Рубрика: Образование

Единый госэкзамен – снова в центре внимания. Скандал с пристальным осмотром школьниц в воронежской школе № 11 эхом отозвался схожими жалобами экзаменующихся на чрезмерный досмотр в чувашской школе. Липецкие родители гневались, что во время сдачи экзаменов двери в туалетах школ № № 30 и 65 отсутствовали. На этом фоне прерванный из-за ракетной тревоги ЕГЭ 4 июня в Курской области, о чем сообщал «Ъ», и вовсе мало кто заметил. Скандалов много, и «слуги народа» вновь спешат с требованиями очередных запретов. А вот что по поводу ЕГЭ думает журналист нашей редакции. 

С единым госэкзаменом я впервые столкнулась в 20 лет назад, когда дочь заканчивала школу и уверенно шла на медаль. Наша переяславская средняя школа №  1 тогда вошла в эксперимент, и дети оказались в числе первых, кто сдавал ЕГЭ. В 2025 году единый госэкзамен будет сдавать сын. А я за это время прошла весь путь «егэшника»: родитель – учитель – общественный наблюдатель. 

Как всё начиналось

Начало 2000-х годов. В школах постепенно вводится разделение на профильные классы. Правда, такого широкого спектра, как сейчас, еще не было. Предлагалось выбрать одно из трех направлений: гуманитарное, точные науки и общий профиль. Общий – это для тех, кто так и не определился к моменту выбора, к кому примкнуть: умным или красивым.

Так как дочь усиленно изучала английский и китайский языки, то и направление выбрала гуманитарное.

Урок математики в ее классе шел раз в неделю – ознакомительный, чтобы считать и задачки решать не разучились. В классе «техников», напротив, до минимума сократили литературу и убавили часы по предмету «русский язык».

Гром грянул в конце февраля. На родительском собрании нам объявили: школа вошла в эксперимент по сдаче единого государственного экзамена. Гуманитарный класс сдает математику на общих основаниях. Точно так же, как математики – русский язык и литературу.

Нетрудно представить, что творилось потом. Школа все силы бросила на «переподготовку». В головах у детей и родителей – хаос. И чем ближе была дата первого экзамена, тем больше нарастала паника. 

Тогда, на первых ЕГЭ, в школах дежурил не один врач, а бригада скорой помощи. И это тогда увозили в больницу первых выпускников, потерявших сознание от перенапряжения и страха. В том числе, и мою дочь. Слишком уж велик был риск потери заслуженной за годы учебы медали, а на горизонте маячила реальная возможность не поступить в желанный вуз «на бюджет».

Из плюсов того года могу выделить одно. Детей на предмет «недозволенного» усиленно не обыскивали, вся функция дежурного полицейского сводилась к тому, чтобы «соблюсти порядок». И пересдать экзамен, даже попавшись со шпаргалкой, можно было почти сразу, а не через год.

Кстати, в первые годы сдачи ЕГЭ далеко не все вузы участвовали в эксперименте. Говорят, не хотели они набирать студентов «по воле случая», на каждого должен посмотреть преподаватель и решить: а нужен ли вузу этот человек? Так что экзамен мы все равно сдавали повторно – уже в университете!

Взгляд учителя

Работать учителем я начинала еще в советской школе, будучи студенткой заочного отделения пединститута. Соответственно, и экзамены дети сдавали «по старинке»: они тянули билеты, а педагоги тянули за уши тех, кто экзамен сдать не мог. Да, и тогда было волнение чуть ли не до обмороков, и тогда, поймав со «шпорой», могли отправить на переэкзаменовку. Но!

Но в условиях сдачи экзамена «вживую» учитель мог подойти и успокоить, дать маленький намек на подсказку. А если и ловили за списыванием, далеко не всегда выставляли за дверь, а просто грозили пальцем и делали «серьезное последнее» замечание. Сами экзамены проходили в родной школе, где знакома каждая царапина на парте, и с педагогами, пусть не всегда любимыми, но хорошо знакомыми. 

Как учитель, я знала, на что способен каждый мой ученик. И кому для успешной сдачи достаточно сделать строгие глаза, кого подбодрить обычным прикосновением, а кому и шепнуть пару слов подсказки, чтобы с «мертвой точки» сдвинуть. 

На ЕГЭ такой возможности нет. И когда я первый раз проводила единый экзамен, мне было безумно жаль перепуганных больших детей. Незнакомая школа, чужие учителя, которые сидят, как надсмотрщики (учителям, кстати, во время экзамена пользоваться телефонами и разговаривать тоже запрещено).

Довелось мне быть и «дежурной по коридору». В функции этих педагогов входит сопровождение детей, вышедших из кабинета: водички попить, принять лекарство (при необходимости), в туалет сходить. Разговаривать с детьми можно, но только не по экзамену. Но, честно говоря, педагоги шепотом спрашивали, что да как, и если могли, подсказывали и давали советы. Правда, не всегда могли. Предметы-то разные, и учителей-предметников ставят на экзамен по своему направлению. Например, филологи идут на математику, а математики – на литературу.

