Рубрика: Бизнес

Лесопереработка тормозит, логистика хромает, экспорт падает 

Лесопромышленники Дальнего Востока предлагают ввести дополнительные меры поддержки отрасли, которые могут увеличить экспортные поставки и сократить затраты на логистику. Ситуацию анализируют эксперты EastRussia.

В наибольшей степени кризисные явления в ЛПК угрожают небольшим предприятиям ДФО, не располагающим широкими возможностями в развитии перерабатывающих производств. При этом крупные игроки отрасли рассчитывают увеличивать инвестиции в данном направлении.

Представители лесной отрасли сталкиваются с убытками на фоне снижения производства, падения цен на лесоматериалы (к июлю текущего года на 25% по отношению к аналогичному периоду 2022-го) и сокращения заготовки древесины. Дальневосточные лесопромышленники обеспокоены невозможностью экспортировать необработанный лес в условиях дефицита в макрорегионе крупных перерабатывающих мощностей. В частности, депутаты парламента Хабаровского края в июле направили обращение к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу с просьбой поддержать отрасль – путем введения моратория на запрет экспорта круглого леса.

Напомним, что запрет введен в 2022 году. Основным потребителем продукции из необработанной древесины является Китай. Уже в первом квартале 2023-го экспортные поставки круглых лесоматериалов из РФ снизились в 2,7 раза, до 586 тыс. кубометров, причем почти 90% направлены в КНР.

При этом в Хабаровском крае на региональном уровне введены некоторые дополнительные меры поддержки лесопромышленного комплекса и стабилизации его работы. В частности, предусмотрена рассрочка платежей по договорам аренды лесных участков. Лесопромышленные предприятия края в январе-апреле 2023-го снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Что касается экспорта, то в первом квартале регион экспортировал миллион кубометров лесопродукции, сократив показатель по отношению к этому периоду прошлого года на 15%.

Наибольшая доля в экспорте хабаровского леса в январе-июне пришлась на пиломатериалы (68,5%), деловую древесину (25,9%), а также пеллеты, шпон и опилки (9,6%). При этом доля пиломатериалов в экспорте увеличилась на 0,2 п.п., деловой древесины – уменьшилась на 3 п.п., а прочих лесоматериалов (пеллеты, шпон, опилки) – снизилась на 4 п.п. В основном экспорт осуществлялся в КНР, а также в Японию и Республику Корея. В поисках новых рынков сбыта один из крупных хабаровских экспортеров лесной продукции, ООО «Лесное дело» отгрузило 100 кубометров в качестве пробной партии пиломатериалов из лиственницы в Узбекистан.

Кроме того, хабаровские депутаты предлагают приостановить взимание вывозной таможенной пошлины (10%) на пиломатериалы влажностью свыше 22%. 

Подобную просьбу ранее уже озвучивали в общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В апреле соответствующее обращение направлено вице-премьеру В.Абрамченко. В организации предлагали ввести минимально возможный уровень пошлины в размере 1% на три года. По прошествии трех лет пошлину вновь предлагалось поступательно повысить до заградительного уровня. 

Необходимость такой меры объясняется дефицитом сушильных мощностей в ДФО, где ограничение экспорта наносит урон малым и средним предприятиям, не имеющим сушильных мощностей. В то же время доля пиломатериалов с естественной влажностью во всем российском экспорте пиломатериалов оценивается не более чем в 20-30%. В основном он приходится на страны СНГ и на КНР.

Стоит отметить, что экспортные барьеры для непросушенных пиломатериалов ужесточались с июля 2021 года. Для хвойных пород и дуба ставка пошлины составила 10%, но не менее 13 и 15 евро за один кубометр соответственно. Ранее пошлина по этим категориям не взималась. Размер экспортных пошлин на бук и ясень составил 10%, но не менее 50 евро за кубометр. До этого пошлины на данные виды пиломатериалов составляли 10%, но не менее 10 и 12 евро за кубометр. Предполагалось, что введение пошлины позволит ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов и поощрить выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Действие пошлин было продлено до конца 2022-го, а затем – до конца 2025 года.

