Рубрика: Экономика

Онлайн-касса как аргумент «мягкой силы»

На что жалуются хабаровчане налоговикам, почему ФНС пристально следит за контрольно-кассовой техникой на рынках, а теперь плотно занялась еще и общепитом?

Обо всем этом мы поговорили с Юлией Бекишевой, замначальника отдела оперативного контроля Управления федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

– Тема использования контрольно-кассовой техники (ККТ) на рынках существует с 2021 года, когда началась реализация проекта по исключению недобросовестного поведения налогоплательщиков, работающих на розничных рынках, – напомнила наш собеседник. – Сейчас есть смысл напомнить об этом проекте УФНС России.

– И зачем такой проект потребовался?

– Есть пять весомых аргументов. Чтобы все платежи на рынках проходили официально через кассовые аппараты. Чтобы предприниматели платили налоги со всех сумм, полученных от реализации товаров. Чтобы повысились налоговые платежи в бюджет. Чтобы конкуренция среди предпринимателей стала более справедливой. Чтобы сократился теневой оборот рынков.

– Извините, а разве до этого на рынках не было кассовых аппаратов?

– Были – но не всегда и не везде. Вообще применение ККТ регулируется федеральным законом, по которому все юрлица и ИП обязаны ее применять. В этом же законе прописаны исключения, в том числе касающиеся реализации товаров на рынках.

Хочу напомнить, как все начиналось. По всей стране на рынках налоговые органы провели инвентаризацию. Мы тоже обошли каждый рынок в крае, включенный в проект, переписали всех налогоплательщиков. Решали – у кого должна быть касса, потому что есть исключения, кому не надо ее применять. Затем стали наблюдать, проводить проверки. У кого не было касс, предлагали зарегистрировать. А потом был удаленный мониторинг.

– Кроме рынков, куда вы еще приходите?

– На ярмарки и некоторые торговые площадки, которые соответствуют требованиям проекта. В Хабаровске сюда входит Центральный рынок и рынок на Выборгской. И, скажем, хотя «Экодом» и «Фермерский дворик» на улице Ленина официально статус рынков не имеют, но тоже подходят по всем законодательным параметрам.

– А кто может не использовать ККТ?

– Такое право есть у тех, где не оборудовано их торговое место, нет сохранности товара. К примеру, нет холодильных витрин, не закрываются жалюзи. То есть это просто открытый лоток или прилавок. На Центральном рынке много таких мест, и эти продавцы там не обязаны применять кассовую технику.

– Когда на прилавке одни условия, а рядом в киоске с тем же товаром другие, это же несправедливо!

– Так прописано в законе. А мы с законодательством не спорим.

83 профилактических мероприятия ФНС проведено в этом году на рынках края. Также проведена 31 контрольная закупка в отношении тех предпринимателей, которые не исправили нарушения. 
– Понятно. И что получилось за годы действия проекта?

– Увеличилась выручка с одного торгового места на 67%. В этом году она составила 776 тысяч рублей в месяц, к примеру, на Центральном рынке Хабаровска. Соответственно, выросли и налоговые платежи.

– А разве нельзя налог не платить?

– Можно. Но сложно и чревато. Все налогоплательщики на рынках знают об этом проекте. Они знают, что будет два этапа пристального внимания к ним. Первый – профилактический, второй – контрольный. К примеру, назначается профилактический визит. Инспектор в точке торговли рассказывает о требованиях закона, об ответственности за нарушения, о формах контроля и надзора. Такой визит обязательно проводится в первый год начала работы предпринимателя, а потом – раз в три года.

– Это называется «не кошмарить бизнес»...

– Да. Еще одна мера профилактики – объявление предостережения. К примеру, у налоговиков есть жалоба или информация о возможном нарушении закона о применении ККТ. Тогда мы вправе объявить предпринимателю предостережение уже в форме документа, где предлагаются методы исправления нарушения.

Самые эффективные методы – использовать ККТ и сформировать чеки коррекции. При этом дается срок исполнения. И в основном все нарушители предостережения исполняют. Так, чеков коррекции сделано на 14,7 млн рублей только в этом году.

– Нарушитель отчитался, мол, он исправился, и вы ему поверили?

– Не обязательно. Мы имеем право на так называемый «дистанционный мониторинг». Ведь сейчас вся ККТ дистанционно передает данные в налоговые органы. Нам никуда ходить не надо. Мы в кабинете можем посмотреть, как часто использовался кассовый аппарат, какая разница между наличными и безналичными платежами, сколько делается чеков коррекции, возвратов и т.д. Обычная аналитика приводит к выводам – добросовестный предприниматель или не очень. 

– Добросовестное исполнение предостережений происходит из страха перед следующим этапом – штрафом?

