Больше местных материалов для строек края
Порядка 400 тысяч квадратных метров жилья ежегодно сдается в Хабаровском крае, но это далеко не предел, считают краевые власти. Чтобы обеспечить стройплощадки необходимыми материалами, в регионе создан строительный кластер. В него входят 16 предприятий-производителей. Наш корреспондент побывал на одном из таких заводов.
Хабаровский трубный завод трудностей не боится. Предприятие было создано в разгар пандемии – в 2020 году. Единственное на Дальнем Востоке, производит трубы большого диаметра – от 600 до 2000 миллиметров. Трубный завод входит в холдинг «Дальневосточная металлургическая компания». В этом году эта группа компаний влилась в строительный кластер Хабаровского края.
Исполняющий обязанности министра строительства региона Алексей Дубов недавно побывал на этом производстве. Он подчеркнул, что основная цель строительного кластера – объединять организации, чтобы они могли организовать внутренний товарооборот на уровне не менее 20%, и динамично развиваться, поддерживая друг друга.
– Сама идея кластера заключается в развитии этих предприятий, – говорит Алексей Дубов. – Сегодня мы очень активно работаем с правительством РФ, с нашими федеральными структурами: это министерство транспорта РФ, Минэнерго России, а также, безусловно, Минвосток России, которое объединяет всех на Дальнем Востоке. Хотим, чтобы наш строительный кластер имел необходимые преференции, предприятия могли получать достаточную прибыль для того, чтобы развивать свое производство.
Чтобы обеспечить стройплощадки необходимыми материалами, в регионе создан строительный кластер. В него уже входят 16 предприятий-производителей.
– Преференциальные режимы нужны нам в следующих моментах: во-первых, это оплата коммунальных ресурсов, энергетических ресурсов. К сожалению, на Дальнем Востоке они выше, чем в среднем по стране, – объясняет Алексей Дубов. – И получается такая вот нечестная конкуренция с точки зрения итоговой себестоимости продукции, как я вижу. А энергопродукты весомую роль играют в производстве, и мы хотим это выровнять за счет компенсации платы за электроэнергию, мы просим федеральное правительство сделать эту компенсацию до 50% для резидентов нашего кластера.
Между тем, на Хабаровском трубном заводе кипит работа.
– Надеемся, что мы будем полезны нашим строителям, — говорит Андрей Сюзюмов, гендиректор ДВМК. – Кроме труб мы также производим различные заготовки из металла, в том числе и закладные детали. Делаем кладочную сетку, она востребована и на стройплощадках для укрепления железобетонных конструкций, и в дорожном строительстве в качестве георешетки. Сетку свариваем из проволоки, которую закупаем на комсомольском заводе «Амурсталь». В этом году мы чувствуем существенный прилив заказов, на 50% больше, чем в прошлом году. В этом, думаю, сыграло свою положительную роль развитие строек – в том числе Тихоокеанская железная дорога, продолжение возведения дамбы в Комсомольске, расширение «Полиметалла», напомню, что Хабаровскому НПЗ мы отгружаем трубы.
В этом году компания уже произвела порядка 1000 тонн готовой продукции. География поставок – весь Хабаровский край и ЕАО. Оборудование российское и китайское, проблем с запчастями нет, говорит директор предприятия. Если даже что-то и выходит из строя, местные умельцы адаптируют существующие детали к импортным станкам, уверяет нас гендиректор.
То, что с мая завод «Амурсталь» запустил производство стальной проволоки – это несомненная удача для региона, считает Андрей Сюзюмов. Ведь раньше сталь и проволоку в том числе закупали на западе страны. Вроде и свое, российское, но с поставками в наш регион были сложности. Контейнер из Екатеринбурга, например, приходилось ждать месяцами.
Так что если пробная партия проволоки, закупленная на «Амурстали», покажет себя хорошо, задержек в производстве из-за отсутствия материала больше не будет. Кладочная сетка – очень востребованный продукт, сейчас, например, на заводе делают партию по госконтракту для строительства перехода под Биробиджаном.
«Сама идея строительного кластера заключается в развитии местных предприятий. Сегодня мы очень активно работаем с правительством РФ, с нашими федеральными структурами: это министерство транспорта РФ, Минэнерго России, а также, безусловно, Минвосток России, которое объединяет всех на Дальнем Востоке. Хотим, чтобы наш строительный кластер имел необходимые преференции, предприятия могли получать достаточную прибыль для того, чтобы развивать свое производство».
– Планы, как всегда, у нас глобальные, хотим больше, хотим шире, планируем строительство нового цеха, планируем расширять производство, сейчас проходят изыскательские работы, мы ведем отвод земли, – увлеченно рассказывает Андрей Сюзюмов. – На следующий год планируем уже проект рассчитывать. Рядом с нами есть свободная земля, мы совместно с администрацией города, с правительством края решаем вопрос, они нам помогают, мы сделали кадастровый план новый, выделили участок, и планируем в этом направлении двигаться.
– Новый цех – это новые возможности. Мы хотим, чтобы производство расширялось, потому что по времени физически многие заказы не успеваем делать. Многим мелким и средним компаниям мы вынуждены отказывать. С новым цехом будем производить как минимум вдвое больше, – обещает гендиректор. – Это и налогов больше, и новых рабочих мест! Кстати, мы прошлый год отработали с плюсом по отношению к 2021-му, и в этом идем с опережением, так что ни пандемия, ни санкции особо не повлияли... Есть новые стройки – будут и заказы, будет и развитие!
Между тем, недавно стало известно, что Минстрой Хабаровского края ведет переговоры с министерством транспорта России, чтобы обеспечить льготы для резидентов строительного кластера в части перевозки по железной дороге сырья и готовой продукции. Также развитию производства в крае может помочь обнуления налога на добавленную стоимость меду участниками кластера. По мнению и. о. министра строительства региона, все это повлияет на снижение себестоимости и увеличит конкурентоспособность продуктов, производимых резидентами строительного кластера в нашем регионе.
Мария Полякова. Фото пресс-службы Минстроя края