Рубрика: Город

А вы бывали в хабаровской синагоге

Конечно, если вы – еврей, то, наверняка, давно побывали в местной синагоге. А если нет, то идти в чужой храм, вроде, как-то неудобно? Однако синагога – это не совсем храм, и прийти туда может любой. Об этом и многом другом из жизни и традиций народа иудейского недавно поведали хабаровским пенсионерам, которые побывали на специальной экскурсии в одном из самых красивых зданий краевой столицы.

– Меня зовут Юлия, без отчества. У нас это не принято, – так начала экскурсию Юлия Тимофеева, руководитель общинных программ культурного центра хабаровской синагоги. – У меня есть еще одно имя – Яэль. У многих евреев нашей общины в свидетельстве о рождении значится два имени, одно из них еврейское. Раньше его давали при рождении, а сейчас многие берут уже во взрослом возрасте. К примеру, над своим я думала около трех лет. Яэль – в переводе означает «коза». Библейский персонаж, бесстрашная женщина. Мне не хватало таких качеств, и я решила добавить их себе таким образом!

«Не принято было быть евреем»

Юлия-Яэль рассказала, что, согласно историческим источникам, первые еврейские семьи появились в Хабаровске еще в 1870-х годах. Сейчас, по неофициальным данным, в краевой столице проживает около 500 семей так называемых «истинных евреев». Впрочем, в правительстве региона недавно сообщали, что еврейская община «Мизрах» в крае объединяет свыше пяти тысяч жителей. 

И хабаровчанка Анастасия Гомзякова, пришедшая сюда с экскурсией, тоже считает себя еврейкой, но объясняет, что доказать это не может.

– Мы росли в такие годы, когда не принято было быть евреем. Хотя я предполагаю, что у меня есть такие корни по маме, – говорит женщина. – Но ее давно уже нет, увы, не спросишь. И документов не осталось, ведь в те времена такими фактами не принято было гордиться...

И на экскурсию в синагогу Анастасия Гомзякова пришла не случайно. Оказывается, хабаровчанка в конце 1990-х годов принимала участие в проектировании этого здания. Прежде Анастасии, конструктору НИИ «Хабаровскгражданпроект», не приходилось строить религиозные здания. И чтобы понять, как синагога устроена внутри, пришлось перелопатить немало литературы, погрузиться в изучение традиций и культуры еврейского народа, рассказывает женщина.

– Новое здание построено на том самом месте, где в 1910 году находилась старая синагога, в последующем перепрофилированная под художественный музей, а еще позже снесенная полностью. Когда мы зашли на участок, тут был котлован, заполненный водой. Потом было множество согласований, приезжали раввины из Москвы. Для создания купола привлекли конструктора из Москвы, – вспоминает Анастасия Гомзякова. – У нас на тот момент не было таких специалистов. В нашем отделе рассчитывали монолитную балку, которую установили на перекрытие. А на нее уже устанавливали купол.

Живая вода

Еще одна сложность проекта, по словам хабаровчанки, была в том, что на крыше здания требовалось построить большой резервуар для сбора воды. А в цокольном этаже – небольшой бассейн.

Дело в том, что по еврейским законам женщины, следующие традициям, должны раз в месяц, в определенные природой дни, окунуться в специальный бассейн для ритуального очищения. Он называется «миква». Без этого семейной паре запрещено вступать в супружеские отношения. Вода в микве не должна быть из-под крана, только живая, природная – из ручья или реки. Но в центре города найти такую воду непросто. 

Проектировщики установили на крыше синагоги резервуар, куда собирается дождевая вода и снег, а потом по специальной системе желобов подается вниз, наполняя бассейн.

Еще одной непростой задачей, вспоминает Анастасия Гомзякова, было создание молитвенного зала. Здесь следовало спроектировать второй этаж в виде балконов внутри помещения – место для молитвы женщин. По еврейским законам они молятся отдельно от мужчин, такое вот гендерное разделение.

Тот самый купол

Между тем, экскурсовод продолжает свой рассказ. Здание современной синагоги построено на пожертвования. И хотя в синагоге молятся и совершают другие ритуалы, однако, строго говоря, синагога – не храм (Для ортодоксальных иудеев храм – это конкретное здание в Иерусалиме, разрушенное римлянами в 70 году н.э. и до сих пор не восстановленное, а синагога – «не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен» – Прим.Авт). Из этого постулата следует множество отличий от других религий, к примеру, синагога вовсе не обязательно должна быть красивой, значительной и занимать какое-то особое место.

Так что, то, что хабаровская синагога все же стала такой, как есть, насколько я поняла, во многом надо благодарить одного человека. Большую помощь в строительстве, если помнят читатели нашей газеты, тогда оказал известный хабаровский предприниматель Новруз Мамедов, гендиректор ООО «Али», когда-то хозяин многих городских рынков, в прошлом году гордума присвоила бизнесмену звание почетного хабаровчанина. 

И на экскурсии говорят, к примеру, почему тут появился тот самый купол.

– У евреев синагога может выглядеть как угодно, нет единого стиля. Но почти все здания, в строительстве которых принимал участие Новруз Мамедов, они с куполом, так купол появился и у нас, – объясняет экскурсовод Юлия.

Снимки и книги 

Прежде чем посетить основной зал синагоги, пенсионеры попадают в холл, где знакомятся с экспозицией фотографий «50 великих еврейских женщин» (16+). Напротив женских портретов – душераздирающие фото из концлагеря Аушвиц (известного у нас как Освенцим – Прим. Ред.). Задокументированное фотоаппаратом подтверждение попыток уничтожить целый народ – это еще одна постоянно действующая выставка (18+) в хабаровской синагоге. Смотреть на эти снимки спокойно нельзя...

Потом гостей приглашают в молельный зал.

– Вам очень повезло побывать здесь, потому что далеко не каждый еврей был в синагоге, – объясняет экскурсовод. – Наша синагога – это центр обучения детей и взрослых. Многие сравнивают ее с церковью, но это не так. Слово «синагога» переводится как собрание. Мы собираемся тут по самым разным поводам, веселым и грустным, здесь мы учим своих детей, обучаемся сами, молимся и проводим различные встречи.

Все расселись по лавочкам. Юлия-Яэль показывает нам самые главные святыни синагоги: Тору и уменьшенную модель свитка Торы. Пока пенсионеры бережно разглядывали священную книгу и свиток, передавая их друг другу, экскурсовод рассказывает гостям, кто такие евреи, зачем им шляпы и бороды и почему они ходили по пустыне 40 лет. А также она попыталась развеять наиболее живучие мифы об этом народе.

Достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» запланировано путем развития инфраструктуры и кадрового обеспечения в сфере культуры, а также создание качественного контента. В рамках нацпроекта «Культура» действуют краевые проекты «Культурная среда» и «Творческие люди».

Как отметила директор Дальневосточного института содействия общественному развитию Наталья Москвина, подобные встречи для граждан старшего возраста помогают лучше понимать представителей иных культур, избавляться от предвзятости и предубеждений. Именно ДВИСОР и помог организовать эту экскурсию в синагогу. А вы там не бывали? Попробуйте, это интересно!

Виктория Андреева