– Это тоже имеет значение. Если предприниматель не исправит модель своего поведения на рынке сам, то последует контрольная закупка либо документарная проверка. Составляется протокол, возбуждается дело о нарушении и, как вариант, штраф. Штрафы не маленькие для ИП. За неприменение ККТ– от 10 тысяч рублей и выше, для юрлиц – от 30 тысяч. Все зависит от суммы неприменения ККТ, повторного нарушения и т.д. К примеру, не применили кассовый аппарат на 100 тысяч – заплатите штраф в 25 тысяч.

– Неужели нельзя вас обойти?

– А как нас обойти, если мы бываем на рынках практически каждый день? Причем по краю участвует в проекте 24 рынка. Мы наблюдаем за расчетами со стороны, а вот после обнаружения нарушений начинаем проводить мероприятия.

– Могу я, как покупатель, обратиться к вам с жалобой на магазин, где не все продавцы пробивают чеки?

– Обращаться можно и нужно. Но обращение должно быть в письменной форме, где указывается дата и время покупки, наименование купленного товара, его вес, цена. Причем по закону мы, получив жалобу, имеем право проводить контрольные мероприятия только после подтверждения факта нарушения и идентификации заявителя. То есть вы должны прийти к нам с паспортом и т.д., вас могут еще и опросить.

– Так никто и жаловаться не станет...

– Не соглашусь – жалоб достаточно. А иначе нельзя. Ведь это может быть клевета или происки конкурентов.

– Вернемся к рынкам. Как выглядит Ваша работа в цифрах?

– В 2024 году в крае на рынках проведено 83 профилактических мероприятия. В том числе – 24 визита и 59 случаев объявления предостережения. Также проведена 31 контрольная закупка в отношении тех предпринимателей, которые не исправили нарушения. И еще: в рамках названного проекта находятся под наблюдением более тысячи предпринимателей. К слову, в 2021-2023 годах меньше проверяли, напомню, в пандемию было официальное ограничение проверок.

– Помимо рынков что еще контролирует ваш отдел?

– Еще один проект УФНС России – «Общественное питание». Он возобновлен в 2024 году, прежде был приостановлен из-за пандемии. Цель у проекта такая же, как и на розничных рынках: повсеместно применять ККТ при оказании услуг общественного питания, увеличить платежи в бюджет, обелить теневой оборот в сфере этих услуг. Мы начали мониторить объекты общепита. 

– И какие основные нарушения в этой сфере?

– Например, вы пообедали в кафе и просите счет. Вам что приносят? Не кассовый чек, а счет, который еще называется «пред-чек». Вы заплатили, деньги у вас забрали, а взамен ничего не дали. Да, возможно, они чек пробили на кассе. Но это уже нарушение по отношению к клиенту и к закону, так как является поводом для налоговиков, чтобы проверить использование кассы. Еще часто не пробивают по кассе предоплату за банкет. 

Много нарушений по реквизитам чека, когда нет фамилии кассира или нет наименований блюд. Указывают «салат», а должно быть полное название – «салат Цезарь». 

– Как понять, какой чек дали мне, скажем, в ресторане?

– Расскажу, на что обращать внимание. Допустим, вам для расчета принесли гостевой счет. На нем есть кюар-код, как на обычном кассовом чеке. Но это кюар-код, чтобы оставить чаевые.

– Изумительно!

– Вот именно! Счет или чек даже с кюар-кодом не означает, что это фискальный документ. Поэтому смотрите, что вам дают. В настоящем кассовом чеке должно быть наименование организации, ИНН, адрес места осуществления расчета, наименование всех заказанных вами блюд, цена и общая цена, кюар-код, другие реквизиты. Если есть сомнения, то можно сканировать кюар-код. Наша служба разработала приложение по проверке кассовых чеков. И оно сразу покажет, является ли ваш чек кассовым и насколько он корректен, то есть, передан ли он в налоговые органы.

– А на что еще жалуются хабаровчане?

– Многие обращают внимание на то, что у налогоплательщиков на рынках или в других точках нет терминалов. Часто вы хотите расплатиться картой, а вам предлагают наличкой или переводом, так как нет терминала. И как понять, когда это нарушение, а когда нет? 

Смотрите: в законе о защите прав потребителей прописано, что продавец должен обеспечить прием пластиковых карт. Но обязанность и административная ответственность за неисполнение этого положения закона возникает только у тех налогоплательщиков, у которых выручка за предыдущий календарный год превысила 20 миллионов рублей. У всех остальных мелких предпринимателей есть только одна обязанность – применение ККТ. 

– И все же: на что больше всего жалуются?

– По автобусам много жалоб, особенно в последнее время. К сожалению, перевозчики (а их много) не всегда восприимчивы к нашим профилактическим мероприятиям. У перевозчиков достаточно много проверок и контрольных закупок, потому что они не применяют кассы. Мы неоднократно проверяли их на разных маршрутах. И штрафовали.

– И все же, Вам не кажется, что контрольно-надзорная работа в последние годы стала излишне мягкой, даже деликатной?

– Отнюдь не излишне. Хочу сказать, что это оправданная политика «мягкой силы» по отношению к бизнесу. Насколько это эффективно и насколько правильно – покажет время.

Раиса Целобанова