Рубрика: Жизнь и семья

Как приучить к сельскому труду особенных детей

Учебный год, как и везде, стартовал в хабаровской школе-интернате № 3. Инструктор по труду Олег Юрьевич Федорович показывает мне отремонтированное крыло второго этажа. Впрочем, новые классы есть много где, а здесь особенные ребята трудятся на «учебном ДВ-гектаре», выращивают овощи и цыплят, вопреки диагнозу, добиваются своим трудом результата и есть уже те, кто так зарабатывает себе на жизнь! 

Сам преподаватель был в предвкушении нового витка своей педагогической деятельности – так много приложено сил, чтобы оказаться именно в этой точке. Удивительно, как потомственный железнодорожник выбирает деятельность, связанную с особенными детьми и фермерским хозяйством. Но всему есть объяснение – по словам Олега Юрьевича, все начинается в детстве.

Вершки и корешки 

Родился Федорович в Чите. Образование получил разное: инженер-строитель, воспитатель детей дошкольного возраста, менеджер образовательных систем, а также олигофренопедагог и тьютор! Все эти профессии нужно было освоить, чтобы заниматься любимым делом – педагогикой.

Оказывается, еще в 13 лет Олег не только учился, но и сам учил – вел стрелковый кружок в школе. Туда ходили дети из неблагополучных семей, чьи родители «злоупотребляли». А еще, будучи активистом, дошел до поста первого секретаря райкома комсомола, времена-то советские были.

«Чем ребенок может быть полезен обществу? Мы находим ответ – через труд. Ребенок со своей, как бы нам казалось, когнитивной особенностью или «отсталостью» сажает семена с надеждой, что каждое семечко даст зеленый росток. Они видят это волшебство и понимают – вот он, результат!» 

Поступив в хабаровский железнодорожный институт, тоже создал комсомольский отряд дружинников. Искали они тогда беспризорников, доставали ребят с чердаков и подвалов, отправляли в школу, работали с родителями. Весь ужас «завокзальной» жизни происходил на его глазах. Чтобы показать своим подопечным другую, трудовую жизнь, Олег в университетские стройотряды брал подростков, конечно, старше 14.

После вуза два месяца поработал командиром сельхозотряда. И сельский труд его тоже захватил. А затем Федорович по распределению попал на железнодорожную ветку, рядом с которой был Соболевский совхоз. И это ему тоже очень пригодится, ведь сейчас Олег Юрьевич – предприниматель, глава крестьянского фермерского хозяйства «Федоровка». Это несколько участков не только в одноименном селе Федоровка. Но главное – благодаря бизнесу Олег Федорович может по-своему работать с детьми, намеренно отказываясь идти по проторенной многими грантовой дороге.

Битва за приёмные семьи 

Когда Федорович понял, что не хочет всю жизнь трудиться на «железке», а хочет работать с детьми, то ушел в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Его возглавлял Владимир Никулин, который тоже по натуре был экспериментатором. Совместно с ним Олег Федорович реализовал пилотный проект, связанный с семейной воспитательной группой. Через нее прошли 23 трудных ребенка, которые из родной проблемной семьи попадали не сразу в интернатскую систему, а в замещающую семью.

А в 1996 году Олег Юрьевич создал молодежную организацию инвалидов, под эгидой которой открыл лагерь «Ориентир». Уже там дети начали получать важный сельхозопыт под началом неутомимого воспитателя. Ребята чувствовали себя нужными и значимыми, у них появлялся стимул развиваться.

А их воспитателю почти шесть лет пришлось биться за то, чтобы в официальных документах появилась единая трактовка определения «приемная семья». И в 2002-м вышло распоряжение о создании и финансировании первой приемной семьи в Хабаровске. Сейчас у Олега Юрьевича условно уже насчитывается 13 «приемных внуков» еще с того времени.

Учим по понятиям? 

Потом, чтобы лучше понимать особенных людей, Олег Федорович год проработал воспитателем в психоневрологическом интернате в Березовке. Там он совместно с коллегами создал программу по вхождению детей с психосоматическими нарушениями в сохранную деятельность. Цель программы – добиться, чтобы у человека «сохранялось единство внутренней психологической картины и внешней производственной необходимости».

И, по словам педагога, не только в березовском ПНИ, но и в школе-интернате № 4, где затем Олег Юрьевич работал два года воспитателем, эту систему удалось вживить, развить, и она заработала в полной мере. Тем временем Федорович успел побывать в Японии и США, где получил передовые знания о работе с особенными детьми. 

