Рубрика: Экономика

ФНС усилила борьбу с дроблением бизнеса

Подходы налоговой службы к борьбе с дроблением бизнеса нужно пересмотреть, считают в бизнес-сообществе. По оценкам экспертов, нередко санкции применяют к предприятиям, которые не получают необоснованной налоговой выгоды от «сомнительных схем». И объявленная президентом амнистия за дробление бизнеса, хотя и важна, радикально на ситуацию не повлияет.

Как сегодня предприятия дробят бизнес, что делает ФНС, и как улучшить налоговый климат, разбиралась редакция EastRussia.

Тонкая грань

О том, что надо разработать параметры амнистии за дробление бизнеса, Владимир Путин объявил в ходе послания Федеральному собранию. На каких условиях реализуется поручение президента, неизвестно – проект об амнистии находится в разработке. Пока ФНС работает без изменений.

Налоговый консультант Галина Ткаченко отмечает, что глава ФНС Даниил Егоров выделяет борьбу с дроблением бизнеса и серыми зарплатами как актуальные направления работы ведомства в этом году. «Если раньше в приоритете были незаконные вычеты по налогу на добавленную стоимость, сегодня эти нарушения отработаны в рамках камеральных проверок. Налоговая очень активно занялась именно дроблением бизнеса, и я это вижу в своей работе», – комментирует эксперт.

За неполные шесть лет объем налоговых доначислений из-за дробления предприятий, оспариваемых в судах, составил более 56 млрд рублей. Об этом ранее сообщала налоговая служба. Последние громкие дела связаны с именами известных блогеров Лерчека и Елены Блиновской. 

Схемы оптимизации налоговых издержек применяются в разных отраслях и видах деятельности от торговли до сферы услуг. Предприятия дробят на юрлица и ИП, используют франшизы, торгплощади сдают в аренду родственникам, чтобы оставаться на упрощенной системе налогообложения (УСН). Выгода очевидна: на УСН предприниматель в зависимости от выручки платит 6-15% налогов. Но как только его доходы превышают определенный лимит, он обязан перейти на общую систему налогообложения – ОСН, а значит, в полном объеме вести бухгалтерский и налоговый учет и уплачивать НДС, налог на прибыль либо НДФЛ и нести другие расходы.

По результатам контрольно-аналитической работы ФНС в 2023 году в бюджет поступило 400 млрд руб. (+2,3% по сравнению с 2022 годом). Более половины этих поступлений (218 млрд) налогоплательщики заплатили сами, без проведения налоговых проверок.

Если налоговая выявляет схему дробления бизнеса, она доначисляет налоги, исходя из совокупной выручки предприятий плюс штрафы – 40% от доначисленной суммы налога и пени. В результате нарушитель должен заплатить в бюджет не 6%, а в разы больше... По словам Галины Ткаченко, суммы доначислений обычно стартуют от 20 млн рублей. Известен случай, когда предпринимателю из Уссурийска доначислили 130 млн!

Если же нарушитель не хочет, чтобы в отношении него завели уголовное дело по результатам налоговой проверки, он обязан сам сдать налоговые декларации и донести свою позицию налоговому органу. И здесь обычно начинаются судебные разбирательства, когда налогоплательщик пытается доказать, что дробил бизнес не для получения налоговой выгоды. Как правило, безуспешно.

Резонансные случаи

Так, налоговая инспекция заподозрила в незаконной оптимизации известное предприятие «Приморский кондитер» (ООО «Примкон»). По результатам выездной проверки в 2019 году компании доначислили более 43 млн налога на добавленную стоимость плюс штрафы и пени. Фискальный орган посчитал, что «Примкон» уменьшил налоговую базу, оформив магазины на аффилированных лиц – вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Но суд не согласился с такой позицией. Инспекции не удалось доказать, что дробление производилось исключительно с целью уменьшения налоговой нагрузки, а не в целях ведения предпринимательской деятельности.

...Пожалуй, самое резонансное в Приморье дело 2023 года началось обысками у директора сети ресторанов Republic (компания «Инстрой»). Предприятию доначислили 83 млн рублей налога. Во время обыска по месту жительства подозреваемого следователи изъяли более 23 млн рублей и свыше 12 тысяч долларов. А в феврале налоговая инспекция подала иск о банкротстве должника в Арбитражный суд края. 

Последним решением суда от 14 марта 2024 года производство по делу прекращено. «Уполномоченный орган через канцелярию суда представил в материалы дела дополнения к заявлению, в которых указывает, что должником произведено полное погашение задолженности», – следует из материалов дела.

Нарушения по незнанию

Но нередко ответственное лицо действительно думает, что оптимизирует деятельность в соответствии с законом.

«Например, предприниматель открыл ИП и одновременно значится директором юрлица. ИП находится на упрощенном режиме, юрлицо – на общем режиме налогообложения, при этом они занимаются одним и тем же видом деятельности. Но когда клиенту надо, допустим, выставить счет с НДС, это делает юрлицо. И налоговая по результатам проверки складывает вместе доходы ИП и юрлица и доначисляет налоги. Сейчас в моей практике это происходит достаточно часто. Учитывая, что доначисления по общему режиму начинаются от 20 млн рублей, малому бизнесу очень тяжело нести такую нагрузку. Думаю, до президента донесли актуальность этого вопроса, что малый бизнес часто не с целью ухода от налогов, а просто по незнанию попадает в подобные ситуации», – говорит Галина Ткаченко.

