Рубрика: Спорт

Чем живёт детская цирковая студия

Пятая площадка, рядом с 72-й школой местный ДК, который сегодня именуется «Центр художественно-эстетического развития детей». Вход, поворот направо – и ты оказываешься в цирковой студии, одной из немногих в нашем городе. И люди здесь очень интересные, особенные! 

Большой концертный зал погружен в полутьму, освещена только сцена. На ней лежат маты, булавы, кольца, шары для жонглирования и прочий реквизит. Потихоньку площадка заполняется детьми. За подопечными внимательно наблюдает Максим Трофимов, руководитель и основатель цирковой студии «Поколение Z».

Путь в педагоги 

Студия открылась в августе 2020-го, пандемийного года. А в этом году на дальневосточном конкурсе «Дар» воспитанники Трофимова уже взяли Гран-при! Совсем недавно ребята стали выезжать на конкурсы. Как надеется руководитель, первая серьезная награда коллектива не будет последней – потенциал у молодых артистов есть.

– Я мечтаю, чтобы каждый воспитанник стал артистом цирка! Но это, наверное, мечта всех педагогов, – улыбается Максим. – Хотя, если честно, мало кто из детей остается в цирке. Цирк – искусство сложное. Еще так говорят, это искусство избранных. И, правда, в цирке остаются единицы – самые выносливые, сильные – не только телом, но и духом, характером. Слабые уходят.

Сейчас здесь занимаются 36 детей с пяти до 14 лет. Очень неплохо для студии-новичка. Это ведь не хоккей и не футбол, но родители ведут своих детей. К слову, еще в 2005-м на базе бывшего ДК «Юность» уже работала цирковая студия «Юная плеяда». Максим создал ее вместе с супругой. Спустя пятилетку Трофимов ушел в гастрольную деятельность, а супруга перешла в детско-юношеский центр «Сказка», где «Юная плеяда» живет и сейчас.

– Я восемь лет гастролировал по Китаю, России, здесь, по краю. А затем грянула пандемия. Все закрыли, гастроли прекратились, и я вернулся в педагогику, благо опыта хватает, – объясняет Максим.

Гармония тела и духа

Трофимов – артист разноплановый. Он ведь кандидат в мастера спорта по акробатике на спортивной дорожке, а еще эквилибрист: его основной номер называется «Эквилибр на катушках». В новой студии Максим преподает четыре основных жанра циркового искусства: акробатика, эквилибристика, жонглирование и гимнастика. 

– Цирк чем хорош, он развивает человека всесторонне, – рассуждает Трофимов. – Акробатика – это сила, прыгучесть, владение телом. Жонглирование – увлекательное и полезное занятие, приносящее много положительных эмоций и разгружающее мысли. При жонглировании за счет активизации взаимодействия обоих полушарий, нейронная сеть мозга начинает развиваться. А ее развитие активизирует зону мозга, отвечающую за память. Все это помогает запомнить огромное количество нужной информации, скажем, сверхбыстрому чтению и изучению иностранных языков. 

– Доказано, что дети, которые занимаются жонглированием, лучше учатся в школе, оно очень хорошо влияет на мозговую активность. Опять же партерная гимнастика – это растяжка, гибкость спины, пластика рук, ног и всего такого. Занятия гимнастикой помогают обеспечить подготовку крепкого молодого поколения с гармоничным развитием физических и духовных сил, – увлеченно продолжает объяснять мне Максим. – Еще эквилибристика, в основе эквилибра – баланс. Здесь главное: удержать равновесие тела в стойке на руках, в самых трудных положениях и на самых неустойчивых предметах – шарах, катушках, лестнице, моноцикле. 

В рамках «Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года» поставлена задача по развитию экономической самостоятельности семьи, что, в частности, включает в себя создание качественной и доступной социальной инфраструктуры дополнительного образования и досуга детей.

– Дети пробуют все жанры, а, повзрослев, начинают себя искать и выбирают какое-то одно направление. Я вот выбрал эквилибр, это мой основной жанр. Но есть универсалы, которые могут делать и то, и другое, – завершает рассуждения Трофимов.

Особенная Катя 

То, что у циркачей мозг развивается, могут подтвердить не только учителя в школе. У Максима уже год занимается Катя – таких, как она, называют «особенными детьми».

– Мама долго уговаривала: «Максим Юрьевич, попробуйте!» А я не имел опыта работы с такими детьми, но все-таки решился. Катя учится у меня, я учусь у нее. Учусь воспитывать такого ребенка, стараюсь чему-то ее научить. И прогресс есть. Но надо признать, ребенок немного своеобразный. Катя живет в своем мире. Когда что-то не хочется делать – она этого не делает. С таким ребенком надо искать подход. Я сам этому учусь, – признается руководитель студии.

