Рубрика: Экономика

Парк хабаровских трамваев изрядно обветшал. И неудивительно, ведь вагоны, которые сегодня выходят на линию, МУП «ГЭТ» арендует у предприятия-банкрота ХТТУ. Как и рельсы, подстанции и контактную сеть. В 2024 году мэрия совместно с краевыми властями обещает приобрести для Хабаровска 10 новых трамваев и еще 16 троллейбусов. Но поможет ли это повысить качество перевозки пассажиров?

Виктор Брайков, директор предприятия «Городской электрический транспорт», ведет по территории троллейбусного депо представителей общественного совета при министерстве транспорта края. Общественникам демонстрируют старые машины, которые доживают свой век на улице. В их числе – подаренные городу пару лет назад московские троллейбусы.

– Они, конечно, нас очень выручили, и мы были рады получить такой подарок от губернатора, но сейчас мы их почти не эксплуатируем, – объяснял общественникам директор МУП «ГЭТ». – Во многих нужно менять мосты, а они венгерского производства. Из-за санкций приобрести запчасти не можем, другие поставить – тоже. Впрочем, они нам еще послужат «донорами»...

В цехах депо довольно прохладно – большие помещения сложно отапливать. Если бы здесь стояли мощные калориферы, как было при советской власти, предприятие платило бы за электричество не миллион с лишним, как сейчас, а в пять раз больше! Утеплить цеха можно, говорит Виктор Брайков. Нужно только убрать окна и положить изоляцию на бетонную крышу. Зато светодиодные лампы сегодня использовать выгодно: света дают больше, чем солнечный день, и экономят электроэнергию.

Куда вложить деньги

Но заниматься ремонтом пока рано. Ведь здания, как и другое имущество, МУП «ГЭТ» арендует у своего предшественника, трамвайно-троллейбусного управления, которое сегодня признано банкротом. Ожидается, что социально значимые объекты недвижимости выкупит мэрия, а после передаст на баланс МУП. Но пока вкладывать деньги в чужую собственность нецелесообразно, да и незаконно.

В 2024 году в Хабаровск поставят 10 новых трамваев. Кто именно поставит – решат по конкурсу. Известно, правда, что эта закупка произойдет во втором полугодии. Пассажиры «пятерки», к примеру, надеются, что и на их трамвайной ветке случится праздник, и вместо старых КТМов на линию поставят современные вагоны. Но руководство предприятия смотрит на это не так оптимистично.

– Если вагоны будут такие же, как мы сейчас используем, Усть-Катавского завода, есть вероятность, что на «пятерке» мы часть машин обновим, – говорит Виктор Брайков. – Но это ведь могут быть и полностью низкопольные современные вагоны, конкурса ведь еще не было. А у нас там, на этом маршруте, и рельсы нужно обновить, и сеть подремонтировать.

В общем-то, конечно, мы понимаем наших пассажиров и хотели бы сделать их путь домой и на работу более комфортным. Как только решится вопрос с социально значимым имуществом, можно будет участвовать в федеральной программе, что-то типа «Безопасные качественные дороги», только рассчитанной для обновления контактной сети и рельсового пути.

Есть долги, но есть и рассрочка

Самое главное, говорят в городском управлении транспорта, что его специалистам удалось договориться о рассрочке на выплату налогов. У МУП «ГЭТ» за три года образовалась задолженность в размере больше 70 миллионов рублей. Сейчас предприятие будет гасить ее равными долями в течение двух лет, при этом оплачивая текущие налоги. А значит, будущее у МУП все же есть?

– Мы посмотрели, как живет предприятие, поговорили о его развитии, – поведал прессе Александр Максименко, член общественного совета Минтранспорта края. – Возможности для ремонта и обслуживания трамваев и троллейбусов есть, госпрограммы поддержки тоже имеются, считаем, что главное на сегодня – сохранить «Городской электрический транспорт»!

Что ж, это хорошо, что общественники так считают. Хотелось бы еще, чтоб пожелания оказались подкреплены реальными действиями властей... 

В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» Минтранс России реализует масштабный проект по обновлению общественного транспорта. Всего с 2020-го до 2025 года на льготных условиях и за счет софинансирования из федерального бюджета регионам планируют поставить 2100 единиц новой техники. В Хабаровском крае опорный проект «За четыре часа в любую точку края» предусматривает поэтапное обновление 625 единиц подвижного состава к 2026 году. Важность задачи обусловлена высокой степенью износа автобусов, трамваев и троллейбусов: в отдельных муниципалитетах этот показатель превышает 80%. Плановый показатель по обновлению подвижного состава на 2023 год составлял 85 единиц. За счет средств казначейских спецкредитов в 2024 году планируется приобретение 48 автобусов для использования на маршрутах межмуниципального сообщения, а также 16 троллейбусов и 10 трамваев для города Хабаровска.  

Антон Хмель