Как быть председателем СНТ
Александра Федоровна Слученкова 30 лет возглавляет садоводческое товарищество «Зеленая горка», что в селе Ильинка Хабаровского района. И вполне успешно, хотя конфликты бывают даже в ее СНТ. Это ведь земля – и самые разные люди.
В прошлом году ей исполнилось 85, но выглядит она просто потрясающе, свой пост покидать не планирует. Женщина уверена, что по-прежнему может вести дела и быть продуктивной, как ее молодые коллеги. Кстати, именно коллеги, то ли в шутку, то ли всерьез, советуют Слученковой уйти на заслуженный отдых.
«Всё было на моих плечах»
– Родилась я в селе Алгасово Тамбовской области, – говорит Александра Федоровна. – Была еще совсем маленькой, когда родители переехали в Хабаровск. Окончила семь классов, пошла на курсы машинописи, принимала участие в стройке бараков на улице Гаражной, сейчас их уже сносят.
Отец – не родной, кроме Саши в семье было еще трое детей. Мама – домохозяйка. Так что трудиться пришлось с малолетства.
«В общей сложности у нас оказалось 120 участков! Мой предшественник работал в одиночку, ни казначея, ни правления. После скоропостижной его смерти, в наследство мне достался большой долг в кассе. Свое правление я начала с того, что утвердили штат: заместитель, казначей, дорожная комиссия и старшие по улицам».
– Одно время устроилась на базу Главторгсырья разнорабочей, но приехала комиссия по труду и меня уволили: не положено, сказали, подросткам трудиться, – вспоминает собеседница.
Достигнув совершеннолетия, Саша устроилась на военный завод табельщицей в цех. Одновременно окончила двухгодичные курсы бухгалтеров и перешла работать в бухгалтерию.
В замужестве родила дочь и сына. Взяли с супругом на предприятии ссуду на строительство дома и за год его отстроили, физической силой помогали родственники.
– Муж у меня был на все руки мастер, 13 лет как его уже нет, – вздыхает женщина. – Купили корову, завели свинью, курей, гусей, уток. И как оказалось, с таким хозяйством невозможно совмещать основную работу. Главбух мне тогда сказала: или работай, или иди коров доить! Я выбрала хозяйство и уволилась. Занималась животиной и огородом, излишки продавала на рынке. Деньги нужны были и на сено, а муж, к сожалению, мало зарабатывал. Все хозяйство было на моих плечах.
– Но как-то в один момент я плюнула на все, продали мы дом, хозяйство и устроилась в домоуправление Чернореченской КЭЧ бухгалтером, получила служебную квартиру. Отработала там 16 лет – и предприятие ликвидировали, – вспоминает Слученкова.
– Устроилась кладовщиком на медицинские склады в воинской части, там получила ордер на собственную квартиру. И до сих пор там тружусь.
Полвека на даче
Привыкшая к своим овощам и ягодам, женщина уже не мыслила себя без земельного участка. Однажды приехала к крестной на дачу, что на платформе «Садовая», решила сына клубничкой с грядки покормить.
– Дороги там не было от слова «совсем» – грязь по колено, еле как добрались, – вспоминает Александра Федоровна. – А когда пришли, я и ахнула: такой порядок на даче – любой позавидует. И мне захотелось себе такую завести! Неподалеку продавалась дача, и мы пошли посмотреть. Почти 10 соток земли, недостроенный двухэтажный дом, веранда без окон. На вырученные от продажи дома деньги мы купили мотоцикл, оставшихся средств хватило на покупку дачи. Так мы и стали дачниками, случилось это в 1973 году.
А 20 лет спустя, в 1993-м, за активную жизненную позицию Александру Федоровну единогласно выбрали председателем СНТ.
– Изначально здесь было три общества: «Судоверфь», куда относилась я, «Отопительное оборудование» и «Кондукторский резерв», – говорит она. – Когда я стала председателем, мы объединились в одно СНТ, «Зеленая горка». В общей сложности у нас оказалось 120 участков! Мой предшественник работал в одиночку, ни казначея, ни правления. После скоропостижной его смерти, в наследство мне достался большой долг в кассе. Свое правление я начала с того, что утвердили штат: заместитель, казначей, дорожная комиссия и старшие по улицам.
Второй заслугой ставит себе председатель – электрификацию всего общества.
– Проблема электричества в товариществе поднималась не раз. В соседнем обществе свет был и они нас, семь участков, в том числе и мой, подключили к своим линиям. Тут народ и возмутился: как так – себе свет, а нам?! – вспоминает Александра Федоровна.
По словам председателя, одна компания предложила свои услуги, деньги взяла, а услугу не оказала, и в суде не смогли доказать, что надо вернуть людям деньги.
