Рубрика: Город

Где в Хабаровске возвышалась Алексеевская церковь

Как и другие хабаровские церкви, она снесена в годы Советской власти. А свидетельств о храме оказалось настолько мало, что даже место, где он находился, многими оказалось забыто. История Алексеевской церкви продолжит наш рассказ о культовом зодчестве дореволюционного Хабаровска.

Можно сказать, что Алексеевской церкви в Хабаровске повезло меньше всех. Иннокентьевскую церковь восстановили почти в первозданном виде. Недалеко от того места, где стоял Успенский собор, в память о нём и других утерянных в советский период церквях, возвели новый собор-часовню. А вот Алексеевская церковь, находившаяся в районе перекрёстка современных улиц Ленина и Волочаевской, оказалась безвозвратно утеряна.

И даже память о месте её нахождения искажена в интернет-пространстве. С лёгкой руки какого-то «развенчателя» авторитетов она оказалась перенесена на площадь Славы. Наверное, слишком велик оказался для кого-то соблазн обвинить любимую многими хабаровчанами книгу «Хабаровск» (12+) 1979 года выпуска в неточности.

Нападкам подверглось утверждение, что площадь Славы – самая молодая в городе. Анонимный автор утверждал, что площадь столь же стара, как и город, называлась Алексеевской, и именно на ней стояла Алексеевская церковь.

Однако ниспровергатель совершенно забыл о второй популярной и неоднократно переиздаваемой книге «Старый Хабаровск» (12+), написанной замечательным хабаровским краеведом и специалистом по истории архитектуры Николаем Крадиным. Иначе пришлось бы ему сбрасывать с пьедестала ещё одного автора. А вместе с ним и архивные материалы, на которые опирался исследователь и которые свидетельствуют об ином месте размещения Алексеевской церкви.

Третья каменная

Алексеевская церковь была третьим каменным православным храмом дореволюционного Хабаровска, после Иннокентьевской церкви и Успенского кафедрального собора. Были в городе и другие храмы – домовые церкви и деревянная церковь Рождества Христова. Но Алексеевская церковь разделила общую судьбу каменных храмов Хабаровска.

Идея её строительства возникла в конце XIX века: в 15-тысячном городе ощущалась острая нехватка культовых сооружений. Иннокентьевская церковь и Успенский собор могли вместить лишь до тысячи молящихся, что для такого количества жителей было крайне мало.

19 ноября 1897 года был учреждён специальный комитет по постройке храма, назвать который решили в честь святого Алексия, человека Божия. Он был сыном римлянина Евфремиана и жил в начале V века. Прожив многие годы пустынником, решил вернуться домой, но даже родители и невеста не узнали его. Так он и жил среди них, неузнанным, продолжая блюсти пост и совершать добрые дела.

Лишь после смерти чудесным образом открылось его происхождение. Алексия похоронили на Авентинском холме, а в 1216 году над его могилой поставили церковь, названную его именем.

Святой Алексий особо почитался православной церковью и стал покровителем дальневосточного казачества. Вначале это было Забайкальское казачье войско, войсковой праздник которого приходился на 17 марта – день преподобного Алексия. В 1858 году из забайкальских казаков выделилось Амурское казачье войско, которое также почитало Алексия как своего покровителя.

Времена были неспокойные, и безопасность дальневосточных границ ложилась на плечи казачьих войск. В Китае вспыхнуло направленное против иностранцев Ихэтуаньское восстание, во время подавления которого российские войска заняли территории Маньчжурии. Проявили в этих военных действиях себя и казаки. Под влиянием этих событий Приамурский генерал-губернатор Николай Иванович Гродеков, который был ещё и командующим войсками Приамурского военного округа, пожертвовал на сооружение нового храма 10 тысяч рублей. Так началось строительство новой церкви в Хабаровске.

Стройка затянулась

К тому времени, как поступило пожертвование от Гродекова, комитет по постройке храма уже собрал 14 тысяч рублей и даже некоторые строительные материалы. И обратился к мирянам с предложением вносить посильные пожертвования на строительство храма.