Говоря об основе, которую закладывает в работу с детьми Олег Федорович, он выделяет два понятия. Первое. Восприятие – это не просто восприятие категорий любви, ненависти, доброты, злости и так далее, а восприятие ребенком мира как места, где он может и хочет быть полезным. И даже понимает, как именно он будет действовать, чтобы приносить пользу обществу.

И второе – «сквозная образовательная траектория». Это когда нескольких лет ребенок, например, изучает биологию, с каждым годом усложняясь, а в 14 лет от теории он переходит к практике. Доказывать работоспособность этих понятий Олег Юрьевич пошел в школу-интернат № 3.

Трудовой гектар

Благо, три года назад его позвала директор школы Наталья Васильева. Сначала новый сотрудник поработал воспитателем, потом стал инструктором по труду. Не учителем технологии, а сотрудником дополнительного образования – внеурочной деятельности ребят.

По его словам, совместно с сильной педагогической и управленческой командой получилось создать необходимую формацию, где казенное учреждение дает академическую базу с практикой в виде теплицы под окном и проектом «Доброшкола».

При этом общественная организация Федоровича – АНО соцобслуживания инвалидов «Центр профориентационной абилитации «Агро-парк» – предоставляет экспериментальную площадку педагогического характера.

Эта площадка стала в итоге официально утвержденной в школе-интернате программой с любопытным названием «Учебный ДВ-гектар». Итак, в селе Федоровка Хабаровского района есть 13 га, где расположены цех по переработке, производственные площадки и даже озеро. На своем авто Олег Юрьевич отвозит туда до четырех воспитанников (всего в программе участвуют 

21 человек) и учит их возделывать землю, ухаживать за цветами и посадками, а также присматривать за цыплятами.

– Нужно им показать, что они нужны, снять тревожность из-за выхода из школы-интерната, дать понятие финансовой грамотности: сколько выросло, сколько продали, сколько мне, сколько вам, сколько на семена? При необходимости выезжаем вместе за покупками, – объясняет педагог.

– Вот вам пример. Нужно взять масляную краску для покраски лестницы в инкубатории с цыплятами. Я люблю зеленый цвет, но ребята решили в голубенькое покрасить. Однако этой краской обычно красят окна, а у нас же птички – тогда давайте, говорю, желтенькое? Нет, голубое! Потому что ассоциируется с облаками, а птицы и так желтые. И этот диалог, их аргументы меня убедили. Хорошо, говорю: принято, берите карту, идите к электронной кассе. Чтобы они сами умели все делать. И это уже результат! – рассказывает Олег Юрьевиче о своем педагогическом эксперименте.

Ну а мы в этот день побывали в большой теплице во дворе школы-интерната № 3, где уже краснели помидоры, зеленели огурцы, колосится кукуруза. И все это сделано руками детей! Есть и еще один важный результат. Парень с аутизмом пошел работать по той специальности, которую для него открыл Олег Юрьевич: он окончил хабаровский промышленно-экономический техникум, а преддипломную практику проходил как раз в Федоровке.

До Марса недалеко

– Вот есть такой термин – «необучаемый». Да, ребенок не воспринимает буквы, ему сложно ориентироваться в цифрах, но он усидчивый. И если ему заложить узкий алгоритм работы, а у нас пять направлений – овощеводство, животноводство, переработка сельхозпродукции, агротуризм и клининговые услуги – то он захочет быть нужным, – считает мой собеседник.

– Чем ребенок может быть полезен обществу? Мы находим ответ – через труд. Ребенок со своей, как бы нам казалось, когнитивной особенностью или «отсталостью» сажает семена с надеждой, что каждое семечко даст зеленый росток. Они видят это волшебство и понимают – вот он, результат! – убежденно говорит Олег Юрьевич.

А самое популярное направление у детей, занимающихся под его руководством, – это переработка сельхозпродукции, потому что «заодно можно и покушать», улыбается педагог. Часть урожая перерабатывается, а часть съедается – детям ведь очень хочется попробовать, что они вырастили?

В рамках «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» поставлена задача по обеспечению соцзащиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства. Для решения этой задачи, в частности, предусмотрено проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в предоставлении услуг в сфере соцзащиты, здравоохранения, образования, занятости. Также предусмотрено обеспечение равного доступа таких детей к качественному образованию всех уровней, в том числе инклюзивному образованию.

Очень популярно и птицеводство: с цыплятами можно играть. К слову, следующая программа, которую планируется запустить на территории школы-интерната, называется «Орнито-агро», она как раз связана с птицеводством.

…О будущем Олег Юрьевич Федорович рассуждает философски:

– Мы в мыслях готовимся к полету на Марс! Там воду нашли, скоро найдут жизнь. И в третьей будущей жизни я буду уже на Марсе и буду готов с детьми выращивать там овощи.

Елена Барабанова