Павел Иванович Севастьянов – человек в российской авиации известный. Более полувека преданно служил любимому делу, пройдя путь от молодого специалиста до генерального директора одного из крупнейших авиапредприятий Дальнего Востока – ФГУП «Дальавиа». Друзья и коллеги отмечали его особое чувство ответственности за порученное дело, а авиационные руководители самых высоких рангов прислушивались к его профессиональному мнению. Этим летом Павла Ивановича не стало.
Павел Севастьянов сам из семьи железнодорожников, отец трудился заместителем начальника Дальневосточной железной дороги по локомотивному хозяйству, мать – главный терапевт в железнодорожной больнице Хабаровска. А в авиацию попал, как он не раз говорил в интервью, случайно: в городе в то время работала приемная комиссия Киевского института инженеров гражданской авиации, и сестра посоветовала подать туда документы. Подал, поступил, да так и остался – в трудовой книжке у него накопилось почти 56 лет беспрерывного трудового стажа на воздушном транспорте.
– «Дубинин! А ты помнишь, как меня на работу не хотел брать?» – с таких слов начинает наш разговор о Павле Севастьянове его давний друг Александр Павлович Дубинин, ветеран авиации, заслуженный работник транспорта РФ. Вместе они более полувека отдали гражданской авиации. Оба начали трудовой путь в Хабаровском объединенном авиаотряде и пошли затем по жизни бок о бок, до последнего оставаясь верными товарищами.
– Вот так он мне напоминал, как мы с ним познакомились. Дело было в 1967 году, я работал старшим инженером отдела технического контроля Хабаровского объединенного авиаотряда, и ко мне, взамен квалифицированного специалиста, направили его – еще зеленого выпускника. Вот я и ворчал, шутливо, конечно. Так сложилось: сначала я был его начальником, а потом он стал моим.
С Хабаровским авиапредприятием связана большая часть трудовой биографии Павла Севастьянова.
– Затем он работал инженером ОТК под моим непосредственным руководством, потом начальником участка, где довольно эффективно показал себя и вырос до руководителя цеха, – рассказывает наш собеседник. – Не проходит и года, как его выдвигают на должность секретаря парторганизации Хабаровского авиаотряда. Павел Иванович не обрадовался, так как любил технику, быть с народом. Да и люди к нему тянулись. А к партийной работе был равнодушен. Я пытался его, что называется «отбить» в верхах, но не удалось. Партсобрания под его руководством больше были похожи на производственные совещания, где обсуждались рабочие моменты. Вы знаете, он всегда был впереди всех начинаний, как в работе, так и в общественной жизни, даже на «картошке», в подшефном совхозе шел в одном ряду с подчиненными, с мешком на плече. Я смеялся и говорил: «Севастьянов, ты похож на актера из советского фильма!»
В 1981-м он назначается первым заместителем командира Хабаровского объединенного авиаотряда. А потом – командировка в Японию: с 1991 по 1996 годы Павел Севастьянов работал представителем «Аэрофлота» в токийском аэропорту Нарита.
– Это сейчас у каждой авиакомпании свои представители. Тогда же всю российскую авиацию везде представлял «Аэрофлот». И на эту ответственную должность назначили его. Пять лет они с семьей там жили, мы с женой приезжали в гости. Севастьяновы всегда встречали нас очень радушно, возили на экскурсии по стране, – вспоминает Александр Дубинин.
После возвращения на родину Павел Иванович возглавил крупнейший на Дальнем Востоке Хабаровский объединенный авиаотряд, который вскоре стал федеральным государственным предприятием «Дальавиа», Севастьянов – генеральным директором, а Дубинин – его замом, техническим директором. И снова давние товарищи оказались рядом, в одной упряжке. Александр Павлович так вспоминает о тех временах:
– Когда Севастьянов вернулся из Японии, ему предложили занять должность гендиректора «Дальавиа». Он зашел ко мне посоветоваться, и мы поняли, что надо соглашаться, ведь иначе пришлют человека со стороны!
Середина девяностых – годы не простые и для страны в целом, и для авиации тем более. Рост цен на все – топливо, запчасти, электроэнергию привели к обвалу пассажирских перевозок: сократилось число рейсов, у летного состава упал налет часов, людям по полгода не платили зарплату. Чтобы вывести компанию из кризиса, Севастьянов решает идти «ва-банк» – получить в лизинг самолеты нового поколения Ту-214. Получить дорогие машины, когда на зарплаты не всегда хватает, тогда казалось фантастикой. Уже и не вспомнить, скольких сил, ресурсов потребовалось, сколько препятствий пришлось преодолеть для воплощения в жизнь такой амбициозной задумки. Удалось.