Городская дума выделила под новый храм участок городской земли. Место для неё отвели на площади, находившейся в месте пересечения улиц Барановской (сейчас Ленина) и Корсаковской (Волочаевская). Так, храм должен был появиться на одной из возвышенностей города, чтобы горожане могли его хорошо видеть.

Однако пожертвования поступали слабо. И не удивительно: времена были не самые благоприятные. Вначале экономический кризис, затем Русско-японская война, за которой последовала первая русская революция.

Финансами население было не слишком обременено, поэтому к январю 1907 года на храм удалось собрать чуть более 28 тысяч рублей, а строительных материалов – на 2400 рублей. Но, несмотря на трудности, в апреле заготовка материалов стала вестись более активно: к месту строительства начали подвозить лес, песок, камень и другие материалы. А 3 июля 1907 года осуществили торжественную закладку храма. Работами по надзору за строительством безвозмездно взял на себя военный инженер Редько.

К сожалению, строительство храма шло столь же медленно, сколь и подготовка к нему. К июню 1910 года даже стены Алексеевской церкви не успели довести до основания сводов. Лишь к осени эта часть строительных работ была, наконец, завершена. После этого предстояло возвести железобетонные своды – новшество для Хабаровска. Их возведение шло два лета подряд. Предпринимались все возможности, чтобы к осени 1912 года закрыть храм сверху.

Недолгий век

К осени 1912 года основные работы все-таки завершились. Уже возвышались кирпичные стены и купола, успели даже крышу покрыть. Из-за нехватки средств неоконченными оставались лишь пять главок. Понимая невозможность собрать оставшуюся сумму своими силами, строительный комитет обратился в Синод с просьбой выдать субсидию. Обратились также за помощью к прихожанам.

Только летом 1914 года основные строительные работы смогли завершить. Купола были устроены, а стены отштукатурены. Также настлали временные деревянные полы и сделали временные, по причине невозможности провести паровое отопление, дровяные печи. Стоило всё это немногим более 15 тысяч рублей.

6 октября 1914 года храм освятили. Но долго она не простояла. Изменения, как и в отношении множества других культовых сооружений, произошли с приходом Советской власти. Вначале переименовали площадь, на которой стояла церковь – из Алексеевской в Волочаевскую, а позже – в Пожарную. В 1932 году дошла очередь и до церкви: сперва её закрыли по настоянию молодых безбожников, а затем и вовсе снесли.

Тайна места

Когда-то у историков в наличии была лишь одна фотография, по которой не так просто было представить облик Алексеевской церкви, так как на снимке она запечатлена издалека. Но уже тогда Николай Крадин предположил, что образцом для неё послужила Успенская церковь в Харбине, которая возведена русскими инженерами на Новом кладбище и освящена в 1908 году.

Возможно, это было сделано по совету Николая Гродекова, который несколько раз посещал в Харбине и, скорее всего, видел в нём все русские храмы. Фотографии, имеющиеся в широком доступе на сегодняшний день, вполне подтверждают предположение исследователя о сходстве двух этих церквей центричной композицией, деталями и стилистикой.

Внешний вид пятиглавого Алексеевского храма – не единственная его загадка. Не менее серьёзный вопрос – где он находился. Даже отбрасывая абсолютно беспочвенное предположение о площади Славы, вопрос остаётся открытым: кроме упоминания, что ей было отведено место посередине площади, более точных сведений нет.

Это породило гипотезу, высказанную другим известным хабаровским краеведом – Анатолием Михайловичем Жуковым, что церковь снесена не до конца, и её бывший вход превратился в трёхгранный ризалит здания бывшего управления войск ПВО Дальневосточного военного округа. Однако соглашаются с краеведом далеко не все. Противники его версии считают, что Алексеевская церковь не «вписывается» в пропорции нового здания и находилась на существенном отдалении от Корсаковской (Волочаевской) улицы. 

В каком бы месте бывшей Алексеевской площади не находилась Алексеевская церковь, она стала ещё одной утратой дореволюционного Хабаровска, воспоминания о которой хранят лишь старые фотографии.

Василий Кузьмин