73 ступени, 11 скамеек и другие новинки улицы Тургенева
Ремонт многострадальной «тургеневской лестницы», похоже, все же близок к концу. Обновленную конструкцию за 35 миллионов рублей, которая соединяет одноименную улицу с Амурским бульваром, в середине августа даже презентовали горожанам. Мы тоже поспешили взбежать и спуститься по ступенькам, присели, огляделись по сторонам и удивились. Видимо, долгожданный объект все-таки еще не совсем готов?
Прежде всего – о хорошем. Лестница на бульваре все-таки появилась. Настоящая. Это уже не нечто среднее между временными сходнями и замусоренной, поросшей травой горной тропой. Во-первых, по ней можно комфортно ходить, в том числе и в вечернее время – теперь здесь будет хорошее освещение. По словам строителей, спецсмесь из бетона покрывает все 73 ступеньки, расположенные под углом в 35 градусов. Еще тут пожилым и просто уставшим гражданам можно отдыхать во время штурма или спуска: на шести разных уровнях установлены широкие скамьи. В-третьих, этот благоустроенный и озелененный объект не лишен некоего дизайнерского шика: его уже не стыдно показать заезжему гостю и даже можно самому или с компанией сделать красивые фоточки на память.
Лепота, впору врубать торжественный марш! Стоп, тогда почему здесь красную ленточку под фанфары пока не перерезал сам градоначальник? Или это событие еще грядет?
Такая неясность, возможно, возникла потому, что здесь хватает и минусов. Причем таких, что, на наш взгляд, об окончательной сдаче объекта все же говорить рано. Да, понятно, что заказчики и строители торопились, ведь выборы мэра на носу. Но ведь выборы пройдут, а нам тут жить и ходить дальше. И хотелось бы, чтобы это было безопасно и удобно.
Долгая история
Прежде всего, напомним, что своей реконструкции лестница, сооруженная, кажется, еще в бурную эпоху Хрущева, ждала очень-очень долго. Разговоры шли не один год. Однако в 2016-м из-за аварийного состояния позорный объект в центре краевой столицы, под боком у «Интуриста», просто закрыли. Впрочем, оставили пешеходам небольшую полоску для спуска и подъема. Причем мэр Александр Соколов года за три до этого даже, помнится, громко заявлял, что хорошо бы эти ступеньки убрать вообще, а на их месте сделать сквозной проезд для машин.
Ну, вы, возможно, помните ту замечательную эпоху, когда о джипах и их владельцах заботились, а для пешеходов тоже заботливо понаставили железные барьеры на перекрестках, да посокращали светофорное время переходов! Ну и под разговоры о развитии экологичного общественного транспорта повыкорчевывали ряд трамвайных и автобусных маршрутов...
Зимой в мэрии публично оценили стоимость работ по обновлению «тургеневской» лестницы в 35 млн рублей. Сдать объект планировали в июле. Однако что-то опять пошло не так.
Впрочем, мы отвлеклись, извините. Здесь стоит также напомнить, что тот пробный мэрский шар отскочил тогда от возмущенных горожан, которые выступили против такого, казалось бы, сносного решения. А еще говорят, на такой снос и создание проезда у мэрии тоже просто не было денег. И все осталось, как было...
Голос граждан
Зато, как раз летом 2016-го молодые активисты из Центра прикладной урбанистики нежданно бросили клич в соцсетях, скинулись всем миром на краски, кисточки и валики. Всего за пару месяцев, потратив лишь 10 тысяч рублей, все желающие превратили опасный спуск в живописный арт-объект. Его разрисовали рыбами и птицами «в стиле Павлишина» с элементами модного стимпанка. А на двух бетонных тумбах наверху оставили недвусмысленное послание на русском и английском языках. В послании, в частности, говорилось: «...У нас не было денег на ремонт ступенек, но нашлось на то, чтобы привести в порядок хотя бы перила... Мы – обычные жители Хабаровска. Мы просто любим свой город и мечтаем о том, чтобы он стал удобным и интересным...».
Чиновники не рискнули закрасить этот искусный троллинг. И вообще, ни край, ни город долго ни на что не решались: заброшенная конструкция находилась на неразграниченной территории, а брать на содержание затратный объект никто добровольно не желал. Лишь в 2018 году, на закате соколовско-шпортовской эры, свершилось надзорное чудо: после вмешательства краевой прокуратуры спорный спуск был поставлен на баланс мэрии.
