Рубрика: Бизнес

Цены на десерт растут, конкуренция падает 

Сезон мороженого в прежние годы часто стартовал уже в начале мая, однако эта весна, да и начало лета не располагали к поглощению холодных лакомств. Лишь ближе к концу июня расставленные по Хабаровску три десятка точек общепита более-менее развернули свою торговлю. Но и тут горожане не устремились за любимым пломбиром – дороговато!

Мороженое в этом году в России вместо стандартных, инфляционных 5-7% подорожает примерно на 10%, такой прогноз делали участники рынка весной. Как поведали журналисты «Коммерсанта», эксперты сетовали на растущие затраты на упаковку, логистику и сырье: так, в мире грянул неурожай какао-бобов, и натуральный шоколад взлетел в цене. 

Впрочем, были и более мощные цифры. Так, уже в конце июня в эфире РБК представители краснодарского «Кореновского молочно-консервного комбината», выпускающего продукцию под брендом «Коровка из Кореновки», сообщили: на их предприятии себестоимость мороженого в нынешнем году уже подорожала на 26%! 

Видимо, именно на эти цифры опирался и глава ЛДПР Леонид Слуцкий, который, ссылаясь на жалобы граждан, на днях обратился в ФАС с просьбой «проверить обоснованность резкого роста цен на мороженое». В сообщении пресс-службы партии указывается, что еще до наступления лета цены на отдельные виды десерта в РФ подорожали на 25%, прогнозируется и дальнейший рост.

При этом в прошлом году объемы производства в стране превысили рекордный показатель и составили 524 тысячи тонн (плюс 13% к 2022 году), сообщали в «Союзмолоке». В лидерах в РФ – известные компании: «Айсбери», «Ренна», Unilever, а также «Славица», «Русский холод» и «Чистая линия». В среднем в год выходит больше трех кило на одного россиянина. Неплохо, хотя до мировых лидеров потребления нам далеко.

Шок-заморозка

А что же происходит у нас в Хабаровске? Тон в крае давно уже задает комсомольское АО «ДАКГОМЗ». Скажем, в 2015 году на его долю приходилось 93% всего производимого в регионе мороженого. В прошлом году, по сообщениям СМИ, эта цифра достигла уже 98%! 

Этот государственный молокозавод начал свою работу еще в 1967 году. Любопытно, что в 2006 году АО «ДАКГОМЗ» входит в группу компаний «Синергия», будущий знаменитый алкогольный холдинг BELUGA GROUP (с 2023 года – Novabev Group), которому сейчас в стране принадлежит пять ликеро-водочных заводов, а также, к примеру, сеть розничных магазинов «ВинЛаб». Также интересно, что у ПАО «Белуга групп» на Дальнем Востоке было несколько непрофильных активов: ОАО «Мясокомбинат Находкинский», ОАО «КВЭН» (выпуск крабовых палочек и рыбных полуфабрикатов), а также два молокозавода – в Комсомольске-на-Амуре и в Уссурийске. 

В итоге приморское предприятие в 2020 году его владельцы закрыли, хотя в Уссурийске первый маслозавод открыли еще в 1948 году, а в 1968-м, после реконструкции, госзавод был перезапущен. В 1992-м тамошний молокозавод получил форму ОАО, в 2000 году вошел в ту самую ГК «Синеэргия», выпускал молочную продукцию под брендами «Родимая сторонка», «Сельские мотивы» и «Вита Магия». К слову, в 2014 году в Уссурийске вложились в новую линию розлива молока в бутылки. 

Однако это не помогло в 2020-м приморскому заводу и его 180 сотрудникам: «производство его объемов перенесено на «ДАКГОМЗ», что повысило эффективность», – скупо пояснили в пресс-службе «Белуги» Интерфаксу. Скорее всего, перспективы комсомольского завода показались управленцам более весомыми из-за госпреференций: в 2017-2019 годах «ДАКГОМЗ» в статусе резидента ТОСЭР «Комсомольск» реализовал крупный инвестпроект стоимостью более 300 млн рублей. Тогда сообщалось, что на заводе установили новое итальянское оборудование: линию по производству мороженого, печь для изготовления вафельных стаканчиков, автоматическую линию фасовки, а еще – оборудование шоковой заморозки, что упростило технологическую цепочку производства. Теперь мороженое с конвейера сразу направляют в реализацию. 

В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» к 2030 году планируется достигнуть в РФ реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.

Сейчас же комсомольчане, у которых в регионе практически нет реальных конкурентов, предлагают более 150 видов мороженого с различными вкусами, весовое и порционное. Среди брендов – линейка пломбиров «Родимая сторонка», «Вита Магия», «Белые купола» и собственно «ДАКГОМЗ».

Вишня с «Камелией»

Гораздо меньше, конечно, на рынке известно ООО «Хорское». А ведь там, как сообщалось в прошлом году, под брендом «Амурское» выпускают в Хабаровске аж 32 наименования «в картонных стаканчиках с крышкой и ложечкой»: сливочное, пломбир, шоколадное, с кусочками фруктов. А вам такое попадалось на глаза? 

В то же время старейшее хабаровское предприятие «Камелия», начавшее работу в 1993 году, до сего времени выпускало лишь 12 наименований весового мороженого. И хотя конкретно на День города была проанонсирована продажа еще двух новых вкусов (ванильное мороженое с вишней, консервированной в сиропе, и мороженое с печеньем), их перспектива пока непонятна. 

