Новые самолеты закупят и построят на Дальнем Востоке
Для дальневосточной авиации – хорошие новости. Стало известно о том, что авиакомпаниям региона скоро поставят 15 турбовинтовых самолетов ТВРС-44 «Ладога», а также заявлено о строительстве завода по производству самолетов «Байкал» в Хабаровском крае. Это сделано в целях повышения транспортной доступности в ДФО, реализации комплексной программы развития авиаотрасли РФ до 2030 года и перечня поручений по итогам Восточного экономического форума, утвержденного Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным.
Разработать план мероприятий по развитию авиаперевозок внутри Дальневосточного федерального округа, направленный на их рост до четырех миллионов пассажиров в год к 2030 году, такое поручение в середине ноября дал глава государства.
Как сообщалось на сайте Кремля, согласно президентскому поручению, также должно быть предусмотрено строительство и модернизация аэропортов, аэродромов, вертодромов и посадочных площадок; поставка в необходимом количестве отечественных самолетов и вертолетов для региональной и малой авиации; снижение затрат на перевозку пассажиров, в том числе за счет использования механизмов льготного лизинга; повышение доступности для россиян таких перевозок.
Кроме того, Кабмину поручено при подготовке комплексного плана определить целевые показатели его выполнения по годам, объемы и источники финансирования. Данные поручения должны быть исполнены к 1 марта 2024 года. Также Владимир Владимирович Путин поручил обеспечить при участии региональных властей и заинтересованных организаций реализацию этого плана.
К слову, уже в декабре глава государства в ходе прямой линии заявил о продлении действия льготных авиатарифов для дальневосточников.
«Хорошо бы их расширить, это вопрос дополнительного бюджетного финансирования, посмотрим, но продлим это точно. Регион колоссальный, Дальний Восток – это отдельный мир, на таких больших расстояниях даже внутри перемещаться непросто», – сказал тогда Владимир Владимирович Путин.
Всего в рамках «Дня Дальнего Востока и Арктики» на международной выставке-форуме «Россия» подписано шесть соглашений о реализации новых проектов на Дальнем Востоке и в Арктике в жилищном строительстве и теплоэнергетике, сфере производства удобрений, промышленности, логистике, авиастроении, а также по расширению гуманитарной, экологической и технологической повестки устойчивого развития Арктики. Общий объем инвестиций по заключенным соглашениям составит более 68 млрд рублей.
И вот заявленные планы уже начали воплощаться в жизнь. В конце января «Единая дальневосточная авиакомпания» («ДВА») и «Уральский завод гражданской авиации» (АО «УЗГА») в рамках «Дня Дальнего Востока и Арктики» на международной выставке-форуме «Россия» подписали соглашение о намерениях в отношении поставки самолетов ТВРС-44 «Ладога».
Стороны намерены заключить договор на поставку 15 турбовинтовых самолетов ТВРС-44 «Ладога» с привлечением ведущей лизинговой компании России для последующей передачи авиатехники в лизинг дальневосточным авиакомпаниям для выполнения социально значимых перевозок и авиационных работ в ДФО.
«Для Дальнего Востока и Арктики авиация играет ключевую роль в транспортной доступности региона, в большинстве случаев – это безальтернативный способ передвижения, – заявил Алексей Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. – Повышение транспортной доступности социально значимых регионов – одна из наших приоритетных задач. Уверен, что благодаря нашим самолетам мы сможем сохранить и нарастить пассажиропоток на Дальнем Востоке!»
По соглашениям с КРДВ в ТОР «Хабаровск» инвестпроекты реализуют 102 резидента, бизнес фактически вложил в экономику региона 178,4 млрд рублей и создал более 6,6 тыс. рабочих мест.
Как напоминают в правительстве края, еще в 2021 году по поручению Владимира Владимировича Путина на базе АО «Авиакомпания «Аврора» создана Единая дальневосточная авиакомпания с интеграцией региональных авиакомпаний. В ее состав вошли и краевые «Хабаровские авиалинии».
Как сообщили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства края, новые самолеты также поступят на замену устаревшим Ан-24/26, которые сейчас находятся в парке «Хабавиа». По последним данным, планируется поставка двух новых современных самолетов. По вместимости и размерам они сопоставимы с Ан-24, но при этом новые и современные.
Как отметил гендиректор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик, поставка самолетов нового типа ТВРС-44 «Ладога», по ожиданиям авиаторов, должна позволить заменить устаревший, но нетребовательный к наземной инфраструктуре флот, расширить действующую на Дальнем Востоке маршрутную сеть за счет лучшего охвата небольших и труднодоступных населенных пунктов, повысить качество авиационных услуг и в итоге нарастить пассажиропоток.
ТВРС-44 «Ладога» – перспективный двухдвигательный турбовинтовой региональный самолет, рассчитанный на перевозку до 44 пассажиров. «Ладога» создается «Уральским заводом гражданской авиации» по заказу Минпромторга РФ – на замену устаревшего парка советских самолетов Ан-24/26 и Як-40. Воздушное судно сможет выполнять полеты при экстремальных температурах и в самых сложных природно-климатических условиях. Самолет сможет взлетать и с асфальтовых, бетонных аэродромов, и с грунтовых, снежных полос. ТВРС-44 будет отличаться низким уровнем шума и высоким уровнем комфорта.
Также, напомним, что чуть ранее, в январе в правительстве региона сообщили, что самолеты «Байкал» будут производить в Хабаровском крае. На территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск» в Комсомольске-на-Амуре Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) уже приступила к строительству здания завода в рамках создания в регионе комплексного центра производства многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». Готовая инфраструктура будет передана резиденту ТОР «Хабаровск», компании «Спецавиатехника», в льготную аренду для организации производства воздушных судов.
«Подрядная организация завершает расчистку строительной площадки, идут работы по организации разворотной площадки и подъездной автодороги, устройству постоянного ограждения и временного электроснабжения. На объекте заняты 25 единиц спецтехники,
– сообщал Дмитрий Белоусов, директор департамента строительства КРДВ. – В полном объеме строительно-монтажные работы по строительству производственного корпуса для сборки самолетов ЛМС «Байкал» планируется выполнить в июне 2025 года. При этом КРДВ принимает меры по сокращению установленных сроков строительства, например, с начала 2024 года строительные работы выполняются в круглосуточном режиме».
Производство многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» на созданных мощностях наладит резидент ТОР «Хабаровск» компания «Спецавиатехника». Инвестор по соглашению с КРДВ вложит в запуск нового предприятия 500 млн рублей и создаст 80 рабочих мест.
«Меры государственной поддержки – налоговые льготы и административные преференции, доступные резидентам ТОР, льготная аренда здания завода позволит компании «Спецавиатехника» запустить новое производство и стабильно снабжать страну отечественными самолетами с минимальными издержками. «Байкалы» нужны Дальнему Востоку! – уверена Ирина Серова, директор КРДВ. – Работая в единой дальневосточной авиакомпании «Аврора», они будут способствовать повышению транспортной доступности макрорегиона. Мы комплексно сопровождаем инвестиционный проект, оказываем резиденту услуги и предоставляем сервисы, обеспечивающие комфортную реализацию проекта».
Олег Потапов