Бабочки-вампиры, комары-веганы и другие приметы лета
«Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…» – и вновь прав классик русской поэзии. Всем лето, казалось бы, хорошо, да кровососы мешают. И каждый дальневосточник знает, что июньская мошка – хуже кары небесной, и где-то в глубине души мечтает, чтоб ее и в помине не было. А вместе с мошкой и других насекомых. Какой в них прок?
Чтобы ответить на этот, вроде бы, риторический вопрос, мы отправились в Большехехцирский заповедник. Там нас ждал удивительный человек, можно сказать, «главный по насекомым» – Владимир Дубатолов, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Заповедное Приамурье». Ученый охотно поведал нам многие тайны этих существ – кровососущих и не только.
Бабочка-вампир
– Ну, вот, птицы всех съели, – с сожалением констатирует Владимир Викторович, осматривая свою ловушку – огромную лампу на стене деревянного здания, где располагается контора и музей Большехехцирского заповедника. От бабочек, которых за ночь здесь скапливается множество, остались лишь воспоминания.
– Каждое утро осматриваю ловушку: вдруг какой-то интересный вид на свет залетел, – объясняет эколог. – А потом всех насекомых съедают птицы. И, кстати, вы знаете, что совсем не все бабочки летят на свет?
Я, конечно, не знаю. Зато Владимир Викторович о бабочках, кажется, знает все. Автор определителя дневных бабочек Дальнего Востока, он открыл несколько видов этих удивительных насекомых, обитающих в Хабаровске и его окрестностях. Один из них – василистниковая совка.
– Это ночная бабочка. Такая неприметная, коричневая. Обитает и в городской черте, ее можно встретить в парках в конце июля, в августе, – рассказывает ученый.
О совке он вспомнил не случайно. Оказалось, что не только комары да мошка не прочь испить крови человеческой, но и, казалось бы, столь безобидное существо, как бабочка.
– Совка – бабочка-вампир. Таких на Дальнем Востоке три. Но факт кровопития доказан только у этой, – рассказывает Владимир Дубатолов. – Если у обычной бабочки хоботок мягкий, то у совки он, с зазубринами, как пила, для того чтобы пропиливать фрукты или кожу.
По словам эколога, бабочку заподозрил в вампиризме его ученик, который вспомнил, как в детстве представительница этого вида весьма болезненно колола ему руку. Было решено провести эксперимент. Бабочку отловили, несколько дней не кормили, а затем посадили ее на палец. К удивлению ученых, голодное насекомое лихо «пропилило» кожу и присосалось, стремясь побыстрее насытиться человечьей кровью.
– Так что нас не только всякие слепни, комары и мошка кусают, но и ночная бабочка, – улыбаясь, констатирует биолог.
Впрочем, начинать бояться совку не нужно. Предпочтительная еда у этой ночной жительницы, успокаивает Дубатолов, все же сок фруктов и ягод. Люди там далеко не на первом месте...
Комары большие и маленькие
– Большая часть комаров для человека вообще не опасна, – миролюбиво отвечает ученый на мой вопрос «Как уберечься от комаров?».
И уже через несколько минут доказывает это на практике. На стене Дубатолов видит огромного комара – с длинным, кажется, бесконечным телом и узкими крыльями. Биолог аккуратно давит на тельце где-то посередине и каким-то невероятным образом берет страшного для меня гиганта за крылья. Комар возмущенно трепыхается, но вырваться из аккуратных, но крепких пальцев ученого не может.
– Вы только посмотрите, какой красавец! – любуется им Дубатолов. – Ну, разве можно таким хоть и длинным, но тоненьким жалом нашу кожу пробить? Нет, конечно!
По его словам, опасаться стоит лишь обыкновенных комаров из семейства кусак. Именно они атакуют нас летом. Кровь пьют только самки, чтобы отложить потом как можно больше яиц. Самцам кровь не нужна. Таких «кусак» в природе – десятки видов. А вообще виды комаров исчисляются сотнями. При этом самые крупные комары – долгоножки и болотницы – самые безобидные.
А вот самый страшный обитатель тайги вовсе не тигр или медведь, а шершень, утверждает ученый. Жало самого крупного вида – большеголового шершня – достигает сантиметра. Последствия его укуса могут быть для человека катастрофическими. Вплоть до летального исхода.
Простые советыПри укусе комара старайтесь не расчесывать место укуса, обработайте его дезинфицирующим препаратом. Если зуд после укуса не проходит свыше трех дней, место укуса загноилось, есть сильная аллергическая реакция, кожные высыпания, повышенная температура – обратитесь к врачу.
– Поэтому, если вы обнаружили у себя на даче гнездо шершней, ни в коем случае не уничтожайте его без спецзащиты, – предупреждает биолог.
Развеял эколог и еще один миф. Оказывается, гигантские жалящие мухи, которых мы так часто встречаем летом у водоемов – это не оводы, а именно слепни. А вот увидеть взрослого овода можно крайне редко – они ведут очень скрытный образ жизни. Что, в общем-то, к лучшему. Их укус много опасней, чем слепней.
Волны жизни
В этом году, сетует ученый, весна была плохая. Численность насекомых невелика. Например, на Большом Уссурийском острове так пока и не обнаружили голубянку – уникальную бабочку, которая обитает только в этом месте. Голубянка питается травой софорой. В 2013 году, после знаменитого масштабного наводнения, голубянка уже находилась на грани исчезновения – тогда начисто смыло кормовую базу. Теперь угроза – палы. Биолог надеется, что летом бабочка все же появится.
Делать прогнозы ученый не берется. Доказано, что численность насекомых регулируется волнами жизни. Сначала волна массового размножения и потом – спад.
– Я за время работы наблюдал несколько таких волн, – говорит биолог. – Вы спрашиваете, какая польза природе от насекомых? А я спрошу в ответ: а какая польза природе от человека? Разве не он, как самый разумный вид, должен поддерживать баланс? – спрашивает Дубатолов. – А мы что видим?
Екатерина Дроздова, фото пресс-службы «Заповедное Приамурье»Хабаровский дендрарий приглашает на экскурсииВ старейшем дендрарии Дальнего Востока для всех желающих все лето проходят организованные экскурсии, сообщают в Минкульте края.Пройдя по тропинкам с экскурсоводом, вы узнаете историю места, познакомитесь с редкими растениями, реликтами и эндемиками, сохранившимися с доледникового периода – маньчжурским орехом, элеутерококком, лимонником, аралией. А еще в дендрарии обитают десятки видов птиц – и вы узнаете о самых интересных.В среднем экскурсия длится 35 минут. Записаться в составе группы или индивидуально можно по телефону: (4212) 316-311. Обо всех мероприятиях в парке Н.Н. Муравьева-Амурского, дендрарии и на набережной Хабаровска – смотрите на сайте park-khv.ru.