Рубрика: Туризм и природа

Путешествие вдоль магистрали

Экспедиция «БАМ туристический», запущенная в честь 50-летия стройки ХХ века, завершилась весной в наших краях. Блогеры – авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян проехали больше 4,3 тысяч километров от Тайшета до Совгавани и рассказали журналисту Еastrussia.ru: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.

– Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь, – объясняет Алексей Жирухин. – А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле.

Первопроходцем автопутешествий по магистрали стал Александр Еликов. Восемь лет назад он проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.

– Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, – вспоминает путешественник. – В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращаться с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше? И бывало, что никто не мог сказать...

На тот момент было два участка, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Александру Беликову пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. 

Большая стройка

– А в этом году мы ехали по грандиознейшей стройке – БАМ 2.0. Теперь даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что БАМ 2.0 вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось, как 50 лет назад, – уверяет он.

Проект возник из-за востребованности Байкало-Амурской магистрали. Уже в 2019 году дорога работала на пределе пропускной способности, появилась необходимость ее расширения. Тогда в стране решили создать вторую очередь БАМа. Расширение Восточного полигона потребовало работ на 300 объектах – ремонтируются разъезды, тяговые подстанции, возводятся новые мосты и тоннели.

– Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней. Пока мы ехали от Тайшета до Совгавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги – дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю.

Истории до слёз

Да, этим летом отмечается 50-летие магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель: снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами, чтобы из их уст услышать, как создавалась одна из самых протяженных железных дорог в мире.

– В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют чуть ли не до слез. Гордость брала за наших людей! – говорит Алексей Жирухин.

К примеру, история бабушки, 50 лет прожившей в поселке Звездный в Иркутской области. Она рассказала, что услышала про БАМ в 1974 году, когда 20-летняя прилетела в Усть-Кут. Узнав, что в 50 км идет грандиозная стройка, взяла немногочисленные пожитки и пошла через тайгу к строителям БАМа. Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, добралась, а ей отказывают – нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. В стройке века принимало участие около миллиона человек, делятся впечатлениями современные путешественники.

В историю Байкало-Амурской магистрали вписаны имена Александра Бондаря и Ивана Варшавского. Они в 1984 году уложили «золотое звено» на стыковке БАМа на разъезде Балбухта, соединив западный и восточный участки магистрали. Александра Бондаря уже нет в живых, а его коллега и друг Иван Варшавский до сих пор живет в Тынде — столице БАМа. С ним автопутешественникам удалось встретиться в его день рождения, который отмечали в местном ДК.

Национальность – «бамовец»

Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана… Это и сейчас отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по Советскому Союзу.

– Многие строители, которые работали на БАМе с 1974 по 1980-е годы, остались жить здесь, переженились, завели семьи. Среди старожилов магистрали мы встречали и грузин, и армян, и азербайджанцев. Они объясняли свой выбор тем, что полюбили эти места. В одном музее нам сказали очень интересную фразу: «Благодаря магистрали возникла новая национальность – бамовцы», – восклицает Алексей Жирухин.

В каждом поселке и городе экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.

– Мы просто представлялись, рассказывали, что путешествуем по БАМу, спрашивали, с кем можно пообщаться, и нам с радостью помогали. В одном поселке у нас даже связи не было – наш мобильный оператор там недоступен, – вспоминают блогеры. – У проходящих людей начали спрашивать, с кем можно пообщаться, и нам сразу помогли, вызвонили кого-то. Все открыто и просто. Эти места не избалованы массовыми туристами, туда едут только те, которым не нужно море и пятизвездочная гостиница. Им нужно узнать историю, географию страны, узнать то, чего не написано в учебниках.

Взрыв мозга

Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире – Чарские пески, Чарский хребет.

– Едешь по этим дорогам и куда бы ни смотрел, на горизонте полнеба и стена сумасшедше белых гор. Виды завораживающие! – делится впечатлениями Александр Еликов.

Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Совгавань и Ванино – развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.

– Мы видели, как отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этими местами большое промышленное будущее! – считает Алексей Жирухин.

За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном оказались впервые – в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл, поразила.

– Как все это трещит, разогревается – неизгладимые впечатления! – делится эмоциями Алексей Жирухин.

Одна из главных задач экспедиции – «раскатать маршрут». Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» (0+) намерены организовать уже в июне этого года.

– По дороге – дублеру БАМа невозможно ехать быстро – очень много интересных остановок, потрясающих видов. Мозг взрывается от красоты. Мы постоянно останавливались и фотографировались. Это как путешествие по другой планете, – считает Алексей Жирухин. – И эта дорога не сравнится ни с одной другой в нашей стране!

Ксения Мурзина