Рубрика: Город

Что довелось пережить особняку Пахоруковых

Одна из особенностей Хабаровска – это каменные дореволюционные особняки, преимущественно двухэтажные, хотя встречаются и более скромные одноэтажные. Эклектичные и модерновые, с элементами готики и других стилей – все они признанные памятники архитектуры и до сих пор являются украшениями краевой столицы.

Многие оказались в пределах городского центра, это гарантировало если не должный, то хотя бы минимальный уход. Они всегда на виду, хотя, возможно, не все обращают на них внимание, знают об их уже более чем столетнем существовании и их достаточно известных владельцах. Ведь все мы понимаем, что построить для себя каменный дом мог далеко не каждый, а значит, всё это были состоятельные горожане, занимавшие видное место в общественной жизни города.

Например, Павел Пахоруков, владелец одного из красивейших хабаровских особняков, который и по сию пору находится по улице Волочаевская, 159.

Семья активистов

Павел Феофанович Пахоруков много лет работал в Хабаровске городским нотариусом. Вначале он арендовал помещение для своей конторы, но после 1905 года принимал клиентов уже в собственном особняке по улице Корсаковской (сейчас Волочаевская).

Его супруга, Эмилия Пахорукова, была известна в городе не менее своего мужа. Она занималась благотворительностью – стала блюстительницей 6-го городского приходского училища. Эмилия Яковлевна подарила подопечному училищу многотомное издание «Русская энциклопедия», а на пожертвованные ею средства в 1913 году купили книги, пианино и учебные пособия.

Супруга нотариуса устраивала новогодние вечера для детей, помогала денежными пожертвованиями бедным ученикам, которые на эти средства могли покупать одежду и обувь. А еще благодаря Пахоруковой все ученики получали ежедневно бесплатный чай, который также оплачивался из ее средств.

Павел Феофанович тоже не был чужд общественной деятельности. В 1910 году он избирался гласным городской думы, стал почетным попечителем того же приходского училища. Также он был одним из директоров Хабаровского отделения «Приморского областного комитета Попечительного о тюрьмах общества» и состоял членом совета Хабаровского общества взаимного кредита.

Хозяин и творец

Участок, на котором появился красивый особняк Пахоруковых, первоначально имел другого владельца. С 1897 года он принадлежал Иннокентию Еремееву. Уроженец Киевской губернии, Еремеев окончил Александровское военное училище в Москве, после чего служил в Иркутске, а с 1896 года – в Приамурском военном округе.

Иннокентий Иванович дослужился до звания полковника и вышел в отставку. В отставке Еремеев занимался предпринимательством, а с 1906-го по 1914 год занимал пост городского головы. В Хабаровске продолжал жить до Февральской революции 1917 года, после чего уехал во Владивосток. А вот земельного участка он лишился раньше. Еще в ноябре 1905-го продал свой участок, на котором к этому времени успел возвести одноэтажный деревянный дом с хозяйственными постройками, Павлу Пахорукову.

Масштабным строительством на участке Пахоруков занялся не сразу. Только к 1912 году здесь появился один из красивейших городских особняков, возведенный известным хабаровским архитектором – военным инженером Борисом Малиновским, автором нескольких каменных шедевров в нашем городе.

Архитектор родился в дворянской семье в Московской губернии, воспитывался в Московском 4-м кадетском корпусе, после чего учился в 3-ем военном Александровском училище. Отслужив три года, Малиновский пытался поступить в Николаевскую инженерную академию в Санкт-Петербурге. Интересно, что будущий талантливый архитектор дважды не смог пройти конкурс и был зачислен лишь с разрешения заместителя военного министра генерала Барсова – сверхштатным обучающимся офицером в младший класс академии.

Зато окончил Малиновский академию успешно. Правда, за свое обучение он должен был четыре с половиной года отслужить в корпусе военных инженеров. В звании штабс-капитана Борис Малиновский прибыл в Хабаровск в качестве военного специалиста по строительной науке. В 1902 году его определили в штат обер-офицеров Амурской инженерной дистанции, а в 1905-1906 годах Малиновский временно исполнял должность начальника дистанции.

Начало XX века стало периодом активного строительства в Хабаровске, так что Малиновскому было чем заняться. Его назначили производителем работ по строительству казарм для нижних чинов, а в конце 1902 года Борис Андреевич участвовал в возведении зданий Хабаровского кадетского корпуса.

