Хабаровским школьникам презентовали новые профессии
Новые программы и направления подготовки высшей школы промышленной инженерии презентовали в Тихоокеанском государственном университете. Более сорока старшеклассников стали участниками мастер-класса «Мастерская ТОГУ: точка притяжения», который проводился при содействии Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) Хабаровского края.
Региональный ЦОПП в сентябре откроет свои двери на базе Хабаровского краевого института развития образования. На его создание по федеральному проекту «Профессионалитет» предусмотрено более 23 млн рублей. Как считают в министерстве образования и науки края, новая структура позволит в сжатые сроки готовить востребованные кадры для экономики региона.
Между тем, сотрудники новой организации уже начали активно действовать. По словам замруководителя ЦОПП Юлии Коршуновой, мастерская – итог совместной работы сотрудников центра с преподавателями школы программной инженерии ТОГУ.
– Одним из направлений нашего центра является профориентация, – объясняет она.
– Когда мы начали активно работать, на нас вышли сотрудники вуза. Дело в том, что со следующего учебного года эта кафедра будет называться «Высшая школа программной инженерии». В ТОГУ, в частности, будет вестись прием на абсолютно новые направления, поэтому надо довести до старшеклассников эту информацию.
В этот день одиннадцатиклассников Хабаровска познакомили с тремя новыми направлениями – «Информационные технологии в инженерном дизайне», «Технологии художественной обработки металла» (ТХОМ) и «Прикладная информатика в аддитивном производстве». Старшеклассникам рассказали о тонкостях профессии, какие требования предъявляют к поступающим, чем смогут заниматься в будущем выпускники этих направлений.
Так, с инфотехнологиями в инженерном дизайне старшеклассников познакомила преподаватель Жанна Кашина.
– Это новая специальность, которая впервые открывается на Дальнем Востоке. Здесь объединены сразу три направления – информационные технологии, системная инженерия, дизайн. На занятиях вы будете заниматься такими видами профессиональной деятельности как компьютерное моделирование, предпринимательская деятельность и информационно-техническая поддержка, создание дизайн-проектов, – объясняет педагог.
О технологии художественной обработки металла рассказала студентка третьего курса вуза Алина Банинова. По словам Алины, для творческих людей учеба здесь – уникальная возможность проявить себя в сфере дизайна, развить свои способности и получить специальность инженера-технолога. Выпускники будут работать в разных сферах – как инженерами или дизайнерами на промышленных предприятиях, так и ювелирами в частных мастерских. Самая интересная часть специальности – ее многопрофильность: инженерная, художественная и прикладная. Студент может найти себя в разных формах.
Презентацию направления «Прикладная информатика в аддитивном производстве», провел доцент кафедры «Литейное производство и технология металлов» Михаил Ермаков.
– Относительно недавно появилась новая технология – аддитивное производство, – объясняет Михаил. – Главная особенность в том, что по уже готовой компьютерной модели можно послойно напечатать объект, то есть используется принцип 3D-печати, это очень интересно.
Впрочем, в этом школьники могли убедиться лично. Особый интерес вызвало занятие в мастерской ТХОМ, где под чутким руководством опытных студентов ребята научились работать с 3D-моделями, поработали на настоящих станках, чтобы отполировать ювелирное изделие и создать в итоге собственное украшение в виде браслетов.
22 тысячи специалистов ежегодно требуется экономике края. Как считают в Минобрнауки региона, Центр опережающей профессиональной подготовки поможет обеспечить приток рабочих кадров, обладающими актуальными компетенциями, и восполнить кадровый дефицит в регионе. Ключевое направление деятельности – конструирование коротких программ обучения под требования потенциального заказчика. Также будет создана единая цифровая платформа по профподготовке. В центре жителям края помогут получить новые навыки и компетенции по востребованным профессиям, переквалифицироваться и усовершенствовать имеющиеся знания. Осваивать компетенции они смогут как в самом центре, так и в 52 мастерских колледжей и техникумов края. При обучении учтут запросы работодателей региона. Особое внимание уделят авиа– и судостроению, строительству и горнодобывающей промышленности.
Сперва старшеклассники учились полировать металл.
– Сейчас я полировал изделие, чтобы оно блестело и выглядело презентабельно. Процесс полировки совсем несложный. Я включил бормашину, смазал насадку специальной пастой, взял плоскогубцами изделие и начал его полировать, – рассказывает мне ученик лицея «Ступени» Артём Толстенко.
Как говорит студентка ТХОМ-91 Наталья Мулярова, многие ребята отлично справились со следующим заданием – сплели завязки для браслета, а также прекрасно поработали с бормашиной.
– На этом мастер-классе нам рассказывали, как обрабатывать металл, чтобы получить готовую форму. Также мы будем его обрабатывать сами, чтобы потом получить собственный браслетик. Изначально заготовку делают из воска, потом делают форму для ее заливки металлом, после обрабатывают полученную металлическую форму, чтобы она стала яркой и блестящей для готового изделия. Мне очень понравился мастер-класс! – признается еще одна ученица лицея, Елизавета Исакова.
Основам программирования и 3D-моделирования в программе «Blender» старшеклассников научили преподаватели. Здесь, сидя за компьютерами, они конструировали трехмерную модель приведения и наблюдали за работой 3D-принтера в действии.
– Мне понравилось занятие, – говорит старшеклассник Иван Чикажев. – Все объясняется понятно, интересно. Работать в программе не сложно, надо было разобрать и знать определённые комбинации и команды, которые помогают быстрее работать и создавать объекты. Приятным бонусом стал брелок, сделанный на 3D-принтере.
Да, сделанные браслеты и брелки, которые можно было забрать с собой, для школьников стали приятным подарком. А вот родители, пришедшие вместе со школьниками в вуз, больше оценили саму возможность познакомиться с перспективными специальностями совместно с детьми.
– Мы приехали с пригорода Хабаровска – село Калинка. Мне, как маме, очень здесь интересно. Тем более, что по первому образованию я – инженер-программист, – говорит Мария Зачиняева. – Сын тоже уже занимается 3D-печатью, лазерной гравировкой – можно сказать, идет по моим стопам. И очень здорово, что есть такие мероприятия совместные. Дети не всегда самостоятельно могут определиться, по какому пути идти после школы. Родительский дружеский совет и поддержка очень важны в этот момент. И такие совместные практические мероприятия очень полезны для определения своего будущего.
Ксения ФайзулинаВ Год педагога и наставника запущен сайт БУДЬУЧИТЕЛЕМ.РФ. Это навигатор вузов, в которых обучают по педагогическим специальностям. На сайте собрано более 140 учебных заведений. Выбрать заведение можно по уровню образования – от среднего профессионального до докторантуры и программ допобразования, региону и направлению – от школьной математики до спецпредметов.На новой платформе представлены и образовательные учреждения Хабаровского края. В регионе подготовку педагогов осуществляют четыре вуза – ТОГУ, АГПГУ, ДВГАФК и ХГИК. Также в систему педобразования входят пять профессиональных образовательных организаций – Хабаровский педколледж, Ванинский межотраслевой колледж, Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум, Хорский агропромышленный техникум и Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум.