Зачем в Хабаровске клонируют растения
В Хабаровском крае выращивают картофель, капусту, морковь, томаты, огурцы, клубнику и еще с несколько десятков наименований овощей и фруктов. А вот ягоды в промышленных масштабах пока, увы, нет. При этом дачники с успехом разводят на приусадебных участках жимолость, землянику, малину и смородину. Почему бы не делать это массово, например, на дальневосточном гектаре – решила группа хабаровских предпринимателей, и вложила деньги в создание лаборатории микроклонального размножения растений.
Идея возникла в 2017 году, рассказывает Павел Гуменюк, руководитель Амурской лаборатории интенсивных агротехнологий. А пять лет назад стали воплощать ее в жизнь и вкладывать деньги – нашли здание в аренду, в прошлом году подключился краевой Минсельхоз – выдали 10 миллионов рублей на условиях возвратного финансирования. Своих средств в проект инвесторы вложили на сегодня уже около 100 миллионов рублей.
В итоге, планируется, что через несколько лет на Дальнем Востоке появятся промышленные плантации ягодных растений.
– Хотим здесь выращивать княженику, жимолость, голубику, бруснику, морошку, клюкву – все ягоды, которые, в принципе, растут в нашем климате, – говорит Павел Гуменюк. – Из-за санкций с 2022 года стало сложно получать качественные саженцы из США и Канады, например. А последняя ведь с успехом лидирует в этой области.
– И мы с коллегами решили – будем создавать здесь клоны из маточных растений! Не нужно бояться этого слова «клон»: мы не вмешиваемся в генетический код, ни о каком ГМО речь не идет. Технология предполагает, что от маточного растения отрезаются небольшие кусочки, помещаются в питательную среду, и там все уже растет, образуя корни. Через примерно 50 дней (плюс-минус месяц, в зависимости от вида растения), мы его пересаживаем в торфяной горшочек для адаптации, а потом уже можно и в грядку!
Полученные таким образом новые кустики голубики или ежевики имеют преимущество перед теми, которые выращены путем прививки или из семян. Маточное растение приобретают с гарантированной генетической чистотой, которая подтверждается документами. Перед клонированием оно дополнительно оздоравливается. Брать клетки с донора можно практически бесконечно. Полученный посадочный материал будет абсолютно здоровым и свободным от вирусной или бактериологической нагрузки, которая присутствует в природе, заверяют авторы проекта.
А к работе над проектом подключились уже научные партнеры из Темирязевской и Ханты-Мансийской академий, а также из Вологды, Костромы, Архангельска.
– Конечно, выживаемость клонированных растений не 100%, – объясняет Варвара Швалова, старший лаборант Амурской лаборатории интенсивных агротехнологий. – Нужно быстро работать скальпелем, отсекая посадочный материал, все лишнее, чем меньше ненужных частей у растения, тем больше сил и энергии у него будет на произрастание необходимого нам. И тогда нет риска, что растение внутри пробирки начнет увядать.
Варвара недавно закончила Хорский агропромышленный техникум, в этом году планирует поступать в ТОГУ на новую здесь специальность «агроном». Ответственную и умную студентку заметили еще год назад. Теперь девушка руководит лабораторией, готовит питательную среду для саженцев на агар-агаре и следит за ростом выведенных растений.
В перспективе ягодные кустарники, выращенные таким способом, будут давать более обильный урожай, да и плодоносить начнут на год-два раньше, чем растения, полученные черенкованием. А если удастся разводить на дальневосточном гектаре североамериканскую клюкву, говорит Павел Гуменюк, ее можно будет, как в Канаде, собирать промышленным способом.
– Их клюква по вкусу и пользе ничем не уступает нашей, болотной, но в ней с помощью селекции есть пузырьки воздуха, которые не дают ей, в отличие от российской, затонуть при полном созревании. Можно будет заводить воду на поля, и убирать этот красный ягодный ковер с минимальными повреждениями мякоти и точно быстрее, чем вручную!
Мария Полякова