В обязанность сопровождающего педагога входит довезти группу (или одного ребенка) до школы, где проходит экзамен, дождаться их и отправить домой. Тут уж «своих» детей и наобнимаешь, и утешишь, и «волшебный пинок» дашь, и, чего уж греха таить, перекрестишь тайком, отправляя на очередную аттестацию.

В общем, педагоги волнуются за детей ничуть не меньше, чем родители. И неважно, свой ученик стоит перед тобой, или из другого учебного заведения. Конечно, может быть, и не в каждой школе так. Но лично мне в этом плане с коллегами повезло.

Чувства родителя 

Долгое время я, как родитель, была против единого экзамена. Наверное, тут свою роль сыграло и знание процесса «изнутри». Слезы и истерики детей не добавляют положительных эмоций.

В последние годы сдать ЕГЭ предлагают и родителям. Чтобы прочувствовали, каково быть учеником. Сдавала дважды. Страшно не было. Мне же поступать не надо, и баллы мои никакой роли в дальнейшей жизни не сыграют. Но неприятный осадок – «а вдруг не сдам и окажусь в дураках» – присутствовал всегда.

Негативные чувства вызывает и «обыск» детей при входе на экзамен. В каждом экзаменационном пункте он проходит по-разному. Где-то, как мы видим, со скандалами на всю Россию, где-то ничего подобного не бывает.

Общественного наблюдателя приглашают из числа родителей той школы, где будет проходить экзамен. Его роль – следить, чтобы не были нарушены права ребенка – как на досмотре, так и во время экзамена. 

В моем случае никаких нарушений не было. Но неприятное чувство униженности при пропуске школьников (несмотря на всю благопристойность процесса) все равно остается внутри нехорошим осадком. 

Сын сдает ЕГЭ на следующий год. И сейчас я, как родитель, «ЗА» единый экзамен. Ведь подавляющее большинство вузов и колледжей сегодня принимают школьные результаты, а законом разрешено подавать документы одновременно в пять учебных заведений, шанс поступить, в том числе и «на бюджет», возрастает в разы. 

Плюсы и минусы

Любители и эксперты от образования давно разделились на два лагеря. Одни утверждают, что единый экзамен – отличная идея, приводя немало плюсов от демократичности и борьбы с коррупцией до возможности поступления в несколько вузов. Другие столь же аргументировано говорят: ЕГЭ – проект провальный. И приводят кучу минусов, начиная от скандалов с неубитой коррупцией и заканчивая случаями суицида после неудачной сдачи.

Для меня же, бесспорно, в плюсах – упрощение процедуры поступления в вуз. Это и сдача экзамена без выезда в само учреждение, и подача документов сразу в несколько вузов. Еще плюс – сдача экзаменов по выбору. Ребенок сдает не все предметы подряд (в советской системе к обязательной сдаче их было семь), а только те, что нужны для его поступления. 

Бесспорный минус – высокий уровень стресса (хотя эксперты утверждают обратное). Чужая школа, чужие учителя, досмотр на входе. В итоге, добавочные ошибки, балл снижен – прощай мечта о нужном вузе! 

Еще один минус – пересдача через год. Да, это только для тех, кто «попался». На досмотре не заметили телефон, а он случайно на экзамене выпал из кармана. И даже если был выключен – вон из школы до следующего года. Выпала из кармана бумажка – тот же итог. И кто знает, как отразится такое решение на судьбе только начинающего свой путь молодого человека?

К минусам отношу и компьютерную проверку. Техника воспринимает только четкий почерк. И если ребенок пишет, как курица лапой, высоких баллов ему не видать. Кстати, это повод родителям лишний раз потренировать ваше чадо в письме.

ЕГЭ отменят?

Официально ЕГЭ в России ввели в 2009 году. С тех пор в Госдуме неоднократно поднимали вопрос по отмене экзамена. В начале июня, после вороха скандалов, депутаты Госдумы от фракций ЛДПР, КПРФ и СРЗП вновь предложили вынести на обсуждение законопроект об отмене ЕГЭ в пользу традиционных госэкзаменов. 

По их мнению, ЕГЭ не приносит ожидаемых результатов «в виде высокого качества знаний и доступности высшего образования» и способствует перемещению коррупции из приемных комиссий вузов в сферу олимпиад.

И хотя к скандалам в Воронеже, Липецке и Чувашии уже подключились Следком и прокуратура, пока не видно признаков того, что федеральные власти пересмотрят свой подход к ЕГЭ. Все-таки призыв «Давайте вернем, как было раньше!» пока не похож на серьезный аргумент. А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели? 

Оксана Божко