Как мы искали нелегальных таксистов
Отличить официальное такси от тех, кто работает в налоговой «тени», можно по «шашечкам», уверяют чиновники. Опознавательные знаки – специальные наклейки и фонарь оранжевого цвета на крыше –
обязаны иметь все автомобили, оказывающие услуги такси. Нелегальных перевозчиков на улицах Хабаровска ищут во время специальных рейдов. В один из таких отправились и мы.
Каждую неделю специалисты главного управления регионального госконтроля и лицензирования правительства края совместно с сотрудниками ГИБДД выходят в специальные рейды: они останавливают «шашечки» на городских дорогах, чтобы проверить перевозчиков на соответствие новым требованиям федерального закона о такси. Он вступил в силу осенью.
– Главное изменение, которое должны почувствовать жители после введения нового закона – это безопасность поездок. Ведь теперь у каждого водителя должно быть разрешение на работу, он может быть самозанятыми или находиться в штате у перевозчика, а также водитель обязан иметь при себе информацию о таксопарке, о тарифах по которым работает. Штраф за отсутствие такого разрешения – пять тысяч рублей, – объясняет перед началом «операции» Владимир Есин, начальник отдела лицензионно-разрешительной работы ГУ госконтроля правительства края.
Что ж, значит, такие водители не попадают в область проверок? А ведь, по оценкам специалистов, подобные «арендные перевозки» занимают до половины всего рынка! Такой оказался пробел в законодательстве.
– Перед выездом все водители обязаны пройти медосмотр и проверить техническое состояние автомобиля. Наличие всех необходимых документов мы проверяем в ходе этих рейдов. А так же вся информация о лицензированных такси фиксируется в региональном реестре, проверяем и этот момент, – говорит Есин.
От А до Б
В этот день рейд проходил на Амурском бульваре, недалеко от Центрального рынка. Практически сразу на горизонте показался первый таксист. На борту машины, как и положено, символика, а на крыше – «шашечки». За рулем мужчина средних лет. Он очень удивился, заметив рядом с автоинспектором большую «группу поддержки» с фото– и видеокамерами. А когда узнал, что это журналисты приехали снимать репортаж, оказался очень разговорчивым. Таксист, к примеру, рассказал, что служил в Афганистане и уже много лет работает в перевозках.
– И всегда только официально, я законопослушный человек! – заверил мужчина нас. – У меня есть все документы, все разрешения. В такси я не первый год, свои права и обязанности хорошо знаю. Моя задача – доставить пассажира из пункта «А в пункт «Б» – качественно и безопасно. Остальное меня волновать не должно.
Что ж, все разрешения у таксиста оказались в наличии, утром пройден медосмотр, есть и печать соответствующая, а номер авто «пробивается» в реестре такси. Желаем счастливого пути и ждем следующего.
И вот снова «шашечки» мелькнули в потоке. Взмах жезла – такси останавливается у обочины. Водитель без лишних вопросов сразу подает документы инспектору.
– Уже не первый раз останавливают, поэтому у меня все наготове. Извозом подрабатываю третий год, а осенью, как вышел закон, зарегистрировался как самозанятый. Так проще и безопаснее, – поясняет шофер.
Семь раз отмерь...
Пожелав и ему хорошей дороги, ждем очередного водителя. А пока Владимир Есин рассказывает, что сейчас ситуация с перевозками в Хабаровске стабилизируется. Все больше водителей выходят из «тени». Ежедневно в управление госконтроля и лицензирования обращаются до 10 водителей для получения разрешения на работу.
– После введения нового закона количество легальных такси в крае выросло в семь раз! Сейчас в реестре официальных перевозчиков числится около трех тысяч водителей, – уточняет он. – Но мы все равно такие рейды проводим еженедельно. Выезжаем, в том числе и в Комсомольск-на-Амуре. Встречаются порой нелегалы, которые под видом такси, оказывают услуги по перевозке. За прошлый год составили больше 20 протоколов.
Интересно, что за наличие «шашечек» без официального разрешения на работу тоже полагается штраф – 5000 рублей. Но доказать, что человек за рулем оказывал услуги такси в этом случае практически невозможно, объясняют нам.
– Остановим такую машину, а пассажир встанет и уйдет. И уже никак не докажешь, что водитель оказывал услуги такси. Просто едет человек куда-то, – сетует Владимир Есин.
Пока разговариваем, замечаем, что машины с «шашечками», одна за одной, сворачивают с бульвара на прилегающие улицы.
– У них есть свои чаты. И весть о том, что здесь стоит патруль, уже разнеслась между водителям. Это стандартная история. Обычно мы каждые 20-30 минут меняем локацию, – объясняет мне уже инспектор ГИББД.
Попутная «песня»
А журналисты, меж тем просят подождать еще чуть– чуть и решаются форсировать ситуацию – один из коллег делает заказ авто через приложение. Через три минуты машина с обозначенными номерами подъезжает к нам. На вопрос о такси, водитель делает удивленный вид и сообщает, что просто едет домой.
– Как же так? А ведь мы вас вызвали через приложение, вот и номер ваш тут указан, – открывает коллега водителю «карты».
– Ну, просто хотел подзаработать по пути, – смущенно сознается мужчина.
332 перевозчика легковых такси действуют, согласно официальным данным, сейчас в крае. В том числе: 25 юридических лиц, 155 индивидуальных предпринимателей и 152 физлица (самозанятых). Также осуществляют деятельность 27 служб заказа легкового такси.
Проверив водительское удостоверение и страховой полис, они оказались в порядке, автоинспектор отпускает и его.
– Предъявить такому водителю нечего. Хотя мы знаем, что он оказывает услуги по перевозке пассажиров, но по факту такси не является. Законодательно это именуется как «аренда автомобиля с экипажем», – и тут объясняет ситуацию Владимир Есин. – Если вы внимательно посмотрите в приложении агрегаторов, то на первом этапе предлагается не услуга такси, а просто некое транспортное средство, в котором есть водитель и лишь потом идет слово «такси». Но под действие закона такие перевозчики не попадают. У них нет лицензии на работу, вряд ли они проходят ежедневный медосмотр и техконтроль, и скорее всего никто соблюдают график труда и отдыха, как в официальном таксопарке. Но люди пользуются их услугами, потому что они дешевле.
Что ж, значит, такие водители не попадают в область проверок? А ведь, по оценкам специалистов, подобные «арендные перевозки» занимают до половины всего рынка! Такой оказался пробел в законодательстве.
Всё в порядке?
Автоинспекторы все-таки решают сменить место патрулирования, а мы, не дождавшись финала рейда, устремляемся в редакцию.
– В ходе этого рейда проверили 16 водителей легкового такси, – подвел позже итоги рейда Владимир Есин. – У всех установлено соблюдение требований законодательства в части наличия разрешения на осуществление деятельности, наличия путевого листа с отметками о прохождении предрейсового медосмотра и проведение техконтроля транспортного средства перед выходом на линию.
Екатерина Подпенко. Фото автора