Тот, кто утром и вечером штурмует общественный транспорт, пытаясь добраться на работу и домой, знает, каково это – ехать в битком набитом салоне. И если в автобус горожане набиваются более менее равномерно, то в трамвае на первой и задней площадках зачастую посвободней. А все потому, что люди не рискуют туда проходить, опасаясь не успеть выйти на своей остановке – двери водитель может не открыть.
В чем же тайна не открывающихся первой и четвертой дверей в вагонах трамваев, сделанных на Усть-Катавском заводе? Почему они обычно заблокированы? Неужели это своеобразная «забота» о пассажирах? Кто-то должен знать ответ на эти каверзные вопросы, решил уставший от пробок корреспондент.
Раннее утро, время действия – 8:15, треть города намерена добраться на работу к 9:00. Место действия: остановка «Судоверфь». Подходит переполненный трамвай. Как и остальной десяток человек, я пытаюсь попасть в вагон. Но не тут-то было. Салон уже под завязку, взамен вышедших пассажиров намерены войти вдвое больше.
И прямо-таки классическая ситуация: на посадку открыты лишь вторая и третья двери, которые уже едва закрываются. Понимаю, что рискую опоздать, бегу к кабине водителя и стучу в стекло. Но на просьбу открыть первую дверь, где, кстати, сравнительно свободно, вагоновожатый отвечает отказом! Да что ж такое...
Не попав в эту «единичку», жду следующую. Через восемь минут вагон приходит, и
– ситуация повторяется. Похоже, что весь Южный пересел на трамваи. Очередное требование открыть первую дверь очередной водитель игнорирует. Втянув живот, ввинчиваюсь в третью дверь и, ура, еду, таки, на любимую кем-то работу.
«Мы одно время ставили в утренние и вечерние «часы пик» по два кондуктора на вагон. Но сегодня это невозможно сделать – у нас недостача людей, 18 вакансий было открыто, что-то никто не идет...»
В таких условиях то, что ты добрался до места без каких-либо повреждений, уже подвиг, сказал бы бургомистр из давнего кино. А что скажет наш? Но думать об этом некогда, просочившись сквозь товарищей по несчастью, оказываюсь на задней площадке, где уже можно дышать. Ко мне, недовольно ворча, продирается через плотную массу пассажиров кондуктор.
– Встали, и ни с места, а на задней площадке ведь свободно, почему бы не пройти сюда, – недоумевает он. – Вот что за люди – толпятся, теснятся, толкаются, но не проходит никто!
Объясняю кондуктору, что если бы открывалась задняя дверь, хабаровчане охотно проходили бы на заднюю площадку. Но когда знаешь, что ехать недалеко, а двери открываются не все, есть явный шанс пропустить свою остановку. Вот и не хочется рисковать.
На вопрос «Почему блокируют первую и четвертую?» слышу ответ: первая дверь – техническая, она для смены экипажа и для того, чтобы водитель мог выйти и перевести стрелку. А четвертую в некоторых вагонах заедает, и кондуктору нужно открывать ее вручную, чего, естественно, он делать не хочет, да и просто не успевает.
Добравшись почти вовремя на работу, провожу блиц-опрос среди коллег. Очевидцев одновременной работы всех дверей в трамваях не обнаруживаю. Кажется, пришло время задать вопросы руководству муниципального предприятия «Городской электрический транспорт».
– Действительно, мы знаем о проблеме, – объяснила мне тогда Анна Мухина, начальник службы движения МУП «ГЭТ». – И даже подготовили приказ, с которым ознакомили всех кондукторов и водителей. Последние должны открывать все двери в исправном трамвае. Но они зачастую игнорируют это требование. Почему?
Ну, во-первых, если запустить всех, то при плотно набитом салоне кондуктор просто не успевает всех рассчитать. И часть пассажиров едет «зайцами». У нас весь народ такой – редко кто признается, что не приобрел билет, встанут, в телефон уткнутся и молчат. Передавать за проезд совсем разучились. А кондуктора работают чаще всего пожилые, им тяжело протискиваться в «час пик» по забитому салону и каждого одергивать – брал он билет или нет?
Мы одно время ставили в утренние и вечерние «часы пик» по два кондуктора на вагон. Но сегодня это невозможно сделать – у нас недостача людей, 18 вакансий было открыто, что-то никто не идет.
Сейчас для решения проблемы сделали так: оштрафовали нескольких водителей, раз они по-хорошему не понимают. И дали водителям по валидатору, чтобы они могли обилетить по карте тех, кто заходит и выходит через переднюю дверь. Но двери, безусловно, должны открываться и закрываться все!
Мария Полякова