В то же время предпринимательские объединения считают проблемой отсутствие четких критериев дробления бизнеса в законодательстве. Так, «Опора России» предлагает пересмотреть подходы фискального органа к работе с налогоплательщиками в этом отношении и основным критерием сделать получение необоснованной налоговой выгоды. Если предприятие не сэкономило на налогах вследствие дробления бизнеса, значит, и строгих санкций применять не следует, считает руководитель комитета приморской «Опоры России» Александра Гомзякова.

Cуммы доначислений обычно стартуют от 20 млн рублей. Известен случай, когда предпринимателю из Уссурийска доначислили 130 млн!

Собеседница подчеркивает, что есть виды деятельности, которые требуют лицензирования и могут вестись только юрлицами. Например, юрлицо нужно для торговли алкоголем. В ряде случаев бизнес дробится с целью диверсификации рисков, ведь те же штрафы чаще для ИП ниже. И часто ИП проще получить какие-либо разрешения. «Вариантов много, но, когда налоговая инспекция начинает искать в деятельности предприятия признаки необоснованной налоговой выгоды, она подходит к этому достаточно формально», – акцентирует Гомзякова.

Что касается позиции налоговой службы, в одном из интервью глава ФНС Даниил Егоров говорил, что к теме установления критериев дробления ФНС уже подступалась, но безуспешно. Исследование опыта других стран также не принесло результатов. «Они говорят очень просто: мы идем из принципов взаимозависимости. Если под тобой есть «зонтик» компаний, неважно, кто и чем занимается, мы смотрим через собственность», – цитировало Егорова РБК.

Президент услышал?

Фискальная политика в России за последние годы претерпела серьезные изменения. Еще в 2020 году малый бизнес платил ЕНВД (единый налог на вмененный доход) с площади, не было ни онлайн-касс, ни системы маркировки «Честный знак», сегодня ситуация изменилась коренным образом. И бизнесу нелегко справляться с возросшей нагрузкой. В 2023 году бизнес-омбудсмен Борис Титов создал рабочую группу из региональных уполномоченных, в рамках которой подготовлен спецдоклад по практике налогового администрирования. Риски привлечения предпринимателей к ответственности за дробление бизнеса в докладе обозначены как одна из главных проблем, рассказывает приморский бизнес-омбудсмен Марина Шемилина.

«Во-первых, сегодня мы не видим четких критериев дробления бизнеса. Во-вторых, есть случаи, когда предприниматели работают по определенной схеме не один год, считая, что таким образом оптимизируют налоги, налоговая инспекция принимает все декларации, отчеты и не задает вопросов. А потом почему-то выясняется, что налогоплательщик — нарушитель, который занимается дроблением бизнеса. И мы очень рады, что президент нас услышал и подчеркнул, что нужно думать о том, как стимулировать развитие бизнеса, а не тормозить его», — комментирует бизнес-омбудсмен.

В УФНС по Приморскому краю отмечают, что налоговая обычно идет навстречу предпринимателям при выявлении подобных нарушений и дает возможность избежать штрафов, погасив задолженность. Об этом говорит и Марина Шемилина.

«Как правило, налогоплательщику предлагают во избежание штрафных санкций подать уточненную декларацию за прошлые периоды и с нового периода начать работать по-новому. Кто-то из предпринимателей идет на это, оплачивает доначисленные налоги и закрывает вопрос. В противном случае налоговая проводит камеральную проверку — тогда уже появляются штрафы, и предприниматель в суде начинает их оспаривать. Отмечу, в нашей практике крайне мало случаев, чтобы налоговая была принципиально не права, как правило, речь идет об уменьшении размера предъявляемых претензий», – рассказывает омбудсмен.

Марина Шемилина также подчеркнула, что для придания амнистии системного эффекта, надо выработать новую консолидированную позицию по корректировке условий применения специальных налоговых режимов и параметрам «бесшовного» перехода со спецрежимов на общий режим налогообложения.

Как будет действовать амнистия, пока неизвестно. Ожидается, что нарушителей освободят от штрафных санкций, но совершенно точно речи не идет о полном прощении всех доначисленных налогов, поясняют источники агентства. И вопросы, обозначенные выше, с помощью амнистии не решить, нужны другие меры.

«Амнистию президент объявил в рамках закона о контрольно-надзорной деятельности, то есть амнистируют нарушения, которые не находятся в рамках Налогового кодекса. Дело в том, что за одно и то же нарушение предпринимателя штрафуют дважды – по Налоговому кодексу и Кодексу об административных правонарушениях. Соответственно, контрольно-надзорный орган простит те нарушения, которые предусмотрены КоАП», – уточняет Александра Гомзякова.

Но некоторые опытные предприниматели не советуют коллегам спешить в ФНС с чистосердечным признанием. «Дело в том, что амнистии для предпринимателей не в первый раз объявляются, но я никогда не рекомендовал собственникам своей компании участвовать в этих мероприятиях, ­– анонимно делится мнением крупный приморский бизнесмен. – Как говорится, чистосердечное признание – это прямой путь на черную скамью»...

Юлия Пивненко