Сейчас Катя начала репетировать клоунскую репризу. Через полгода-год Максим этот номер планирует запустить в жизнь, и Катя будет выступать на арене уже как настоящая клоунесса.

– В нашу студию ходит старшая сестра Кати, я увидела ее стремление тоже заниматься, – рассказывает Александра, мать девочек. – Акробатика интересна ей, гибкая очень, дома устраивает небольшие репризы, хотелось бы, чтобы она в этом направлении развивалась. 

– Ходить на занятия Катюше нравится, но когда стоит вопрос дисциплины, и идут более сложные элементы, она, конечно, старается, но не все получается. И ребенок начинает нервничать. Понимает, что не такая, как все дети. И у педагога был страх, что Катя не будет что-то делать, а из-за этого не будут слушаться другие дети. Они ведь не поймут, почему Кате можно, а им нельзя? А она ведь может, к примеру, просто кружиться минут двадцать. Дети бегают, а она кружится, так что внимания ей нужно гораздо больше, – объясняет мама. 

– Но со временем дети привыкли – Кате можно, и они не против! И Катя стала дисциплинированнее. Она уже и тренера воспринимает, и у него нет напряжения. Я сейчас даже могу уйти и оставить ее с Максимом Юрьевичем. Он ее хвалит. Сейчас репетируем репризу, Катя с удовольствием привносит свои новшества. Она не тот ребенок, который по сценарию будет делать, она импровизирует постоянно, – рассказывает Александра.

Как отмечают все, кто сталкивался с особенными детьми, они не только испытание для любого коллектива, но и поистине подарок судьбы. Такой необычный человек способен помочь другим детям и взрослым открыть в себе что-то новое, проявить лучшие качества. Луч света, высвечивающий что-то важное. Так Катю воспринимают и дома, и в студии.

– С появлением Кати наша семья очень сильно выросла. Мы учимся любить людей такими, какие они есть, не за что-то, не за красоту, не за материальное положение, а стали видеть в людях какой-то свет души, – считает мама Александра. – С Катей любой день может стать необычным! Вот мы завтракаем, она заговорила – мы радуемся, стала сама одеваться – мы радуемся, потому что шли к этому очень долго и целенаправленно. Здесь радуешься самому маленькому шажочку, это настоящее счастье – наблюдать, как она развивается и как ей помогает сестра! 

– Я вот наблюдала, как они занимаются вместе на занятиях в студии, как она с ней коммуникацию выстраивает – Катя ей в рот заглядывает. Сначала над ней дети подсмеивались, а сейчас воспринимают ее как личность. Они уже не смеются, не рассматривают ее как дефектную. Они понимают, что Катя имеет право здесь быть. Я считаю, когда дети с малых лет получают такой опыт общения, это здорово: они учатся чуткости, взаимопониманию, – отмечает Александра.

Мечта о матах 

А на сцене идет разминка – ребята бегают, прыгают, ходят гуськом. Затем в программе фляки, акробатические прыжки. Пока их разучивают на стандартных тонких матах, выстеленных в линию. Мечта Максима – акробатическая дорожка и специальное помещение. Но такого студия позволить не может. Не тот бюджет.

– Сцена – это, конечно, неплохо для цирковой студии, но в идеале лучше спортзал. Специально оборудованный. Со шведской стенкой, необходимым количеством мягких матов, с батутом, с реквизитной. Такие условия были у меня в цирковой школе «Веселая арена» в приморском Арсеньеве. Там – целый штат, здесь я один преподаю, – вздыхает Максим. – Вот сейчас дети уже готовы, чтобы перейти на другой уровень, и мы сейчас мечтаем об акробатической дорожке и десяти больших, мягких матах, чтобы это было безопасно для детей. Увы, удовольствие это очень дорогое – около полумиллиона рублей, наша бюджетная организация такое вряд ли потянет, ищем спонсоров. Цирковой реквизит недешевый, например, комплект для эквилибра – это около 50 тысяч рублей.

Спонсоров пока на горизонте не видно. В Хабаровске есть свой цирк – казалось бы, отличное место для цирковых студий, но пока он выполняет функцию гостевой арены для приезжих артистов из Росгосцирка. Своей труппы нет. И особых перспектив, что в местном цирке будут выступать собственные, хабаровские артисты – тоже. Как признается Максим, уже не первый год они с супругой пытались туда пробиться. Увы, пока глухо.

А было бы здорово однажды увидеть представление артистов с берегов Амура, с клоунессой Катей, гимнастами и жонглерами, выросшими из ее маленьких товарищей в настоящих больших артистов цирка?

Борис Кокурин