Рубрика: Образование

Лучшие практики наставничества ДФО обсудили в Хабаровске

Несколько сотен человек обсудили в краевой столице эффективные подходы к развитию системы наставничества и кадровые технологии на выездной сессии Всероссийского форума наставников-2023. В окружном мероприятии участвовали представители органов власти и бизнеса, а также ведущие специалисты в сфере образования, около 5500 человек подключились к обсуждению онлайн. 

Форум стал одним из знаковых мероприятий объявленного в РФ «Года педагога и наставника». Стоит напомнить недавние слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: «Наставничество в широком смысле слова сопровождает нас всю жизнь и начинается с наших родителей. Причем это наставничество – не профессиональное, а морально-нравственное, и оно передается не нравоучениями, а личным примером!». 

В рамках деловой программы хабаровского Форума участники обсудили тенденции развития наставничества на Дальнем Востоке России, роль наставников в эпоху цифровой экономики, технологии и механизмы взаимодействия с молодежью, развитие кадрового потенциала, престиж института наставничества. На пленарном заседании спикеры обозначили центральную роль наставника в спорте высших достижений, обсудили преемственность профессионального опыта в образовании, особое внимание уделили практикам реверсивного наставничества в здравоохранении. 

На дискуссионных площадках представители предприятий и организаций, в том числе социальной и образовательной сфер, отметили важность преемственности профессионального опыта, подчеркнули ключевую роль наставника в качестве главного транслятора ценностей и смыслов корпоративной культуры. 

Поэтому на форуме наставников подчеркивалось, что сегодня важно отмечать в «Банке вакансий» наличие наставника у актуальной должности, так как это будет одним из плюсов для претендента. В частности, как отметил зампред правительства края, глава комитета по труду и населения Константин Виноградов, сегодня в регионе имеется четыре тысячи вакансий, при этом соискателей пока в два раза меньше.

Серьезную нехватку персонала ощущают во многих отраслях, также работодатели жалуются на качество подготовки специалистов и текучку кадров. Эти вопросы можно решить, в том числе, и с помощью наставников. Ведь именно наставники зачастую являются ключевой фигурой в развитии престижа предприятия, города и региона.

– Практика наставничества была почти уничтожена в 90-х годах, – напомнил Константин Виноградов. – И очень хорошо, что сейчас к ней возвращаются во всех сферах, потому что, например, на производстве без этого никак! Конечно, наставничество как явление не решает проблему дефицита кадров, но дает возможность работодателям иметь хорошо подготовленных сотрудников, а также сохранить их на своем предприятии.

Проект «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей» реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» президентского нацпроекта «Образование» при поддержке министерства просвещения РФ. 

В свою очередь, замминистра образования и науки края Евгения Матаржук сообщила, что в сфере образования уже разработан солидный комплекс мероприятий. В частности, в структуре краевого института развития образования создан Центр наставничества, который организует повышение квалификации и методическое сопровождение.

– Успешно реализуется проект по сопровождению студентов опытными педагогами «Наставник учителя будущего». Создано 570 пар «работодатель – студент». Внедряется учебно-методический комплекс «Портфель наставника», – заявила замминистра. – В перспективе мы видим подготовку самих наставников по разным областям. У нас есть примеры, где в школах до 90 процентов учителей – это выпускники этой же школы, которые по примеру своих педагогов пришли в профессию!

Евгения Матаржук также сообщила, что с нового учебного года введены новые квалификационные категории: «педагог-методист» и «педагог-наставник». За эти категории предусмотрены специальные выплаты. Например, общая доплата наставнику составит 105% должностного оклада: 75 – за высшую категорию и 30 – за наставничество. И что особенно важно, эта категория устанавливается бессрочно.

И, по словам министра здравоохранения края Юрия Бойченко, именно плотное взаимодействие наставников и наставляемых в этой отрасли приводит к ускоренному освоению новых технологий, что впоследствии приводит к повышению качества оказания медицинских услуг. 

