Рубрика: Город

Когда мы дождемся нового транспорта 

74 единицы общественного транспорта планируют приобрести в этом году в нашей мэрии. На эти цели из городской и краевой казны потратят свыше миллиарда рублей. В итоге в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» хабаровчане должны получить 10 новых трамваев, 16 троллейбусов и 48 автобусов. Увы, пока с трамваями, судя по нашим субъективным ощущениям, дела в городе обстоят не очень, что отражается и на соблюдении прав пассажиров.

Как жителю Северного микрорайона мне регулярно приходится «путешествовать» на трамвае маршрута № 5. И крайне редко сия поездка проходит без каких-либо заморочек. То вагон холодный настолько, что ни рук ни ног не чуешь. То сломается в самом неподходящем месте (хотя, где оно для поломок подходящее-то?). То идет сей трамвай всего половину маршрута, а то и вовсе мимо остановки проходит.

Вот и в этот раз вечером 6 февраля вагон № 366 многострадального маршрута подтвердил в моих глазах свою неважную репутацию. Путь мой начался с Центрального рынка. Увы, в сторону Северного до Депо-2 и далее до пос. Кирова от рынка без пересадок можно добраться только на «пятерочке». Сломался наш вагон в этот раз немного не дотянув до «аварийного кольца», расположенного на остановке «Школа 38», где трамвай может уйти с маршрута, освободив путь. 

Пассажиров на мороз не выгоняли, и мы дружно дождались «спасателя» – второй вагон, который, в буквальном смысле слова, толкал обесточенный транспорт до «кольца». И вот тут-то и разгорелся скандал. Предъявив билет, можно было бесплатно продолжить путь на следующем трамвае. Да вот беда – ожидался он только через 15-20 минут. Согласитесь, при минус 20 ждать не очень-то приятно, поэтому многие пассажиры решили отправиться дальше на автобусе. И потребовали вернуть деньги за билет, на что получили от кондуктора отказ. Причем с такой позицией лично я столкнулась не впервые. 

– Оплата даже за одну остановку снимается, а вы несколько проехали, значит, должны платить! – говорила безымянная женщина (назвать себя она отказалась).

А в ответ на резонное возражение: «Мы же до своей остановки не доехали», – прозвучало: «Ну и что? По закону все равно должны платить!».

Прокомментировать ситуацию я, пользуясь возможностями и правами журналиста, попросила начальника участка эксплуатации трамвайного депо № 1 Оксану Клименко. Она заверила прессу, что маршрут №  5 обновится, как только в город поступят новые трамваи (правда, когда это будет точно – неизвестно). Что же касается ответов кондуктора, то они оказались неправомерными.

– Во-первых, всем пассажирам предложили пересесть в другой вагон и продолжить путь по этому же билету. Никого без проезда насильно не оставляли. Во-вторых, если пассажир не доехал до своей остановки по причине поломки, но решил не ждать следующий вагон, а сменить вид транспорта, кондуктор обязан вернуть деньги за билет и отказать не имеет права. Но зачастую сделать это просто не может, – объясняла мне Оксана Клименко. – Чаще всего люди рассчитываются за проезд банковскими картами, поэтому у кондуктора просто нет наличных денег. Ну, не с чего ей деньги возвращать! В таком случае возврат осуществляем мы. Для этого вам необходимо приехать в трамвайное депо № 1, написать заявление и приложить к нему билет. 

Тут я добавлю, что, по закону о защите прав потребителей, перевозчик возвращает деньги в течение десяти дней с момента предъявления требований пассажира. Это означает, что кондуктор не обязан незамедлительно отдавать деньги вне зависимости от способа оплаты проезда. По правилам перевозок, в случае прекращения поездки по тем или иным причинам, пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве того же маршрута. В противном случае деньги должны вернуть. Для того чтобы их получить, нужно обратиться к перевозчику или организатору транспортного обслуживания. В заявлении необходимо указать маршрут, номер транспорта и причину внезапной остановки.

