Центр «Мой бизнес» помог оригинальной аграрной идее
Вы когда-нибудь пробовали сок из ростков пшеницы? Он сладковатый, да еще и с незнакомым для горожан ароматом свежескошенного сена. А ведь местные аграрии уже производят такой необычный зеленый продукт, который, по их словам, позволяет повысить иммунитет. А помогли с продвижением предпринимателям в краевом центре «Мой бизнес».
Так, в этом году в числе многих поддержку центра получил предприниматель Степан Крымков, основной вид деятельности которого – выращивание микрозелени. Его бизнес начинался как семейное хобби. Как рассказывает Степан, вместе с супругой экспериментировали: получится что-то вырастить в домашних условиях или нет? В итоге остановились на семи основных культурах для выращивания – и осенью 2022-го взялись за дело уже профессионально. Купили специальные стеллажи и лампы для микрозелени, Степан занялся изучением маркетинга – пошли продажи.
Первый региональный рынок, который завоевал молодой предприниматель, – это рынок ЕАО. Партии зелени были небольшие, магазины Биробиджана скупали все на корню. Оценив спрос, Крымков решил, что пора завоевывать хабаровский рынок, и с середины 2023 года его продукция появилась на прилавках местных магазинов. В этом же году ассортимент пополнился новым, уникальным для региона продуктом, популярным среди ценителей здорового образа жизни: соком из ростков пшеницы.
– За неполные два года производство микрозелени выросло в 10 раз: с 40 до 400 боксов в неделю (каждый по 50 грамм). И это далеко не предел – при разумном подходе к цене спрос может быть намного выше. На растущем спросе и мы сами подросли – в январе 2024 года открылся наш первый цех, а весной я сменил статус самозанятого на ИП, – рассказал Степан Крымков.
На стеллажах в поддонах здесь красуются горошек мандрас, дайкон, кинза, маш и подсолнечник, всего пять наименований. Продукция выращивается на гидропонике.
– Микрогрин, сам росток, содержит самый заряд витаминов, которые уже потом развиваются в корнеплодах или в растениях, то есть на всех начальных стадиях жизни, а это 7-10 дней, растения производят самый заряд витаминов, – поясняет Степан.
По словам Крымкова, самой популярной позицией среди продаж является редис. Помимо микрозелени, здесь как раз и производят тот самый, оригинальный напиток – сок витграсса из свежих ростков пшеницы, которые срезаются и отправляются в соковыжималку. Полученный сок необходимо использовать не позднее, чем через три часа, или заморозить для использования в течение четырех месяцев.
– Волокна пшеницы такие плотные, что нужна хорошая сила, которая именно пройдет отжим, а не на перетирание. Инерционные соковыжималки больше перетирают и нарушают консистенцию. Здесь же – отдельно волокна, отдельно – сок, – объясняет глава хозяйства.
– Для производства микрозелени и сока из ростков пшеницы необходимы качественные семена. Наша компания закупает семена по всей России, от Москвы до Урала, у разных поставщиков. Мы тщательно выбираем поставщиков, чтобы обеспечить семена высокого качества, – поясняет Степан. – Сейчас для сока мы используем алтайскую пшеницу. Она хорошо растет и дает сочные всходы.
К слову, в начале своей работы хабаровская компания столкнулась с трудностями реализации, ведь люди просто не были знакомы с этой продукцией.
– В 2022 году, когда мы начинали, а начиналось у нас все как хобби, в магазинах нас часто спрашивали, что это и для чего, – улыбается Степан и предлагает попробовать сок на вкус.
Я с опаской принимаю этот дар, пахнет непривычно, сеном, и цвет – зеленый. А кругом уже улыбаются зелеными улыбками коллеги-журналисты, и я прихожу в ужас, неужели у меня тоже сейчас такой вид? Но Крымков успокаивает, протягивая уже стакан с водой, мол, прополаскаете чуток, и все будет нормально.
По словам предпринимателя, сок из ростков пшеницы – это натуральный продукт. Не концентрат и не высушенный порошок, никаких других ингредиентов, только свежевыжатый сок, который разливают по соусницам и замораживают. При правильном хранении напиток имеет длительный срок годности.
Сейчас в планах зеленой мини-фермы, разместившейся на территории «Дальдизеля», выход на рынок соседнего Приморья: предпринимателю уже поступило оттуда предложение о сотрудничестве от крупных поставщиков овощей и зелени.
Для увеличения объемов производства компания, естественно, обратилась в Центр оказания услуг «Мой бизнес». Там предприятие заказало наклейки фирменной упаковки, а также получило юридическую поддержку.
– Такая поддержка очень хороша для начинающих предпринимателей, таких как я, а также юристы центра помогли составить текст договоров на поставку товаров, – отметил предприниматель.
Ксения Вязникова, руководитель регионального центра «Мой бизнес», отметила, что наружная реклама и полиграфическая продукция являются одними из наиболее востребованных услуг для действующих предприятий. Все заявки в этом году уже отработаны. С августа планируется расширение спектра услуг, включая рекламу на телевидении и радио, разработку сайтов и создание фирменного стиля.
– С Семеном Крымковым работа началась в прошлом году, и теперь предприниматель получает комплексные услуги по разработке полиграфической продукции, такой как наклейки для продвижения своего товара. Для него произведено около тысячи наклеек, – пояснила руководитель.
Ксения также рассказала, что с начала года уже более 700 предпринимателей, включая начинающих и самозанятых, получили услуги от Центра. Все комплексные услуги доступны онлайн, что упрощает процесс регистрации и выбора необходимых услуг через портал Госуслуг.
Для начинающих предпринимателей центр предлагает советы, подчеркивая важность использования всего спектра услуг, от образовательных мероприятий до финансовой поддержки. В августе запланирована программа «Азбука Предпринимательства» (0+), а в сентябре стартует проект «Мама Предприниматель» (0+), направленный на развитие семейного бизнеса.
Светлана Калинина