждое утро просыпаешься и поёшь про себя: «Слышишь, время гудит: БААААМ»! Мы половину тура на автомате выступали, но как нас принимали! Особенно на станции Хурмули. А вот на Солони на нас напали стригуны. Это жуть!
Стригуны – для тех, кто на БАМе не бывал, – пустой звук. А в советские годы была в ходу страшилка, что если стригун подлетел к человеку, то не уймется, пока не отстрижет все волосы! Сочиняли, конечно – среди бамовцев процент лысых не больше, чем среди других. Но когда в тебя врезается со всей дури огромный жук с длиннющими усами, очень неприятно!
Мы везем с собой…
Нет, не кота, а двух крупных представителей кошачьих. Таких крупных, что для парочки купе выделили – иначе бы не уместились. Ростовые куклы Тигр и Тигрица популярны не менее почетного знака, который выставляют на каждой станции, чтобы к нему могли прикоснуться. Но чаще бегут обниматься и сниматься к нашим улыбчивым полосатым.
Внутри тигрицы – хрупкая Маша. В мирской, не звериной жизни, она инженер, но уже 1,5 года волонтёрит тигрицей. Долго поговорить не удается, Машу облепляют взрослые и дети. Интерес у многих вызывает и седой ветеран с красным бархатным знаменем. За краешек знамени уже держатся две юные комсомольчанки с комсомольскими значками на груди.
– Нет, это не просто атрибутика, мы из комсомольской организации, пришли посмотреть на комсомольцев 1970-х, – объясняет девушка с красивым именем Эсмеральда. – Пропустить такое мероприятие нельзя ― это история нашей страны! А тут знамя с Лениным – как пройти мимо?
Обладатель знамени, вернее, его хранитель – ветеран БАМа Леонид Красный. Шутит: благодаря фамилии стал известен многим.
– Сейчас дед проходит: «Красный, ты, что ли?! Жив еще?», – смеется пенсионер. – А что не жить-то? Мне ж всего 78, я еще себя пацаном чувствую, до сих пор странно, когда дедом называют. А с этим знаменем на все юбилеи БАМа хожу, мы его получили в 1997 году за победу в соцсоревновании. Оно переходящее, но тогда, в конце 90-х, уже некому стало передавать... Вот и храню дома, а как помру, передадут дети в музей. Очень надеялся, что застану время, когда БАМ начнет возрождаться, так что у меня двойной праздник!
Что за сила такая – комсомолец, нам, нынешним, не понять. Большинство ветеранов, как под копирку, на вопрос: «Зачем они поехали на БАМ?», отвечают: «Я же комсомолец!». Среди них и Валерий из Нового Ургала.
– Мне 18 было, когда я рапорт написал, что хочу служить на БАМе, – рассказывает. – Я служил, и меня в составе железнодорожных войск отправили на Новый Ургал. Сражались, в первую очередь, с природными условиями. Строили дорогу, отсыпку проводили. Было сложно, но ничего, справились. Самый холодный период был с 1977-го на 1978-ой – до минус 63 днем доходило! Техника не работала, а мы выходили, да...
– А зачем же вы там остались, раз такие условия?
– Прижился, корни пустил. Да и красиво у нас, – пожимает Валерий плечами.
На станции – горы
По вагонам! Впереди станция Постышево..На платформе замечаем много мужчин – с окладистыми, на старорусский манер, бородами и женщин – в красивых платьях в пол и платках. Старообрядцы, догадываемся мы. Привезенный оркестр привлекает еще больше людей, и даже станционный пес Мишка явно рад происходящему.
– Конечно, какие у нас праздники? Кто-то приехал – уже радость большая, – улыбается местная жительница Вера Федоровна. – Мы здесь почти полвека живем, переехали из Сибири, тоже по призыву строить БАМ. Раньше тут жизнь кипела, бурлила, сейчас немного не то...
– В нашем селе почти все приезжие, кто в 1970-е перебрался и остался. Второе поколение уже растим, – добавляет соседка Людмила Александровна. – А что тут не жить? Да, без развлечений каких-то, но, может, их не надо человеку? Есть проблемы, особенно, с врачами, а где их нет, скажите? Зато какая тут природа: сопки, березы, речка. Думаю, не каждому дано в такой благодати и жить-то!
Старообрядцы держатся обособленно. Дети не шумят, женщины без косметики на лицах спокойно стоят возле мужей.