Но, как говорится, стабильность – признак мастерства: ассортимент у «Камелии» всегда был простой, но популярный, а цены – демократичные. А еще сразу была сделана ставка на розницу в главном городе края: многие хабаровчане, если их спросить про местное мороженое, вряд ли вспомнят про массовые комсомольские бренды, зато «Камелию» назовет, наверное, каждый второй. Вот и сейчас из 35 профильных точек торговли мороженым, открывшихся на улицах города, примерно половина, по нашим подсчетам, принадлежит этой компании.

При этом «Камелия» – компания закрытая, мало кто знает, что там внутри происходит. Понятно лишь, что прежде (до «консервированной вишни») была установка на натуральность и свою рецептуру: никаких ароматизаторов, красителей, консервантов, срок хранения – лишь 20 суток. Потому-то, кроме Хабаровска, об этом производителе с 30-летней историей практически никто не знает в других регионах. 

Зато об одном, весьма ярком игроке пресса писала не раз. 

Игра кальмаров 

Тут стоит напомнить о еще одном важном повороте на местном рынке мороженого. В лихие 90-е в крае сей продукт выпускали лишь два предприятия: не только комсомольский «ДАКГОМЗ», но и бывший государственный хабаровский «Росмясомолторг», удельный вес которого в общем объеме составлял 66%. Вместе они тогда производили до четырех тысяч тонн мороженного, а «чужаки» (бренды и компании) из других регионов и стран сюда почти не проникали. 

Больше трех кило мороженого выходит в среднем в год на одного россиянина. Неплохо, но до мировых лидеров потребления нам далеко.

Однако в 2004 году «Росмясомолторг» – упс – обанкротился и был ликвидирован. 

А на опустевшем месте расцвело множество цветов: не только импортная продажа, но и доморощенное производство. Помимо той же «Камелии», начинавшей когда-то с абрикосовых десертов в машинах-автоматах, были, если кто помнит, фирма под названием «Гаи», а также некое NUОVO (выпускавшее мороженое со вкусом киви и «амаретто»!). А с 2006 года сначала чисто торговая компания «Три желания» Ильи Амирханова стала конкурировать с «Камелией», тоже производя мороженое по своей рецептуре. 

Молодой Амирханов, мысливший масштабно и уже с 2011 года замахнувшийся на иностранные рынки, решил в самом прямом смысле слова сделать «ставку на будущее». Помнится, в тучные «нулевые» годы молодежь родительские восторги по советскому пломбиру уже не разделяла, а хотела чего-то нового. В амирхановской компании провели полный ребрендинг, компания стала модерново именоваться «U Зайца», происходили различные вкусовые и маркетинговые эксперименты, шло активное филологическое расширение ассортимента. Студенты и школьники смеялись, охотно раскупая «Белку в шоке», «Мятую ламу» и прочие экзотические вкусы с сыром, беконом или красным перцем.

Ныне ИП Амирханова выпускает под брендом «Зайца» уже 35 наименований, большинство – с весьма специфическими наполнителями: беконом и имбирем, морковью и томатом, с добавлением грибов или с ламинарией, соком пихты и даже соломкой кальмара. 

Не до жиру?

Но в целом такая ставка на будущее пока в Хабаровске не сыграла. Скажем, глобальные перемены в амирхановской стратегии пришлись на самый разгар «Крымнаша» и прочих событий 2014 года. Но, думается, дело не только в пресловутых санкциях, ударивших по экономике, или в «патриотическом развороте» россиян. Наш потребитель в те годы стал, что называется, потихоньку затягивать пояса: прежние траты на турпоездки, отдых, прочие излишества и экзотику стали заметно ужиматься. Как говорится, не до жиру... Недаром тот же Амирханов в одном из интервью признавался, что при всех экспериментах самый продаваемый продукт компании именуется «Прост»: чистая классика, стандартный пломбир.

Да, с 2011-го компания не без успеха пыталась наладить экспорт продукции в Китай, с 2015 года начала штурмовать Южную Корею. Однако, судя по всему, пандемия тоже серьезно ударила и по заграничным масштабным планам. Ныне эта хабаровская компания особо не звучит, и далеко не все из фирменных киосков вы увидите открытыми даже в хорошую, вроде бы, погоду. Даже в лучшие времена, скажем, в 2015-м, доля «Зайца» на местном рынке была лишь 2,7%, а что говорить о том, что происходит сейчас? 

А нынешней зимой и вовсе грянул гром. Журналисты dvnovosti.ru заметили в сайте Farpost неожиданное объявление – о продаже фабрики мороженого на улице Кирова. Бизнес потенциальному покупателю предлагалось приобрести за 61 млн рублей. Текст объявления был таков: «Готовый бизнес. Производство мороженого, молочных продуктов, полуфабрикатов, кондитерских изделий. Полный комплект оборудования. Кирпичное здание, пластиковые окна. Установлена камера шоковой заморозки. На участке к зданию пристроен холодный склад на 300 квадратных метров в два этажа». 

Впрочем, объявление о продаже фабрики руководство компании не комментировало. А представители одного из краевых министерств весной, отвечая на вопросы любопытствующей прессы, вскользь пояснили: речь, мол, шла только о продаже здания, не стоит волноваться попусту. Однако если вы перечтете объявление, то увидите, что речь шла именно о бизнесе. Возможно, просто покупателя за такую цену пока не нашлось? 

Семён Дубов