Расширить свои профессиональные компетенции участникам хабаровского форума помогла серия тематических мастер-классов. Наставники узнали про особенности взаимодействия с цифровым поколением, использование медиаресурсов. Ведущие специалисты в сфере образования и экономики рассказали об эффективных методах мотивации, обратили внимание на ключевые качества и компетенции, которыми должен обладать наставник. 

Одним из самых ярких событий стало проведение финала всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества» Дальневосточного федерального округа. В номинации «Лучшая практика наставничества на рабочем месте» победителем стало ООО «РН-Комсомольский НПЗ». 

Подведение общих итогов форума наставников, торжественное награждение победителей конкурса наставников, а также встреча 
с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым запланирована на 21 декабря в Москве на международной выставке-форуме «Россия».

Стоит отметить, что уже после завершения хабаровского форума хорошие новости пришли из Владивостока, где сразу трех представителей Хабаровского края наградили по итогам проведения «Года педагога и наставника».

Такие мероприятия проходят во всех федеральных округах страны. И в столице Приморья благодарственными письмами Минпросвещения России отмечены представители педагогического сообщества, внесшие существенный вклад в подготовку и проведение мероприятий «Года педагога и наставника». Среди них – ректор Хабаровского краевого института развития образования Евгений Гузман, директор хабаровского лицея «Звездный» Анна Смирнова и педагог допобразования «Детский технопарк «Кванториум» (Комсомольск-на-Амуре) Татьяна Тендит. 

Также в начале декабря в Москве завершился финал профессионального конкурса «Флагманы образования» президентской платформы «Россия – страна возможностей». По итогам третьего сезона соревнований, которые проходили на площадке Президентской академии (РАНХиГС), 10 конкурсантов стали победителями. Напомним, проект реализуется при поддержке Министерства просвещения РФ, а его целью заявлено «создание условий формирования кадрового резерва для системы образования РФ».

Организаторы конкурса сообщают, что получили свыше 106 тысяч заявок из всех регионов страны. В итоге к дистанционному этапу – «комплексной оценке уровня сформированности надпрофессиональных компетенций и профессиональных знаний» – были допущены 14195 управленцев в сфере образования и 57635 педагогов. Из них 2183 конкурсанта, набравшие наибольшее количество баллов, встретились в очных региональных полуфиналах, которые прошли в октябре по всей России. По итогам регионального этапа 265 управленцев в сфере образования и педагогов были приглашены к участию в финальных испытаниях.

АНО «Россия – страна возможностей» создана 22 мая 2018 года по инициативе президента РФ В.В.Путина, который возглавил наблюдательный совет АНО. Участие в проектах, конкурсах и олимпиадах платформы призвано помочь найти единомышленников и завести полезные знакомства, поступить в вуз или пройти перспективную стажировку, найти работу мечты, продвинуться в карьере, выиграть грант, получить персонального наставника, который поможет отточить мастерство или развить лидерские качества. 

В числе лучших из лучших Хабаровский край в финале профконкурса «Флагманы образования» представляли сразу трое: Ольга Богачева, директор хабаровской школы № 85, Ирина Дербина, учитель истории в хабаровской кадетской школе № 1 им. Ф. Ф. Ушакова (о ее работе наша газета рассказывала в сентябрьском № 39 в материале «Семейный пример заразителен»), а также Андрей Палоусов, главный специалист управления образования администрации Комсомольска-на-Амуре. К сожалению, в десятку лучших хабаровчане не попали, хотя стоит отметить, что среди победителей есть и одна дальневосточница – Наталья Бровкина, директор школы № 6 в Южно-Сахалинске. 

Также одним из важных событий стало то, что прямо в ходе финала министр просвещения РФ Сергей Кравцов подписал приказ министерства просвещения о создании кадрового резерва: было объявлено о нескольких назначениях в региональные органы исполнительной власти, а также на позиции директоров школ. 

Таким образом, участники конкурса теперь получают возможность не только заявить о себе, проверить свои знания, пройти образовательные программы, но и войти в кадровый резерв системы образования РФ, а также получить призы от партнеров проекта.

Валерий Лапин