Проектные сложности
В итоге соколовским наследникам пришлось разгребать давние городские проблемы. Проект обновления лестницы появился в 2019 году. К слову, разработать внешний вид будущей достопримечательности в мэрии поручили студентам ТОГУ. Из 18 эскизов выбрали, по мнению власти, самый подходящий. Впрочем, в него тоже по ходу дела пришлось вносить изменения.
После долгой паузы тендер объявили в 2021-м, а в прошлом году администрация заключила муниципальный контракт на проведение проектно-изыскательских работ с ООО «ИНТЭКС». Проект отправился на госэкспертизу, но с первого раза ее не прошел!
– С учетом замечаний экспертов проектные решения были полностью переработаны,
– объяснял тогда прессе Михаил Бородай, и.о. директора МКУ «Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту». – Сначала предполагалось сделать лестницу зигзагообразной, но это затрудняло бы передвижение по ней маломобильных групп населения. Поэтому изменили концепцию: лестница будет прямой, после каждых 15 ступенек будет площадка для отдыха. Для слабовидящих граждан сделают тактильные противоскользящие полосы, опорные поручни.
Пандус в новом проекте не предусмотрен, вместо него появился электрический подъемник. По замыслу авторов, мамы с колясками и инвалиды-колясочники пользоваться им смогут, но не сами! В пятиминутной доступности от лестницы планировалось оборудовать пункт обслуживания, где будет дежурить специалист. По звонку он якобы будет подъезжать и перемещать ожидающих его тут маломобильных граждан наверх или вниз. На что уйдет еще от двух до четырех минут – в зависимости от веса пассажира и его желания ждать расторопного дежурного.
Существенные поправки в проекте коснулись и системы ливневой канализации. Тут у сведущих людей сразу в памяти возникает столь же нелегкая судьба краевой лестницы, которая ведет с улицы Шевченко в парковую зону стадиона имени Ленина. В 2018 году развалюху решили снести и отстроить заново. Та красота, между прочим, обошлась налогоплательщикам в 20 млн рублей. Но в 2019-м, не прошло и двух месяцев с момента торжественного открытия «шевченковской» лестницы, как с первыми же июльскими проливными дождями подстилающий слой из гравия и песка съехал вниз!
Ремонт практически пришлось делать заново. И тоже за солидные деньги, только новый проект реконструкции потянул почти на миллион. Лишь летом 2020-го лестница в парк вновь стала доступна горожанам, правда, через пару лет ее вновь закрывали для продолжения реконструкции.
Забурились
Новая сумма всей этой красоты для краевого бюджета, к слову, не озвучивалась. А ведь у мэрии финансовые ресурсы гораздо меньше, так что к ливневкам объекта на улице Тургенева, по словам чиновников, подошли серьезно.
– Во-первых, объем воды здесь солидный, дождевые потоки собираются с площади «Города воинской славы», с Комсомольской площади, с Муравьёва-Амурского, и все это стекает по улице Тургенева на Амурский бульвар. Мы врезаемся в существующую ливневую канализацию, новую не строим, но установим увеличенные лотки для водосбора, а диаметр трубы ливневой канализации у подножия лестницы тоже увеличим в два раза, – пояснял Михаил Бородай.
Чтобы получить одобрение проекта в госэкпертизе, пришлось обследовать склон и провести дополнительные инженерно-геологические изыскания. Проще говоря, специалисты пробурили грунт на глубину почти в 30 метров, чтобы понять, на каком фундаменте делать лестницу, чтобы она не сползла на бульвар. За дополнительными сведениями о геологическом строении грунта даже обращались в архив.
– Устойчивость склона вызвала вопросы экспертов, – напомнил Бородай. – Провели три разных расчета устойчивости, изыскания показали, что здесь идет суглинок, потом песок. В общем, будем делать ленточный фундамент на сваях, чтобы все было надежно. Плитку использовать не планируем, будет облицовочный бетон, он шлифуется, наносятся декоративные узоры, потом обрабатывается от грибка спецсоставом.
Кто виноват
Лишь прошлой осенью подрядчик наконец зашел на объект и начал демонтаж многострадальной лестницы. Так окончательно погибли уникальные граффити и воззвание хабаровских активистов: впрочем, затеянный ремонт и был их целью.