В 1904 году даже пришлось работать за городскими пределами – военного инженера направили для исправления дорог от бухты Конгоуза до деревни Черниговка. В следующем году Малиновский уже возглавлял строительство городского водопровода, по окончанию которого в 1907 году стал его заведующим.

С 1905 года Борис Андреевич занимал пост городского архитектора, поэтому имел отношение к возведению многих городских объектов. В 1912-м Малиновский стал архитектором при приамурском генерал-губернаторе, и в этот же период по его проекту строится дом Пахоруковых.

Белый особняк

Дом Пахоруковых построен в стиле модерн – популярном тогда направлении в европейской архитектуре, связанном с использованием новых технико-конструктивных средств и свободной планировкой для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий.

Но это не был модерн в «чистом» виде. В архитектуре особняка присутствуют и элементы псевдорусского стиля, названного так за подражание древнерусским образцам, и тоже достаточно популярного в отечественной архитектуре на стыке XIX–XX веков. Островерхая крыша с гребнем по коньку над центральным объемом дома Пахоруковых – как раз проявление этого стиля.

Дом Пахоруковых построен в стиле «модерн» – популярном тогда направлении в европейской архитектуре, связанном с использованием новых технико-конструктивных средств и свободной планировкой для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. В архитектуре особняка присутствуют и элементы «псевдорусского» стиля, названного так за подражание древнерусским образцам. 

Особняк имеет два основных и подвальный этаж, предназначенный для хозяйственных нужд. Здание возведено из кирпича, а его стены оштукатурены. На втором этаже находится лоджия, огражденная колоннадой. Все помещения подвального, первого и второго этажей соединялись лестницей, устроенной в центральной части дома.

Фасад здания украшен небольшими вставками в виде «маскаронов» (деталь в виде лица человека или головы животного), а над входом в дом помещено несколько декоративных вставок растительного орнамента. Все эти скульптурные детали выполнила супруга архитектора, Мария Дмитриевна Языкова.

Главный вход в особняк расположен в северном углу, а над ним – открытая терраса с металлическим ограждением между кирпичными столбиками, на которых стояли вазы с цветами. Еще один вход находился с юго-восточной стороны здания, где на участке разбили небольшой сад.

Здание окружено красивой оградой из кирпичных столбиков, соединявшихся цоколем из гранитных блоков. Высотой цоколь доходил примерно до половины высоты столбиков, а над ним находилось ажурное металлическое ограждение. Два столбика напротив входа в дом были выше остальных, а между ними располагалась металлическая калитка. Справа от нее имелись еще въездные ворота.

Недолгое владение

Увы, Пахоруковы недолго владели своим новым домом. Супруги не приняли революцию 1917 года и в 1920-м переехали во Владивосток, откуда через два года эмигрировали в Америку.

В годы Гражданской войны их особняк занимала японская военная миссия. После окончания войны, в мае 1922 года, недвижимость Пахоруковых описали представители новой власти, а после конфисковали. Модерновый дом передали в ведение Приамурского губревкома. Тогда, кроме самого особняка, на участке стояли и другие постройки: сарай, конюшня, каретник.

Бывший дом Пахоруковых приспособили под квартиры для ответственных работников Дальревкома, потом – Далькрайисполкома. Некоторое время, с 1949-го по 1961 годы, здесь даже размещался детсад, но затем вновь его стал использовать крайисполком, под гостиницу.

За эти годы здание претерпело несколько изменений. Колоннаду, ограждавшую лоджию на втором этаже, заменили стеной с окнами, правда, затем вновь вернули колоннаду. Исчезли детали и элементы некоторых конструкций особняка. Изменилась ограда, она прибавила в высоте, но утратила изящность.

В конце 2006 года во дворе особняка начались строительные работы по пристройке бассейна. Идея не нова: пристройку, которая должна была чуть ли не вдвое превышать оригинальное здание, собирались сделать еще в 1980-е годы. Но тогда изменений удалось не допустить. Сейчас – другое время. К счастью, изменения не затронули обозримый фасад здания, и мы можем продолжать любоваться одним из самых красивых городских особняков.

Василий Кузьмин, кандидат исторических наук