В 2001 году получили от казанских авиастроителей и вывели на воздушные трассы два самолета Ту-214, через год появился еще такой же лайнер нового поколения. Предприятие «Дальавиа» первым в России приступило к эксплуатации таких магистральных самолетов по схеме финансового лизинга. Стали открываться новые регулярные авиарейсы, в том числе и международные – в Японию, Южную Корею, Китай.
– Я уверен, что во многом благодаря его работоспособности и профессионализму, компанию в те непростые времена, удалось вывести в число самых стабильно работающих в отечественной гражданской авиации, – говорит Александр Дубинин. – Мы несколько раз занимали призовые места в национальном конкурсе «Крылья России», обходя таких конкурентов, как «Аэрофлот» и другие компании. За те десять лет, пока он управлял компанией, мы рассчитались по лизинговым платежам, а также и профинансировали договорные обязательства. Но главное, что сотрудникам выплатили всю задолженность по зарплате! За них Павел Иванович переживал, как за своих самых близких.
Казалось, «крутое пике» пройдено. Но летом 2009 года «Дальавиа» перестала существовать. Не будет вдаваться в подробности этого события, об этом написано немало различных статей. Нам остается добавить, что крах предприятия, которому Павел Севастьянов отдал столько лет своей жизни, не прошло бесследно и для него самого.
– Помню, в январе, когда мы отмечали мой юбилей, он уже знал, о конце «Дальавиа». Но мне ничего не говорил, понятно, не хотел портить праздник, – вспоминает Александр Дубинин. – Это был большой удар для всех. С такого пьедестала – крупнейшая региональная авиакомпания, занимаем призовые места в международных конкурсах, у нас современные самолеты, открываются новые маршруты – и срываемся в банкроты! Я думаю, тот сложный период сказался на здоровье Севастьянова. Знаю, что он тогда сильно заболел... И дело даже не в потере должности, он не относится к людям, которые рвутся к власти. Больше всего его беспокоило тогда, что много людей, профессионалов фактически остались на улице, без зарплаты и перспектив. Это его очень угнетало морально.
Но и после этого потрясения Павел Иванович Севастьянов остался верен любимому делу. В 2009-м он перешел в компанию «Владивосток Авиа» на должность диспетчера, потом работал инженером по качеству в авиационной компании «Восток», затем снова был «Владивосток Авиа». В 2013 году перешел на должность начальника смены производственно-диспетчерского отдела в хабаровский филиал авиакомпании «Аврора», с 2014 года служил там диспетчером обеспечения суточного плана оперативно-производственной дирекции.
Александр Дубинин же после этих событий возглавил представительство АО «Гражданские самолеты Сухого» в аэропорту Хабаровска. Хотя пути верных товарищей разошлись, дружбу авиаторы сохранили.
На последнем месте работы, в авиакомпании «Аврора», о Павле Севастьянове отзываются как о высоком профессионале, заслужившем искреннее уважение и признательность у руководителей и работников гражданской авиации России.
– «Зарекомендовал себя как принципиальный, умеющий отстаивать свое мнение. К работе относится с инициативой, выполняет ее качественно и в срок Хороший организатор. Правильно использует инициативу и самостоятельность подчиненных, умеет четко организовать деятельность. В сложной обстановке ориентируется уверенно и принимает обоснованные решения. Поставленные задачи решает четко и в срок, не забывая о мелочах», – гласят строчки трудовой характеристики Павла Ивановича, а друзья и коллеги подтверждают это живыми воспоминаниями о нем.
– А если вы спросите, какая, на мой взгляд, отличительная черта Севастьянова как человека? Я отвечаю так: у него было очень развито сочувствие и сопереживание. Если у коллеги, подчиненного, знакомого случилось беда, он обязательно будет рядом, всегда поддержит, поможет в силу возможностей, – говорит Александр Дубинин. – Но была у него и плохая черта! Он все брал на себя, все держал под контролем и совсем не умел отдыхать. Например, в командировку уедет, а среди ночи звонит в компанию диспетчерам: «Как у вас дела? Все ли в порядке?». Я ему говорю: «Зачем ты звонишь! Справятся они и без тебя». Нет, ему нужно быть уверенным, что все идет так, как надо. Каждые выходные Севастьянов был на работе – сидит, все что-то пишет. Всегда говорил, мол, потом отдохну, еще успею... Так и трудился до последних своих дней.
Екатерина Подпенко