– Пришли за брата порадоваться, он получает награду. Я тоже железнодорожник, и сыновья работают наши тут, – говорит Иван Гуськов. – Железная дорога организует мужчину, там дисциплина и порядок, стабильность.
Брату Никите, похожему как две капли воды, бородатому красавцу, вручают именные наручные часы. Награда за 30 лет безупречной службы.
– Никогда часы не носил, теперь буду, – примеряет подарок мужчина.
Поздравляем и отбегаем оглядеться, интересно же. Станция Постышево, шедевр советской архитектуры, не зря дали госпремию РСФСР архитектору! Крыша вокзала напоминает горы, на стенах – барельефы, изображающие сцены строительства БАМа, огромные часы. Это, пожалуй, лучшее, что нам удалось увидеть здесь.
Сразу за станцией – солидные лужи, в магазин протоптана дорожка по газону, ведь другого пути нет. Небольшие домишки, двухэтажки с огородами у подъездов, а во дворе самый брутальный «лежачий полицейский» – он настолько суров, что это свая! Что ж, тому есть объяснение – за время прогулки заметили много местных на мотоциклах и машинах.
Вы уху ели?
Уркальту – место стыковки «серебряного звена» БАМа. Здесь установлен мемориал, изображающий рельсы, шпалы и костыль, соединивший пути. Тут нас встречает бригада девчат-железнодорожниц, приготовивших свой концерт. Затем инициативу перехватывают привезенные артисты-профессионалы.
Заворачиваем за мемориал, а там на лужайке – целая полевая кухня! Столы, котлы с шурпой и пловом, чай и компот, всё для дорогих гостей! Эх, ну, зачем мы пообедали в поезде?
На прощание зажигают огромный костер. Настолько внушительный, что кажется, в пламени исчезнет и мемориал с костылем, и лес вокруг. Что поделаешь – традиция!
Ночь стоим под Новым Ургалом, чтобы в утреннем тумане наблюдать, как суетятся на перроне люди в деловых костюмах, ожидая высоких гостей. Здесь на станции делают памятную аллею, обустраивают площадь, дорожки. Ремонт пока идет, поэтому до местного ДК часть пути проделываем по лежащей на земле мешковине.
Станции, концерты, поздравления, ветераны, признающиеся в любви к БАМу – символу своей молодости. А мы ждем ночной остановки в Мирошниченко. Говорят, кто там бывал на бамовском поезде, будет помнить это всю жизнь.
Но магистраль хоть и получила второе дыхание, но не везде еще обрела вторые пути. Поезда деликатно пропускают друг друга, на Мирошниченко оказываемся лишь в первом часу ночи.
Фонари выхватывают длинные ряды столов, а там – тарелки, ложки и, пардон, крепкие напитки. Для нас наварили гору ухи! Попробовали: реально вкусная, хоть и с костями. Увы, прошло лишь 20 минут, а нас снова зовут по вагонам. Завтра важный день.
«Выпало нам»
Столица БАМа. Сегодня это чистота, красота и радостный гул. Это гудят сотни ветеранов, ликуют, встречая старых товарищей, поют песни про БАМ, конечно же. Мы все их еще будем долго петь.
Определить, кто из какого региона прибыл на праздник, можно по цвету: всем выдали футболки и кепки разного окраса. Нам достались бело-голубые с надписью «Пресса» на спине.
– Эй, пресса, – окликает нас на улице бойкая старушка. – А вы вот в своих газетах расскажите, как нас, обычных жителей, на открытие памятника не пустили. Пыталась пройти, сказали, что не положено. Все решетками отгородили. А для кого ж тогда праздник?!
На открытии гигантского монумента авторства Салавата Щербакова были ветераны, в том числе и самый знаменитый – Иван Варшавский, вбивший когда-то золотой костыль БАМа, главы регионов и глава РЖД. Здесь тоже наградили самых достойных.
После все разбрелись по жаре гулять по обновленному городу, где на многоэтажках красуются теперь муралы с советскими плакатами. Вообще, в Тынде многое напоминает о Советском Союзе.
– Да, наверное, есть небольшой перебор, зато мы будто снова вернулись в молодость, – говорит Надежда Сергеевна из Иркутска. – Даже на качелях в сквере покатались, лет 40 себе этого не позволяла!
Шествие техники и ветеранов по центральной улице плавно перетекло на главную площадь, где начался концерт с приглашенными звездами. Столько народу не видели давно. К тому же людей, не требующих чего-то, а пришедших порадоваться, потанцевать и в тысячный раз пропеть: «Веселей, ребята, выпало нам!».
Наталья Львова