Но, согласитесь, ситуация парадоксальная. Чтобы вернуть деньги за билет, нужно еще раз этот билет купить (и не один, если с пересадкой ехать). Вряд ли кто-то будет с таким процессом заморачиваться. И «невозвратные» рубли, выходит, остаются на счетах транспортников. Вот так и получается: с каждого по копейке, и голому – рубаха. Только вот, увы, голыми да без рубахи в данном случае часто оказываемся мы. 

А что делать? Остается только надеяться и ждать осенней покупки 10 новых трамваев.

«Чаще всего люди рассчитываются за проезд банковскими картами, поэтому у кондуктора просто нет наличных денег. Ну, не с чего ей деньги возвращать! В таком случае возврат осуществляем мы. Для этого вам необходимо приехать в трамвайное депо № 1, написать заявление и приложить к нему билет». 

Между тем, как сообщали в конце января журналисты DVHAB.ru, в мэрии уже объявили аукцион на десять низкопольных вагонов с антивандальными сиденьями, системой видеонаблюдения, отоплением и кондиционером. Кроме того, планируют чиновники приобрести и 16 троллейбусов на автономном ходу.

Так, на закупку трамваев город планирует потратить 800,8 млн рублей – эти средства Хабаровску выделили в правительстве региона. Исходя из закупочной документации, низкопольные трамваи мэрия приобретает новые, изготовленные не ранее 2023 года. Предполагается, что прослужить они смогут минимум 16 лет. 

«Вместимость – от 150 человек и выше. Низкий пол в трамвае позволит комфортно разместиться пассажирам маломобильных групп. В салоне должны быть минимум 28 антивандальных сидений с мягкими вставками, форточки сдвижного типа с возможностью ручной блокировки их открытия, системы отопления и кондиционирования воздуха», указано в требованиях к закупке. Красота!

А для дополнительного обеспечения комфорта пассажиров в холодный период стены и потолок в новых трамваях будут иметь тепловую изоляцию между наружной и внутренней обшивкой из негорючего материала. И в целях безопасности по всему вагону планируется размещение видеонаблюдения. «Антивандальные видеокамеры должны быть направлены на каждую дверь, также иметься в салоне для полного обзора и в кабине водителя – для контроля его действий», указано в документации. 

Новые трамваи оборудуют системой подсчета пассажиропотока. Она будет фиксировать вошедших и вышедших из салона людей и передавать данные муниципалитету. 

Что касается внешнего вида вагонов, то они будут оранжевыми – транспорт такого цвета мэрия закупает последние пару лет. В Хабаровск низкопольные трамваи начнут поставлять поэтапно ближе к сентябрю, и последняя партия должна прибыть в октябре.

Мэрия, как указали журналисты сайта, обещает, что работать они будут и на многострадальном пятом маршруте, который больше всего нуждается в модернизации подвижного состава. А вот по другой информации сайта, в «пятерки» переделают старые «единички», потому что сейчас рельсы на этом направлении не соответствуют конструкции современных вагонов, а отремонтировать разом пути на всей их протяженности город вряд ли сможет так быстро, как хотелось бы. 

В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» Минтранс России реализует масштабный проект по обновлению общественного транспорта. Всего с 2020-го до 2025 года на льготных условиях и за счет софинансирования из федерального бюджета регионам планируют поставить 2100 единиц новой техники. В Хабаровском крае опорный проект «За четыре часа в любую точку края» предусматривает поэтапное обновление 625 единиц подвижного состава к 2026 году. Важность задачи обусловлена высокой степенью износа автобусов, трамваев и троллейбусов: в отдельных муниципалитетах этот показатель превышает 80%. Плановый показатель по обновлению подвижного состава на 2023 год составлял 85 единиц. За счет средств специальных казначейских кредитов в 2024 году планируется приобретение 48 автобусов для использования на маршрутах межмуниципального сообщения, а также 16 троллейбусов и 10 трамваев для города Хабаровска. 

Также чиновники в январе разместили и закупку на 16 троллейбусов на автономном ходу – тоже оранжевых. На эти расходы выделено 592,5 млн рублей. Новые машины вместимостью около ста человек также будут оснащены кондиционерами, печками, видеонаблюдением и даже USB-разъемами. Поставят их осенью – до 31 октября. Эх, скорей бы уже...

Оксана Божко