Как успешно выйти на китайский рынок
Новые возможности выхода российских экспортеров на китайский рынок обсудили на V Дальневосточном форуме предпринимателей, проходившем в Хабаровске. Прицельно именно эту тему рассмотрели на сессии «From Russia to China: как вести бизнес с Китаем?», в которой участвовали представители власти, бизнеса Дальнего Востока и Китая, а также эксперты в сфере российско-китайского сотрудничества.
Здесь презентовали перспективные проекты, а также обсудили трудности, с которыми сталкиваются начинающие экспортеры при выходе на рынок Китая.
– Предприятия Хабаровского края и КНР продолжают наращивать двусторонний товарооборот. В 2022 году после двухлетнего перерыва из-за пандемии COVID-19 возобновил работу пункт пропуска Покровка-Жаохэ, активно наращивает обороты Хабаровский речной торговый порт, – сообщил Михаил Сергиенко, директор центра поддержки экспорта края. – По итогам прошлого года объем взаимной торговли вырос на 22% и приблизился к отметке в 1,7 млрд долларов. Доля Китая во внешней торговле края составила 40%!
Михаил Сергиенко также отметил, что за шесть месяцев этого года торговый оборот региона с КНР вырос еще на 27%: импорт – на 36,2%, экспорт – на 22,9%.
По данным центра, Хабаровский край поставляет в Китай мороженый лосось и минтай, крабов, соевые бобы, каменный уголь, нефть и нефтепродукты, сжиженный газ, пиломатериалы хвойных и лиственных пород, стальные полуфабрикаты, а также пиво, минеральную воду, кондитерские мучные изделия, косметические средства, бумагу и картон.
Более 1500 человек из 27 регионов России, а также Китая и Беларуси участвовали в V Дальневосточном форуме предпринимателей, который прошел в сентябре в Хабаровске. Ключевыми темами форума стали вопросы развития МСП на Дальнем Востоке, вовлечения МСП в экспортную деятельность и расширения сотрудничества с крупным бизнесом.
И хотя китайский рынок представляет хорошие перспективы для увеличения объемов экспорта краевых компаний, выход туда затруднен – высокой внутренней конкуренцией, языковыми, юридическими и логистическими барьерами. Так, председатель национальной ассоциации грузоперевозчиков Максим Кузёма отметил важность решения логистических проблем, связанных с малым количеством пунктов пропуска в Хабаровском крае, так как от решения этого вопроса напрямую зависит скорость и стоимость грузопотока между Россией и Китаем.
Участники круглого стола сошлись во мнении: для преодоления возникающих трудностей нужно наращивать частоту и глубину российско-китайского взаимодействия – путем проведения совместных мероприятий, выставок, форумов, организации бизнес-миссий и прочего вовлечения в обмен опытом.
– В связи с тем, что потребность в импортных товарах будет формировать внутренняя повестка развития экономики Китая, в ближайшее время резкого изменения конъюнктуры экспорта в КНР не следует ожидать. Однако необходимо «раскачивать» сегмент новых групп товаров! – отметил Максим Тарасов, первый секретарь представительства МИДа РФ в Хабаровске. – Для этого надо постоянно держать руку на пульсе потребительского спроса населения, а также законодательных изменений, которые могут влиять на рыночный спрос. К примеру, ограничение разработки торфа в провинциях КНР будет рождать спрос на продукцию из него, или запрет импорта японской рыбы в связи со сливом загрязненной воды с АЭС Фукусима может стать возможностью для российской продукции!
В свою очередь, представители китайского бизнеса обозначили наиболее перспективные ниши китайской экономики для коллег из России. Отдельное внимание иностранные спикеры уделили курсу на цифровизацию, развитие сферы инноваций, IT и электронной коммерции. Это направление, по словам представителя ООО «Русская товарная компания Люйян города Цзямусы» Минь Сяньбиня, позволит российским экспортерам легче выходить не только на северо-восточный регион, но и в целом на весь Китай.
В ходе сессии было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Центром поддержки экспорта Хабаровского края, отделением общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО и ООО «Русская товарная компания Люйян города Цзямусы». Завершилась сессия B2B-переговорами, где участники от России и КНР обменялись контактами, обсудили планы и форматы дальнейшего сотрудничества.
А еще в рамках V Дальневосточного форума предпринимателей в краевой столице впервые прошел студенческий турнир по международным переговорам. Соревновались здесь команды трех российских и трех китайских вузов.
Каждая из шести команд провела три раунда переговоров со своими оппонентами по круговой системе. Оценивало работу молодых переговорщиков жюри, сформированное из представителей российских и китайских компаний – действующих экспортеров, представителей группы Российского экспортного центра и профильных органов власти Хабаровского края. В итоге лучшие результаты показали команда Пекинского университета иностранных языков и сборная вузов Хабаровского края.
– Очень знаково, что в первом по-настоящему международном турнире «Школы экспорта РЭЦ» участвуют наши друзья из КНР, – считает Вероника Никишина, гендиректор Российского экспортного центра. – Торговля России с Китаем действительно выходит на новые рубежи. Китай уже второе десятилетие является нашим главным внешнеторговым партнером. Перед нами стоят задачи по увеличению торгового оборота, и мы над этим работаем. Наш турнир, уверена, можно назвать еще одним мостиком межкультурных коммуникаций, который позволит лучше друг друга понять, научиться говорить на одном языке!
– Участники нашего турнира – будущие специалисты в сфере ВЭД, поэтому турнир станет для ребят отличной возможностью попробовать свои навыки в ведении деловых переговоров со своими сверстниками, представителями другой культуры и ментальности. Это ценнейший опыт и хороший задел на дальнейшее развитие карьеры, – подтверждает Алисия Никитина, гендиректор Школы экспорта РЭЦ.
Помимо международного студенческого турнира, для номинантов окружного этапа конкурса «Экспортер года», а также для заинтересованных предпринимателей Хабаровского края Школа экспорта РЭЦ провела мастер-класс «Особенности финансового планирования при экспорте», который был направлен на повышение финансовой грамотности экспортеров. Участники совместно со спикером разобрали практические кейсы, посвященные анализу финансовых рисков при экспорте, оценили целесообразность осуществления экспортной поставки в предложенных в кейсе условиях.
Олег Потапов