Рубрика: Органы власти

Третье поколение лидеров КНДР на колесах

Хабаровск присоединился к историко-туристическому проекту «Императорский маршрут», радостно сообщили на днях поклонники династии Романовых, которые хотят через путешествия от Калининграда до ДВ приобщать молодежь к славной истории страны. Между тем, на наш взгляд, этим уже вполне успешно занимается третье поколение семьи Кимов, чьи бронепоезда успешно бороздят наш Транссиб уже не первое десятилетие. 

Причем, самый свежий, сентябрьский шестидневный визит по Дальнему Востоку РФ был поистине в центре внимания всего мира. «Дуэт ужаса», «Дьявольский пакт против Запада», «Лучшие злодеи», «Мир затаил дыхание», «Ось зла возрождается?» – эти и другие броские заголовки мировых СМИ не без странной гордости в эти дни напропалую цитировали телепропагандисты. И тут же со столь же странной гордостью вещали: «Политика изоляции и санкций не работает. Изгоев больше нет!» 

Между тем, если припомнить, это не первая встреча северокорейского и российского лидеров. И скажем, апрельский визит 2019 года великого лидера Ким Чен Ына во Владивосток мало кто сегодня вспомнит. Что же поменялось за эти годы?

Не впервой

Тут стоит обратить внимание на малозначащую, казалось бы, деталь нынешнего визита. Так, хабаровский губернатор разметил в своем телеграм-канале три фото и сообщил, что он «показал глубокоуважаемому товарищу Ким Чен Ыну спецвыпуск журнала «Корея» за 1984 год. Журнал посвящен визиту великого вождя товарища Ким Ир Сена в СССР, есть в нем и фотолетопись посещения Хабаровского края». 

Тут поклонники рокера Егора Летова, конечно, с нервной усмешкой вспомнят его главный хит «Все идет по плану», где как раз фигурирует искомый журнал – как знак тождества двух тогда еще социалистических режимов. Ныне, правда, мы в РФ уже строим не коммунизм и не «либеральный капитализм», а видимо, некий «многополярный мир». Хотя это не точно, дискуссии продолжаются.

Однако дегтяревский отсыл к прошлым визитам лидеров КНДР симптоматичен. И тут опять же стоит напомнить, что, согласно данным ТАСС, тов. Ким Ир Сен посещал СССР чаще всех других стран – за 36 лет правления аж 14 визитов (1949, 1950, 1953, 1956, 1957, 1959, 1961, 1966, 1968, 1984, 1988 гг.). И многие из них он совершил на своих легендарных бронепоездах (говорят, их было шесть!), сочетающих невиданную секретность и овеянную мифами роскошь, которую лидер какой-нибудь загнивающей западной демократии себе позволить не может. Такой тяжелый состав, дескать, не мог разогнаться выше 60 км/ч, а еще ехал между двумя другими поездами. Первый проверял магистраль, а последний вез свиту и охрану вождя. 

«Какая же все-таки кондовая советская стилистика. Буквально, как на машине времени покатались!» – таков был общий негодующий диагноз либеральных СМИ. 

Некоторые корееведы утверждают, что самый первый «спецвагон» товарищу Киму подарил сам Сталин, который, опасаясь за свою безопасность, тоже предпочитал самолетам поезда. При это в ходе всех этих корейских броневизитов с особым трепетом Ким Ир Сена ждали именно в Хабаровске, а также в селе Вятском, где в годы Второй мировой базировался партизанский отряд товарища Кима. И где, как не раз рассказывала наша газета, в 1942 году, согласно ряду свидетельств, и родился еще один корейский вождь – товарищ Ким Чен Ир. 

И как утверждают некоторые жители села, однажды, еще при Брежневе, Ким Ир Сен все же наведался к ним в гости. Правда, документальных свидетельств такого факта нет. К слову, меньше всего публика знает о встрече генсека КПСС с главой КНДР в 1968 году, когда скатывавшиеся в опасную склоку СССР и КНР пытались склонить на свою сторону общего корейского союзника. Однако, думается, и в ходе той секретной встречи и разных политических интриг Ким Ир Сене меньше всего думал о визите в глухое хабаровское село. 

При этом любопытно, что первый великий Ким даже в годы небывалой трансформации советского режима встречался с Михаилом Горбачевым. И ничего, как сообщают историки, «отец перестройки и нового мышления» здесь почему-то сохранил верность советским традициям и оказал требуемую «военно-техническую помощь» архаичному режиму. 

Хотя, к слову, с первым президентом демократической России товарищ Ким Ир Сен тоже был знаком, в 1984-м первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин водил вождя в местный театр оперетты. Ну а тов. Ким Ир Сен в постсоветской России уже не гостил, умер в 1994-м. 

Потряс Транссиб

Зато поистине потряс россиян первый официальный визит в страну его сына Ким Чен Ира, прибывшего, по традиции, летом 2001 года к нам на одном из своих бронепоездов. 24 дня пока новый корейский вождь ехал от Владивостока до Москвы и Питера, Транссиб трясло, вокзалы перекрывали, поезда опаздывали, пассажиры массово подавали иски к РЖД. Казалось, в России наступили новые времена, подданных из «Императорского маршрута» или безропотных совграждан уже нет, да и у власти был триумфально избранный молодой Путин, приверженец западной стилистики управления. 