Ну а нынешней весной с наступлением тепла закипели работы по бетонированию. Сообщалось, что новая лестница будет шириной примерно 11 метров и длиной 35, а на ее изготовление понадобится не меньше ста кубометров бетона. А зимой в мэрии публично оценили стоимость всех работ в 35 миллионов рублей. Сдать судьбоносный объект планировали в июле. Однако что-то опять пошло не так.
В рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» к 2025 году поставлена цель повысить индекс качества городской среды на 30%, сократить количество городов с неблагоприятной средой в два раза. Также планируется создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, участвующих в этом. Для контроля реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Общественная палата России создала «горячую линию». Звоните по телефону: 8800-737-7766 или оставьте сообщение на сайте ОПР.
14 июня грянула образцово-показательная кадровая сенсация. Прямо во время объезда по стройобъектам, находясь у лестницы, перед камерами, действующий мэр Сергей Кравчук объявил: один из «старожилов» мэрии Сергей Сергейчук, который работал в городском департаменте архитектуры с 1998-го, а возглавлял его с 2011 года, больше им (департаментом) руководить не будет.
«К нему накопилось много вопросов по реализации городских проектов. По Тургеневской лестнице также были нарекания, в том числе и со стороны жителей Хабаровска», – заявил по поводу отставки Сергейчука градоначальник. А через неделю новым заммэра и директором департамента стал экс-глава краевого Минстроя Олег Сутурин, ушедший с прежнего высокого поста в марте. Именно Олег Сутурин презентовал и разъяснял прессе в августе особенности важного объекта. Хотя ожидалось, что это будет сам мэр.
Критика дилетантов
Итак, помимо широких лавочек тут есть клумбы. Мы побывали на объекте после дождя и заметили, что в вазонах стояла вода, видимо, здесь недостаточно дренажных отверстий? Если это так, то растениям, особенно суккулентам, которые здесь уже высажены, трудно будет выжить в таких условиях.
По бокам лестницы и, правда, видны ливневки. А также по обеим сторонам конструкции установили подпорную стенку из «габионов» – контейнеров из оцинкованной металлической сетки различной формы, заполненных камнями. Смотрится непривычно, но эффектно. Откосы уже засеяли травой, а осенью с двух сторон от лестницы обещают высадить деревья. Пока же вся лестница, как на ладони – тени нет, а хабаровское солнце летом жарит немилосердно. И опять же деревья растут годами...
По всей длине конструкции стоят осветительные столбы, на них же расположили видеокамеры. И хотя пандуса нет, с одного края конструкции все же сделаны специальные дорожки – как оказалось, они «для спуска и подъема багажа на колесах». Странное, половинчатое, на наш взгляд, решение. Хотя дачники с их тележками и туристы тут пройдут, а вот детская коляска – нет.
Впрочем, для маломобильных граждан, как и обещали, соорудили спецподъемник. Но пока он не работает, да и к дальнейшей эксплуатации у нас опять возникло много вопросов. Сколько будет стоить работа дежурного оператора этого подъемника? Как механизм справится с нашими погодными условиями – дождь, снег? Опять же вандализм исключать не стоит. Как показывает опыт, к примеру, схожего подъемника у надземного перехода у остановки «Юбилейная», те, для кого предназначалась конструкция, в итоге им почти не пользовались, а дорогостоящий механизм, в конце концов, демонтировали.
У первых пользователей тургеневской лестницы также возник ряд вопросов к дорожной безопасности объекта. Ряд горожан припомнили, как в 90-е годы в темное время троллейбус проскочил сюда и скатился вниз по лестнице! Для исключения подобных ДТП здесь тогда сделали спецплощадку. Другие хабаровчане вспомнили, что в 2008 году уже снизу в лестницу въехал ночной «стритрейсер». Там тоже пришлось придумывать защиту. Сейчас наверху есть пять ограждающих столбиков и бетонная скамейка-клумба, которая перекрывает меньше половины лестничной площадки. А на бульваре мы и такой защиты от дурака не увидели.
Правда, Олег Сутурин сообщил, что со стороны улицы Тургенева дорожники нанесут на сигнальные столбы отражающие ленты. Также в мэрии обдумывают вопрос установки «лежачего полицейского» на несколько десятков метров выше лестницы, дополнительных знаков и разметки на дороге...
В любом случае остается надежда, что и после выборов замечания горожан в мэрии учтут и ликвидируют недостатки. Хотя многое, как всегда, упирается в деньги – откуда они сейчас возьмутся на этот объект в городской казне?
Сергей Вершинин, Виктория Андреева