При этом в целом по итогам прошлого года объем экспорта пиломатериалов из РФ упал на 22% – до 23,4 млн куб. м. Выпуск пиломатериалов в стране за год снизился на 10,3%, до 29 млн куб. м. В первом квартале 2023-го сокращение экспорта пиломатериалов в России составило 20,9% – до 4,5 млн куб. м. Основу экспорта составляют доски и брус из сосны, ели и лиственницы.

В то же время растет экспорт пиломатериалов в Китай. За первое полугодие он вырос на 5% относительно аналогичного периода прошлого года, превысив 6 млн куб. м. Доля Китая в экспорте превысила 60% (в 2021 г. – 44%, в 2022 г. – 49%).

Также «Опора России» предлагает поддержать экспорт путем сокращения транспортных расходов – с помощью распространения субсидирования транспортных расходов при экспорте лесной продукции на все пункты отправления (в том числе в ДФО), не ограничиваясь портами Северо-Западного округа, где расположены наиболее крупные лесоперерабатывающие предприятия.

Тем временем холдинг Segezha Group заявил о наличии проблем на активах в Иркутской области, связанных с логистикой. В холдинге отметили, что доставка продукции в КНР является более выгодной из далекой от Иркутской области и Китая Онеги в Архангельской области (железнодорожная станция в регионе), чем из самого Приангарья. В Segezha Group отмечают необходимость увеличения транспортной субсидии для экспорта.

При этом Segezha Group намерена поучаствовать в проекте по переработке накопленных отходов лесопиления в Иркутской области. Отходы предполагается перерабатывать в органоминеральное удобрение. В текущем году предполагается переработать таким способом в регионе 1,5 тыс. куб. м отходов лесопиления.

Попытки инвестировать в развитие переработки предпринимают и крупные дальневосточные предприятия. Приморская группа «Тернейлес» инвестировала 4,5 млрд рублей в создание новых производственных комплексов. Так, ОАО «Тернейлес» (базовая компания группы) в феврале 2022-го ввело в эксплуатацию завод по переработке тонкомерной хвойной древесины в поселке Пластун. Строительство велось с весны 2019 года. Мощность производства составила 150 тыс. куб. м в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,4 млрд руб. 

Еще 2 млрд инвестировано в строительство сушильного комплекса в Пластуне мощностью 345 тыс. куб. м сушильного материала в год. Строительство началось в апреле 2021 года. В октябре 2022-го введены в эксплуатацию сушильные камеры, в марте 2023-го начали работу автоматические линии сортировки и упаковки сухого пиломатериала производства австрийской компании Springer Maschinenfabrik AG.

Еще одно предприятие группы – ОАО «Рощинский КЛПХ» (село Рощино, Красноармейский район) направило 280 млн рублей на модернизацию действующего завода по переработке твердолиственных пород и запуск новой линии по переработке хвойной древесины.

В прошлом году «Тернейлес» экспортировал 772,7 тыс. куб. м продукции на сумму 7 млрд рублей, сократив результат к 2021 году на 12,7%. В наибольшей степени сократились поставки в Японию – экспортировано лишь 66,9 тыс. куб. м, тогда как в 2021-м экспорт туда составил 370 тысяч (сокращение на 81%). В Японию прекратились поставки шпона и щепы технологической, в связи с чем холдинг вынужден сокращать объемы производства шпона и приостанавливать лесозаготовки в сентябре-октябре 2022 года.

Таким образом, лесная отрасль на Дальнем Востоке сейчас испытывает ряд проблем. Лесная промышленность остается экспортоориентированной, поскольку потенциал внутреннего потребления оценивается как ограниченный. Кризисные явления в меньшей степени проявляются в лесной отрасли ДФО за счет традиционной ориентированности на рынки сбыта АТР, но и в данном макрорегионе лесопромышленники вынуждены сокращать экспорт на ряде традиционных направлений, таких как Япония и Южная Корея. Также препятствием для поставок на внешние рынки служат логистические ограничения. 

По этой причине лесопромышленники рассчитывают на дополнительную поддержку со стороны государства. Проблемой дальневосточного ЛПК остается и более низкий уровень развития лесопереработки. В регионе, несмотря на отдельные проекты, пока сохраняется дефицит крупных перерабатывающих производств.

Ростислав Туровский, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова