Семейный и дачный опыт Фаины Кычаковой
Анестезиолог-реаниматолог Фаина Кычакова уже почти полвека на работе возвращает больных к жизни, а на дачном участке вместе с супругом выращивает виноград и другие плоды своих трудов. Поводом же для встречи стал ее профессиональный праздник, День медика. Но не только.
Говорят, не принято называть возраст женщины. Но Фаина Дмитриевна лишена кокетства и не скрывает – в этом году ей стукнуло 70! Но «нам года не беда, коль душа молода»: моя собеседница очень активна, на работу в первую краевую больницу приходит бодрой и всегда на позитиве. Хотя знает, что каждый рабочий день – непредсказуем. Благо, дома, как говорится, есть надежный тыл.
Большая семья
Родилась Фаина Камалтынова в низовьях Амура, в селе Невельское. Большая семья, шестеро ребятишек. Фая – самая старшая. После окончания начальной пятилетки, училась в школе-интернате в селе Астрахановка, а потом в Нижние Пронги. Все в том же Николаевском районе.
– Я чистокровная татарка, – говорит Фаина Дмитриевна. – Кстати, в Невельском существовала большая татарская диаспора. Мой дед, Абзальдин Камалтынов, родом был с Поволжья, солдатом царской армии попал на Дальний Восток. Во время революции они все встали на сторону Советов, и дед мой оседлым стал. Места на Нижнем Амуре очень красивые, но, увы, плодородных земель практически нет: мари, тайга, да лишь прибрежная полоска, где селяне и разводили огороды.
Ни о каких теплицах в то время даже слыхом не слышали. Люди с северной стороны строили забор, обшивали его кровельной толью и уже под этим забором сажали овощи.
– Мой дедушка выращивал помидоры, огурцы, и даже арбузы! Арбузы, конечно, не успевали дозариваться, так он их солил в бочках с огурцами. Какая это была вкуснятина! – умиляется Фаина. – О плодовых деревьях и речи не было. Все росло в тайге: брусника, голубица, клюква, смородина. Но, помню, дед очень любил яблоки. В магазины наши эти фрукты завозили только к великим праздникам – 7 ноября, 1 мая или Новый год. И дед всегда просил бабушку запечь яблоки на противне – макушка вырезана, слегка присыпана сахарком… Таким вот запомнился мне мой дедушка. А помидоры зелеными закатывали в валенки и под кровать. «Дозаривались», краснели они лишь к сентябрю. А мы проверяли их, и как покраснеют, радости-то было!
Картошку тяжким трудом выращивали так же на прибрежных полосках, еще и продавать умудрялись:
– По 80-100 кулей корнеплодов сдавали в Нижние Пронге, там в поселке был консервный завод, работали вахтовики. Их же надо было кормить, вот и принимали у народа картофель. Отец мой был председателем рыболовецкого колхоза имени Ильича, мама работала санитаркой в фельдшерском пункте, – рассказывает про непростое детство Фаина.
Сначала мы помогали родителям, потом купили свою дачу, недалеко от них, а когда родители в силу возраста уже не могли ездить на дачу, мы свою продали. Сын и дочь наши уже взрослые, а еще есть два прекрасных внука – 17-летняя Полина и Елисей, ему уже девять».
Путь в медицину
О медицине девочка и не мечтала, но какое-то пристрастие уже было.
– Помню, рыбку поймаю, операцию ей сделаю, шелковыми нитками зашью, повязки куклам накладывала, – улыбается женщина. – Мама настаивала, чтобы я поступала в медучилище. А я мечтала стать геологом. Но мама сказала – мед и точка! Пригласили мою первую учительницу и начали меня уговаривать, ведь в школе я училась хорошо.
На тот момент колхозы начали объединять, народ стал уезжать в город. Семья приняла решение переезжать в город Николаевск-на-Амуре, так как детей много, всем нужно получить образование.
– Уже в Николаевске я окончила десятый класс и поступила в медучилище, – вспоминает Фаина Кычакова. – В 1974-м окончила с отличием и по направлению поехала в Хабаровск, в первую краевую больницу. Тогда она была на улице Истомина. Трудилась в кардиохирургии медсестрой, а через год решила поступать в мединститут.
– Я работала рядом с «большими» кардиохирургами. Мне стала интересна эта профессия, и пришло желание стать врачом. Выбрала лечебный факультет, чтобы овладеть профессией хирурга. Заведующий отделением отговаривал: мол, не женская эта работа. Я его послушала и выбрала… реанимацию и анестезиологию! На что он сказал: уж лучше бы в хирурги пошла, – смеется моя собеседница.
Приоритетом государственной семейной политики является утверждение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
По окончании института Фаину направили в клиническую ординатуру – для подготовки на руководящую должность в одно из подразделений больницы.
– А я тогда уже была замужем, – поясняет она. – Муж мой по профессии машинист электровоза, и там, куда меня хотели направить руководить подразделением, железной дороги не было. Так что меня оставили здесь, в краевой...