«Какая же все-таки кондовая советская стилистика. Буквально, как на машине времени покатались!» – таков был общий негодующий диагноз либеральных СМИ. Каемся, наша газета тоже накапала своих капель дегтя в общую бочку эпохального меда. Сначала, наблюдая за секретным, скрытным, ночным продвижением бронепоезда по Траннсибу, мы внесли свою лепту в общие конспирологические настроения статьей «Двойник вождя едет в литерном бронепоезде?». А затем через почти три недели наблюдая обратный путь и паралич, охвативший краевую столицу 17 августа, откликнулись заметкой «Любимый руководитель в Хабаровске. Наши власти излишне прогибают спину, унижая этим горожан». 

В тот день, помимо стандартной официальной программы, запомнился визитом Ким Чен Ира в Центральный универмаг, где вождь тщательно изучал одежду и обувь, но так ничего и не купил. К слову, тот визит, по большому счету, кроме пассажиров РЖД мало кто в мире запомнил – ни легендарных решений, ни документов, меняющих судьбы мира. 

Тоска почета

Хотя на местные власти, несомненно, оказал пролонгированное влияние. Спустя 13 лет, зимой 2014-го краевые чиновники зачем-то срочно установили памятную доску, прямо возле Утеса, мол, здесь был сам товарищ Ким. А осенью 2020-го, уже в пандемию, зачем-то устроили опрос граждан, по итогам которого под фанфары и речи спикера крайдумы Зикуновой перенесли и укрепили доску на памятном камне уже ближе к «ракушке». Чем, видимо, сподвигли своих приморских коллег в 2021 году, к 20-летию броневизита, установить схожую доску на здание вокзала Владивостока. 

Еще одно последствие того давнего визита. В 2016-м в пятой гимназии открыли класс российско-корейской дружбы, правда. почему-то юным хабаровчанам предлагалось дружить только с товарищами из КНДР. Южная Корея своих поездов к нам не присылает, поэтому ее влияние на наших руководителей не столь велико? 

При этом ровно через в год в августе 2002 года товарищ Ким Чен Ир вновь проехался по Транссибу, однако работа над ошибками была проделана. Сецсостав другим маршрутам на магистрали уже особо не досаждал, сам визит ограничился Дальним Востоком. На ту поездку наша газета, помнится, откликнулась заметкой «Три тайны визита Ким Чена Ира», где мы гадали: почему любимый вождь вновь не поехал в село Вятское, почему с ним не встретился губернатор Ишаев, а также почему Путин не захотел в ходе этого визита встречаться с Ишаевым? 

Ну, а третий, последний визит второго представителя династии Ким в РФ страна и вовсе не заметила. Было горячее лето 2011-го, надвигались эпохальные выборы президента и бурные протесты по поводу «украденных выборов». А в Хабаровске тот период, наверное, более памятен визитом предвыборного вагона с г-ном Жириновским, который на Центральном рынке раздавал деньги сотням представителей электората. 

Самолеты и корвет, морж и балет 

Третий представитель династии пришел к власти в конце 2011 года, а первая встреча с Путиным у Ким Чен Ына произошла в апреле 2019-го. Однако его бронепоезд дошел лишь до Владивостока, так что возможных нежелательных ассоциаций с первым визитом его отца удалось избежать. Опять же напомним, та беседа двух вождей в мировой истории, по большому счету, не осталась: ни договоров, ни даже программных совместных заявлений. С чего же сейчас такой ажиотаж? 

12 сентября 41-летний лидер КНДР прибыл в Приморье, затем на бронепоезде направился в Амурскую область, где вместе с 70-летним президентом РФ Владимиром Путиным осмотрел космодром «Восточный» и ракету «Ангару». Там лидеры провели переговоры – сначала с участием делегаций, а затем один на один, где обсуждали «региональную безопасность и ситуацию в мире». 15 сентября Ким Чен Ын посетил резко похорошевший после субботника Комсомольск-на-Амуре, где побывал на авиазаводе.

В субботу северокорейский лидер прибыл в Приморье, где ему снова показали военные и гражданские самолеты. Также он побывал на фрегате «Маршал Шапошников». Вечером вождь посетил балет «Спящая красавица» на Приморской сцене Мариинки. В воскресенье 17 сентября он осмотрел ДВФУ на острове Русский. Губернатор Приморья Олег Кожемяко одарил гостя дронами и бронежилетом. Еще Ким Чен Ын посетил океанариум, где показали представление с участием моржа Миши. И вечером 17 сентября бронепоезд лидера убыл из Владивостока.

Меж тем, вопреки всем туманным заявлениям о дружбе и многополярности, «заграничные партнеры» подозревают, что визит одиозного вождя из страны-изгоя в соседнюю страну, явно не ограничивался озвученным набором тем, а в первую очередь касался «военно-технического сотрудничества». Что в эпоху идущей полтора года СВО приобретает чрезвычайно важное значение. 

Так это или иначе, мы, видимо, скоро узнаем. Однако грустно, что впервые двух столь разных руководителей двух, казалось бы, столь разных стран теперь многие ставят на один уровень. Многие оппозиционные злопыхатели тут же припомнили аналогичный спецпоезд Путина – «то ли за миллиард, то ли аж за шесть». И который якобы появился то ли еще в 2004-м, то ли уже в 2014 году. Впрочем, спецпоезд президента РФ, давно не секретный, о нем в ноябре 2019-го написала большой материал сама «Комсомольская правда». Тогда, к слову, журналисты «КП» не смогли припомнить других похожих мировых примеров, кроме как бронепоезда товарищей Кимов. 

Однако, что нам теперь больше и обсуждать нечего, кроме того, насколько стали похожи за минувшие 20 лет наши соседские страны? Мы же ведь двигаемся верным путем, товарищи? 

Сергей Вершинин