– Уже в годы моего правления с большим усердием, при содействии депутата Госдумы Бориса Гладких, нам удалось заключить договор с городской энергоснабжающей кампанией, и все наши садоводы, кто хотел, подключились. Четыре года добивалась! Потом на одной из встреч с депутатом снова обратилась к нему с просьбой отсыпать 30 метров дороги между нашим обществом и СНТ «Солнечное», чтобы машины ездили не по моей территории, а по дамбе. И помощь нам оказали, очень благодарна. Плотно сотрудничаю и с администрациями Хабаровского района и Ильинского поселения.
Дачные жалобы
– А с какими проблемами к вам обращаются садоводы? – спрашиваю у Слученковой.
– У меня вот в этой «брехаловке», как я ее называю, все дословно записано: кто, когда и с чем обращался, – открывает толстенькую тетрадочку и читает:
«27 марта 2021 года садовод (ФИО) по телефону обратился с претензией, что у него на территории вырубили деревья. Пытаюсь объяснить, что деревья вырезаны те, которые прикасаются к электропроводам. Хозяин же требовал переносить столбы с его территории куда угодно, и даже посыпались угрозы за порчу собственного имущества. Слушать меня не стал и с тех пор не платит членские взносы. Приезжал следователь, разбирались, я им показала бумаги, на основании чего была проведена эта работа».
Или вот: «Огромный урон от стихии и обильных осадков снега 23-24 октября 2020 года, около 170 м проводов валялись на снегу, заваленные ветками и деревьями, по дорогам не проехать».
И такими претензиями исписана вся тетрадь, впору новую заводить.
– Или дороги надо подремонтировать, – продолжает Слученкова. – Кстати дороги у нас сейчас отличные. Сколько лет я тружусь на благо садоводов, столько лет латаем дороги, в том числе и межселенные.
Дороги, мусор и охрана
Тех, кто живут здесь круглый год, единицы. Но приезжают зимой дачники часто. Пустующее, но обжитое общество раньше часто привлекало воров, сейчас таких случаев меньше, но все равно бывают.
– У нас заключен договор с Хехцирской ассоциацией сторожей, начальник Валерий Мирошниченко и его команда ежедневно патрулируют по закрепленным территориям. Если приметят следы, а зимой их четко видно, сразу звонят мне и хозяину. Зарплата охраны входит в стоимость членских взносов, там же учтены обслуживание электролинии, ремонт дорог и членские взносы. В год со всеми услугами участок шесть соток, например, обходится в 7,5 тысячи рублей без учета электричества.
Водой, кстати, садоводы обеспечивают себя сами, у кого колодец, у кого скважина. В округе много водоемов, люди, кому удобно, качают воду для полива оттуда. Есть и разворотная площадка для забора воды пожарной машины на случай пожара, все противопожарные мероприятия организованы согласно нормам, уверяет председатель.
Есть в «Зеленой горке» около 20 заброшенных участков, где прежние владельцы умерли, а новые наследство не оформляют. Впрочем, как во всех обществах.
– Летом тут живет много дачников: вечером даже в будние дни отовсюду слышны музыка, смех и разговоры. Иногда бывают локальные праздники, но все в меру. У меня не забалуешь, – улыбается Александра Федоровна. – Подавала я списки брошенных участков в администрацию района и сельского поселения, чтобы как-то решали вопрос. Бывает, покупают, конечно. В основном, покупают молодые семьи. Грядками же сейчас уже так не увлекаются, как люди моего поколения. Строят дом, организовывают зону отдыха. Следят не только за газонами внутри своих заборов, и за пределами тоже косят траву.
– А как у вас решается вопрос с вывозом мусора, согласно новому закону?
– Каждый дачник самостоятельно избавляется от мусора. Как правило, мусора дачники производят немного, все, что не идет в переработку везут с собой в городские мусорные контейнеры. Если бы у нас была площадка для обустройства контейнера, мы бы ее устроили, но таковой площадки у нас нет, так как народ в свое время приватизировал общие земли.
По словам Слученковой, стихийных свалок здесь нет.
– Был случай, новички на заброшенный участок стали кидать свой мусор. Мне сообщили соседи. Дождалась, когда хозяева приедут, сделала замечание. Я никогда ни с кем не грублю, вежливо прошу соблюдать порядок и записываю в заветную тетрадочку. По решению обустройства площадки обращалась в администрацию района, мне сказали: пока нет площадки – значит, договор заключать не нужно.
В планы на нынешний сезон председатель ставит привести в порядок лесные насаждения, чтобы не нарваться на штрафы от энергоснабжающей структуры. Опять же – дороги, потому что после зимы их латать приходится каждый год. Также надо почистить водоемы, противопожарную полосу и подключить интернет, с оператором связи есть договоренность и документы уже готовы.
Планы председателя будут обсуждаться на общем собрании, которое состоится весной. А кто будет у власти, тоже решит собрание, хотя «преемника» себе Слученкова уже, на всякий случай, готовит. А что, чем мы хуже президента?
Светлана Калинина