Санврач и машинист
С Владимиром, будущим супругом, Фаину познакомила подруга. Та часто говорила, что есть, мол, на примете хороший сосед, друг, который постоянно в поездках, так что ему знакомиться с девчонками совсем некогда. А парень-то видный!
– Пригласили меня на чей-то день рождения, ну, там мы с Володей и познакомились, – улыбаясь, вспоминает Фаина Дмитриевна. – Это была весна, а летом мне ехать в стройотряд. В годы студенчества я была и комиссаром, и командиром, и санитарным врачом зонального стройотряда. А в Сахалинской области даже санврачом всех строительных и путинных отрядов!
В тот год Фаина отправилась со стройотрядом в родной Николаевский район. Володя сказал, что приедет знакомиться с родителями. Купил билет на пароход, а мест в каютах не было, так что он к невесте на палубе отправился.
– Приехал, познакомился, а в середине сентября сыграли свадьбу – в судьбоносный День танкиста, – смеется женщина. – Тут я узнала, что в свое время он не окончил последний курс танкового училища, поэтому и пошел по стопам родителей работать на железную дорогу!
Поженились они в 1980-м, в год московской Олимпиады. И с этого момента началась для супругов Кычаковых дачная эпопея.
– Сначала мы помогали родителям, потом купили свою дачу, недалеко от них, а когда родители в силу возраста уже не могли ездить на дачу, мы свою продали, – объясняет Фаина Дмитриевна. – Сын и дочь наши уже взрослые, а еще есть два прекрасных внука – семнадцатилетняя Полина и Елисей, ему уже девять.
С 1997 года супруги Кычаковы хозяйничают на родительской даче. Кстати, в далекие 70-е годы здесь, в районе Здравницы, нарезались земельные участки для преподавательского состава Хабаровского мединститута. По словам дачницы, лет десять назад несколько товариществ слились в одно, так и появился тут «Медик-1». Название СНТ для Фаины, согласитесь, символичное.
Своя земля
– Родители мужа купили здесь дачу по знакомству. Места живописные, рядом река Уссури, песчаный пляж. В лесу грибы собираю, а на дубовой поляне проходят фестивали бардовской песни, слеты туристов. Жаль, народ наш не умеет эту красоту беречь. А какая красота осенью! По-моему тут собраны все деревья уссурийской тайги, – рассказывает Фаина Дмитриевна. – Здесь на своих шести сотках трудились знаменитые хирурги нашей больницы. Например, наша дача раньше принадлежала профессору Голубчину, акушеру-гинекологу. Это не просто дача, это дача-сад, где груши посажены самим Тимошиным. Многие уже не плодоносят, но супруг сказал: корчевать не будем, они дороги как память о родителях.
– Конечно, подсаживаем новые деревья. Картошке и овощам места достается совсем немного. В память о своем дедушке первым делом посадила яблони разных сортов, а потом увлеклась виноградом, – признается дачница. – Позже узнала, что есть клуб виноградарей Александра Мамаева, ходила на мамаевские уроки три года. Там же познакомилась с ныне покойным Игорем Митинькиным, от него у меня остались два сорта – Бьянка и Мукузани, которые уже плодоносят – такие гроздья, скажу я вам!
– Мне были интересны винные сорта, – объясняет она. – А на родительской даче рос дикий амурский виноград, толщина маточника – с хорошую мужскую руку, но он затенял дом, и его срубили. Но лесной «амурец» не убиенный, пошли отростки, а потом и гроздья. Сегодня у меня около 35 сортовых кустов винограда. Сама за ними ухаживаю, никому не доверяю, муж только собирает урожай...
Липа, орех и чай
Из беседы понимаю, что любимые культуры Фаины Кычаковой – виноград и яблоки. А предметом особой гордости дачница назвала маньчжурский орех и липу, размер которой – не обхватить руками.
– Липа наша высотой с девятиэтажный дом, уверена, вы такой еще не видели. А вы пробовали варенье из маньчжурского ореха? Нет? Орех растет у нас прямо у калитки, и мы варим из него вкуснейшее варенье. Кто не знает, даю подсказку, что орех для варенья собирают в стадии молочной спелости. А готовят его по особому рецепту в течение недели, в основе рецепт варенья из грецкого ореха.
А еще Фаина Дмитриевна – травница.
– К травяным чаям меня приучила свекровь. Она родом из Амурской области и увлекалась чаями серьезно. Собирала травы строго в лесу в определенное время – тысячелистник, лепестки шиповника, боярышник, а еще на даче малиновый лист, медуница, цветочки тоже в чай идут.
Дача, по словам Кычаковой, ее вторая жизнь, свою жизнь она всем советует превращать в сад. И сама занимается в жизни только тем, что нравится, а это – работа и дача. И, конечно, ее родные, семья, как же без них?
Светлана Калинина