Рубрика: Экономика

Санкции и рост цен ударили по рынку зоотоваров

Помните, еще примерно пару десятков лет назад домашних животных кормили отходами, а спать предлагали на коврике у входной двери? Сейчас же индустрия зоотоваров ежегодно зарабатывает миллиарды. И хабаровчане также несут в эту отраслевую пасть свою немалую лепту.

Лежанки и домики, когтеточки и пуходерки, игрушки, миски, лотки, шампуни и уходовые средства, одежда и обувь… «Приданое» иной собачки может требовать отдельного шкафа, а стоимостью этот шкаф превосходить! Разумеется, каждый сам принимает решение о том, что ему нужно для ухода за любимцем. Но все же есть то, без чего не проживет даже самый неприхотливый зверь, а именно – еда.

Весной 2022-го мы писали о том, как сказались санкции на рынке зоотоваров в Хабаровске. Тогда владельцы магазинов и продавцы сетевых ретейлов отмечали непрогнозируемый рост цен на продукцию и опасались за оскудение ассортимента. Итак, что же изменилось за это время?

Окончательно, как нам рассказали продавцы, покинула регион обширная линейка кормов компании Purina, входящей в холдинг Nestle – это марки CatChow, DogChow и Darling. Однако еще можно увидеть марку One и более премиумный ProPlan.

А вот старый конкурент Purina - холдинг Mars - продолжает выпускать свои бюджетные бренды: Pedigree, Chappi, Cesar и Kitekat. Выпускают в стране Sheba и, конечно, Whiskas, название которого стало нарицательным для всех сухих кормов.

Осталась в России и марсовская премиум-линейка Royal Canin. Однако цена на премиум-корма выросла за полтора года более чем на 40%! Если в апреле 2022-го за 400 граммов сухого корма Royal Canin для кошек в Хабаровске просили в среднем 365 рублей, то в январе 2024-го такая же пачка обойдется в 570. Круче, как говорится, только куриные яйца...

Увы, взамен не увидели мы особого прорыва от отечественного производителя. Не смогли привлечь четвероногих критиков «Наша марка» и «Зоогурман». Соотношение цены и качества называют в качестве причины отказа при покупке марки Sirius от «ЛинКорм» и Winner от «Мираторг». Местные производители, к сожалению, не имеют достаточных мощностей для того, чтобы обеспечивать хотя бы узнаваемость своего бренда.

И все же - кто пришел на освободившееся место? В бюджетном сегменте, по словам продавцов, лидирует корм Felix от Purina. Производится он в России и преимущественно из отечественного сырья, так что санкционные запреты его не коснулись. По той же причине от Mars нам остались Sheba и, конечно, Whiskas, название которого стало нарицательным для всех сухих кормов.

В формате премиум-класса гигантов зоопитания потеснил чешский корм бренда Brit, немецкие Mr. Buffalo и Happy Dog и отечественный Brooksfield. В форматах суперпремиум и холистик радуют, по словам ряда хабаровских покупателей, бельгийский Grandorf, американский Hill’s и отечественные «Деревенские лакомства».

Также хотелось бы упомянуть о новичках, активно штурмующих пространство зоомаркетов. Это азиатские корма для кошек и собак - производства Японии и Южной Кореи. Специалисты отмечают, что они имеют весьма качественный состав и, увы, весьма приличную стоимость. Так, за пакетик влажного корма для кошек объемом в 85 граммов придется отдать от 150 до 200 рублей.

Что же делать, если привычный корм любимца исчез с полки? Специалисты рекомендуют: делая выбор в пользу того или иного корма, обращайте внимание не только на цену, но и на состав продукта. И советуйтесь со специалистами. Ведь, как известно, мы в ответе за тех, кого приручили...
Лиза Панфилова

Статистика знает всё? 

Кошки против собак: кого предпочитают россияне

Домашних кошек в стране около 33,7 млн, что почти вдвое превышает численность собак - 18,9 млн. Россия занимает третье место в мире по количеству кошек и пятое место - по числу собак, такими данными Интерфакс поделился в 2018 году. И с тех пор, судя по публикациям СМИ, ситуация сильно не поменялась.

К примеру, в декабре «Ингосстрах» и Финансовый университет (Москва) поделились результатами исследования по домашним питомцам в 37 крупных городах России. Выяснилось, что хотя бы один питомец есть у 71,1% опрошенных россиян, живущих в квартирах, и у 82,2% жителей частных домов. Правда, ежемесячные расходы на содержание домашних любимцев скромные – почти половина опрошенных (49%) тратят на них от 500 до 800 рублей в месяц, еще четверть владельцев животных расходуют до 500 рублей. Сумму свыше 800 тратит каждый десятый любитель животных.

Исследование показало, что владельцев кошек больше (58,8%), чем собак (41,5%). Домашних грызунов, таких как мыши, хомяки или морские свинки, предпочитают лишь 3,8% россиян. Чуть меньше в стране любителей попугаев или декоративных птиц – 3,2%. Аквариумы с рыбками содержат 1,9% опрошенных. А черепах и рептилий - всего 0,9%.

Самыми популярными породами у кошатников являются шотландская вислоухая (18,3%), британцы (11,7%), мейн-куны (10,3%), сфинксы (8,3%) и бенгальские кошки (6,2%). Лидером по популярности среди собак стала немецкая овчарка (16,9%). Далее идут бульдоги (11,1%) и небольшие собачки, такие как чихуахуа (8,9%), корги (8%) и шпиц (7,5%).

Как правило, инициатором покупки кошки выступают дети (57,8%), реже - жена (21,7%) или муж (10,8%). Чаще всего животное берут в дар у знакомых и родственников (31,7%), каждый четвертый купил домашнего любимца (23,3%) и каждый шестой опрошенный (15%) берет питомца в приюте.

Валерий Лапин